Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Идеи. Классный час

Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов

Первый раз в «старый» класс

Встреча учеников после каникул

В одной песне есть слова: «Вот и все, вот и кончилось лето, вот и все, расставаться настала пора». Они применимы к нашим ощущениям в конце августа вплоть до слов «расставаться настала пора». Мы, классные руководители, отличаемся от всех остальных взрослых тем, что для нас это пора встречи с нашими детьми.

Что такое встреча?

Это повод для человека понять, как и в чем он изменился за это время.

Ведь чаще всего люди спрашивают других «как дела?» не для того, чтобы узнать что-то новое об их жизни, а для того, чтобы получить паузу. Пока друг рассказывает о себе, мы огладываемся на свое лето и делаем судорожные попытки понять самих себя: что за это время произошло со мной?

В идеале встреча – некое со-бытие, в процессе которого люди не просто проводят вместе время, но делают попытки увидеть и услышать, понять и принять друг друга и самих себя. И, по большому счету, задача классного руководителя заключается в том, чтобы эта первая встреча на уровне понимания и соприкосновения детско-детских и детско-взрослых смыслов жизнедеятельности в целом и образования в частности оказалось длиной, как минимум, в год – в учебный год.

Как организовать первую встречу?

После торжественной линейки классный руководитель ведет детей в класс. Сразу после чинного преодоления препятствия в виде директора и завуча на крыльце школы дети, обгоняя друг друга, мчатся к двери классной комнаты. Мчатся не за знаниями, а за «местом под солнцем». В открытой двери возникает «пробка», а в классе затем – «разборка»: один занял не ту парту, другой хотел сидеть с третьим, а не с четвертым, – и таким образом начинают формироваться некие детские сообщества по принципу «против кого дружить будем». Кстати, если понаблюдать за этим процессом, а не кидаться утихомиривать ребят, можно получить массу информации социометрического плана.

Избежать такой ситуации трудно, но несколько смягчить вполне возможно.

Вариант 1. Дворово-превентивный

Под образованием в настоящем Законе
понимается целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества, государства...»

Ст.1 Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ “Об образовании”»

За два-три дня до 1 сентября классный руководитель приглашает детей встретиться в школьном дворе. Для него цель этой встречи – проинформировать их о регламенте Дня знаний, соответствующем внешнем виде, новых педагогах и проч.

Кстати о Дне знаний – он отдан на откуп классному руководителю. Почему тогда он называется не День образования (читайте выдержку из Закона)? Почему воспитание опять в стороне, несмотря на то, что этот процесс на законодательном уровне должен быть в образовательном учреждении первичен в отношении обучения?

Итак, на этой встрече цель детей – поболтать. Себя показать и других посмотреть. Слова педагога практически не воспринимаются, что психологически оправдано. С помощью такой встречи «до того» педагог создает ситуацию общения, чем предотвращает нежелательную, но вполне объяснимую болтовню детей друг с другом на уроках в первый учебный день.

Вариант вполне приемлем, но не в его традиционной форме. Если наши дети хотят общаться, мы должны им создать для этого условия. Во дворе же, стоя, они этого полноценно сделать не могут. И примерно через час они расходятся. Куда? А вот тут уже кто куда… Общаться-то хочется!

Вариант 2. Традиционно-авторитарный

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!

С. Михалков

Классный воспитатель по своему усмотрению еще до начала торжественной линейки строит детей по парам и потом насильственным методом эти пары размещает за партами. Этот вариант мы отвергаем как, во-первых, противоречащий правам ребенка, во-вторых, не совпадающий с нашими целями (читайте преамбулу и стихотворение С. Михалкова!).

Два последующих варианта возможны как до, так и непосредственно во время 1 сентября.

Вариант 3. Экскурсионно-познавательный

Как видно из названия, ребят «вывозят» на экскурсию познавательного характера. Положительные моменты: вроде как увидели, узнали что-то для себя новое. И эмоции позитивные, и нестандартное решение. Неплохая мотивация учения, поскольку возбуждается любознательность детей (если, конечно, с экскурсоводом повезет). Минусы: во время рассказа экскурсовода надо молчать, надо познавать, в идеале – запоминать. А, повторимся, после каникул дети к этому не готовы, у них цель встречи другая! Им будет недостаточно той дозы свободного общения, которую им предоставят взрослые.

Вариант 4. Походно-отдыхательный

Лес. Поляна. Берег реки. Чья-то дача (вариант хуже предыдущих, так как скученность детей на маленькой территории может привести подчас к нежелательным конфликтам). Лето как бы продолжается, и его эмоциональный посыл распространяется на встречу с одноклассниками – педагогом – школой. Создается комфортная атмосфера для переходного адаптационного периода. Открытое пространство позволяет удовлетворить естественное стремление детей к приключениям, создать «орлятский круг», посидеть у костра…

Три правила первой встречи

Итак, на нашей первой встрече с нашими изменившимися за лето детьми мы будем придерживаться следующих правил.

1. Классному руководителю нельзя сразу привлекать внимание к себе и к деловым вопросам. Обязательная для начала учебного года информация должна быть сообщена в конце встречи, кратко, не назидательно, а завлекательно.

2. Не торопитесь на первой встрече заниматься планированием воспитательной работы на год. Дайте детям присмотреться друг к другу, понять себя и других, почувствовать специфику своего нового возраста в школе, увидеть новых педагогов. Дней через десять после начала учебного года классный час «Мы строим год» будет более уместен.

3. Обязательно создайте условия для того, чтобы дети вспомнили позитивные моменты прошлого учебного года, а уж затем проговорили то, что случилось с ними за лето. При этом акцент следует сделать не на том, «как и где я провел лето» (социальное неравенство набирает силу), а «как я изменился за лето».

Пять игр для первого классного часа

«Помнишь ли ты, как это все начиналось?
Помнишь ли ты наши мечты?..»

Игра «А помнишь?»
Идея Н.В. Ивановой и Т.В. Фроловой

Оформление:на доске, на партах разложены фотографии, на которых запечатлены фрагменты классных часов прошлого учебного года, праздников и проч. Важно, чтобы на этих фотографиях каждый ребенок смог найти себя.

Ход игры: классный руководитель предлагает ребятам сесть в круг и объясняет условие предстоящего действа. Каждый из присутствующих должен вспомнить что-нибудь интересное из того, что произошло в классе в прошлом году (1 минута) и начать свое высказывание об этом словами «А ты помнишь…?»

Следующий за ним подхватывает его воспоминание, дополняя его своим, после чего подкидывает следующую тему для ретроспективы классной жизни: «Да. Помню, тогда еще произошло… А ты помнишь, что…?»

Игра продолжается по кругу. Желательно, чтобы классный руководитель выступил инициатором воспоминаний и своими дополнениями завершил этот этап встречи.

Эффект: создается атмосфера со-проживания, со-общества.

«А у нас в квартире газ! А у вас?»

Ход игры: классный руководитель напоминает ребятам эти стихи и просит поиграть аналогичным образом. Право на короткое емкое высказывание, отражающее самое яркое впечатление лета, ребята получают по очереди, передавая ход следующему вопросом типа «А у вас?». Необходимо, объяснив правила игры, дать ребятам 15–20 секунд на то, чтобы определиться и сформулировать свое высказывание. В противном случае никто не будет слушать других, погрузившись в собственные воспоминания.

Эффект: снимается напряженность, ребята становятся более раскованными. Попытка выделить самое яркое впечатление помогает им начать самоопределение в собственной системе ценностей и выстроить приоритеты (естественно, что это только первый момент весьма и весьма серьезной работы). Быстрый темп игры и правило короткого высказывания позволяет каждому высказаться эмоционально, привлечь к себе внимание, скрыв от окружающих более серьезные моменты, не подлежащие огласке. Например, мой собственный сын однажды выдал: «Всю жизнь ненавидел в школе рассказывать, как я провел лето!»

«По секрету всему свету,
что случилось, расскажу!»

Оформление: небольшие листочки бумаги формата визитной карточки, ручки, карандаши, трафареты печатных букв.

Ход игры: классный руководитель предлагает ребятам создать «визитную карточку» своего секрета, который возник в его жизни летом, придумав ему эмблему и краткое содержание. Основное условие: не подписываться, секретную информацию писать только печатными буквами, используя трафарет, чтобы почерк не выдал «секретоносителя».

По окончании работы «визитки» перемешиваются и выкладываются на всеобщее обозрение. Задача ребят – отобрать схожие секреты и разложить визитки на несколько групп.

Эффект: владельцы секретов осознают, что они не одиноки, предположим, в какой-то проблеме, что и радость и горе могут быть и у других ребят. Классный руководитель, на основе выделенных групп секретов, получает возможность наметить темы для диспутов, дискуссий, прецедентных классных часов.

«Маска, я тебя знаю!»
или «Маска, я себя знаю!»

Оформление: вырезанные из журналов фотографии самого разного плана (пейзажи, животные, растения, машины, люди и проч.), листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, клей.

Ход игры: классный руководитель предлагает ребятам разделить лист на две половины и на каждой из них создать либо аппликацию, либо рисунок, либо коллаж, объединяющий первое и второе. Условие таково: в результате у каждого должны получиться два его «портрета», две «маски», отражающие его состояние в прошлом учебном году и сейчас, после каникул. На выполнение задания отводится 3–5 минут, причем классный руководитель выполняет задание наравне с ребятами.

По истечении времени «маски» выкладываются в центр классной комнаты или полянки (см. варианты проведения встречи). Ребятам предлагается, внимательно рассмотрев коллажи, найти того, кто скрывается под каждой «маской». Возможно и групповое обсуждение и индивидуальный поиск. В последнем случае каждый ребенок берет по одному листку и ищет его автора.

Риски: классный руководитель должен быть готов к высказыванию некоторыми детьми нелестных эпитетов в адрес другого ребенка. Если в данном детском коллективе такое возможно, то лучше избежать этапа «узнавания», ограничившись лишь демонстрацией коллажей.

Эффект: детям предоставляется возможность сравнить себя в прошлом и себя в настоящем, а классный руководитель получает великолепный материал для анализа и последующего планирования индивидуальных воспитательных траекторий. Для усиления эффекта можно оставить «маски» в «выставочном зале» классной комнаты или разместить их в психолого-педагогических картах детей, в той части, которая посвящена изучению продуктов жизнедеятельности ребят. Это позволит им, периодически возвращаясь к коллажу, что-то в нем изменять, дорисовывать и т.д., тем самым осуществляя самопознание и самокоррекцию.

Акция «Первый друг»

Весьма часто в «старом» классе появляются «новенькие» ребята. О сложном процессе их адаптации написано много статей, данный сюжет лег в основу книг и фильмов. Классика педагогического жанра заключается в словах: «Ребята, это наш новый ученик. Он будет учиться с вами. Надеюсь, вы подружитесь...»

Ход игры: однако если в школе есть хороший психолог, то с его помощью можно заранее предугадать, с кем из класса новенький ученик сойдется характером. И назначить «старенького» «первым другом» для «новенького». Его задачей будет познакомить новенького с классом, с педагогами, со школой, традициями, курировать его на протяжении первого месяца пребывания в школе и т.д.

Эффект: у новенького снимется острое чувство одиночества и страха, «первый друг» почувствует свою значимость, будет учиться заботиться о приятеле. Классный руководитель на должность «первого друга» может пригласить, например, застенчивого ученика, тем самым помогая тому «разомкнуться». Так же, как классикой стало в педагогике назначать старостой класса «неудобного» для педагогов ребенка, «первым другом» можно выбрать и шаловливого ребенка, прививая ему чувство терпения и ответственности.

Дорогие классные руководители! Удачи вам и здоровья в Новом учебном году!

TopList