Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2008

Архив

идеи. межличностные конфликты

В 2001 году Центр «Судебно-правовая реформа» впервые в России начал создавать школьные службы примирения и осуществлять образовательную и методическую поддержку этой деятельности. Как разрешить конфликтную, а то и криминальную ситуацию в школе, чем традиционный подход к подавлению конфликта отличается от «восстановительного», что может предложить российским школам система служб примирения и как создать такую службу в вашем городе, – об этом вы узнаете из материалов номера.

Антон Коновалов ,
руководитель направления «Школьные службы примирения» в центре «Судебно-правовая реформа» ;
Рустем Максудов

Школьная служба примирения: задачи и возможности

Учителя чаще всего пользуются тремя способами разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: морализаторство, клеймение и формальное разрешение. Клеймение проявляется в случае, кода дело уже приняло серьезный оборот и получило огласку среди родителей или милиции. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты и поэтому должны помириться») практикуются в младшем школьном возрасте и действительно иногда срабатывают. Но по мере взросления детей возрастает количество случаев, не поддающихся стандартным формам реагирования, и здесь чаще всего подростки не получают поддержки.
Ситуация отягощается социальным расслоением школьников. Придя в школу, не имея за собой обеспечивающих деньги и статус родителей, дети обычно не могут приобрести значимое место в школьной жизни за счет успешной учебы. Часть из них приобретает статус отверженных, а часть становится школьными авторитетами и нередко занимается вымогательством. В этой ситуации происходит не регулируемое взрослыми расслоение детей. Отношениями начинает управлять грубая сила.
Но и успевающие дети нередко попадают под влияние подростковой субкультуры, поскольку и для них возможность самоутвердиться, особенно в юном возрасте, ограничена. Такие признаваемые учителями способы самоутверждения, как успеваемость по предметам или участие в школьных мероприятиях, в подростковом возрасте уже имеют подчиненное значение.

Дети без помощи взрослых

Очевидно, что подростковое сообщество играет важную роль в социализации школьников в плане освоения «взрослых» форм отношений между людьми. Любовь, дружба, ненависть, выработка отношения к людям и событиям, а также постановка и реализация целей составляют основу человеческого существования. Сообщество дает возможность как бы примерить эти отношения на себя, часто через преодоление искусственно создаваемых самими ребятами экстремальных ситуаций.
Подростковое сообщество есть форма коллективности, в которой чеpез подобное «пpимеpивание» вырабатывается индивидуальное отношение к миру и людям. Этому способствует личностно-значимая коммуникация, когда разнообразные отношения и поступки становятся предметом обсуждения самих школьников.
Для того чтобы подростки осваивали действительно цивилизованные формы общения и деятельности, необходимо управление этим процессом со стороны взрослых, прежде всего через неавторитарные способы разрешения конфликтов.
Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, дети, не участвуя в деятельности, заключающейся в анализе и нормировке отношений с другими детьми и воспитателями, начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять одним типом – авторитарными взаимоотношениями и действиями.
Более того, замыкаясь в собственной среде и в этом смысле оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки в социум. Видимо, это и есть подлинная основа криминализации российского общества.

Криминализация в среде подростков

Одной из основных форм, в которых школьники разрешают конфликты, являются криминальные «стрелки». Проведение «стрелок» и участие в них значительной части детей показывает слом в механизмах воспитания. Фактически именно участие в «стрелках» формирует у детей исходный контркультурный опыт, поскольку отсутствует управление конфликтами детей со стороны взрослых.

Внешнюю стороны жизни подростков описывают СМИ:
«Известиям» удалось расследовать, как работают школьные банды в столице Бурятии Улан-Удэ – наиболее зараженном школьным рэкетом городе России. Организованные в банды местные школьники, вымогая деньги у одноклассников, формируют уголовный «общак» настоящих преступников. «Ты чей будешь?» – так  в столице Бурятии Улан-Удэ обращаются друг к другу незнакомые дети и подростки. Это означает: кому ты платишь дань, кто твоя «крыша»? Если никому, значит, ты «лох», которого каждый в любой момент может «поставить на бабки». Если платят тебе – ты «крутой», тебя уважают. Жаловаться взрослым не принято.

В  городском УВД Екатеринбурга корреспонденту «Известий» Сергею Авдееву сообщили, что проблема актуальна и сейчас. Информация о «школьном рэкете» в сводках встречается часто.
В Башкирии, где проблема чрезвычайно остра, с рэкетом борются радикально. Инспектора по делам несовершеннолетних ходят по школам, убеждают детей  не скрывать факты вымогательства, а сообщать о них  взрослым. При обращении в милицию они берут на себя обязанности оперативников и сами выезжают на «стрелки», на которых должны передаваться деньги. Милиционеры дают потерпевшим ребятам меченые купюры и задерживают вымогателей с поличным, сообщает наш корреспондент Татьяна Майорова.

В Татарстане вымогательством занимаются даже девочки. В Нижнекамске две 15-летние школьницы и их 17-летний приятель вымогали 500 рублей у 13-летней девочки. Чтобы устрашить, ее заперли в полутемном подвале, где несчастная провела без еды целых два дня. Преступников удалось задержать. Сейчас следователи выясняют, не числятся ли за ними другие подобные преступления, передает корреспондент «Известий» Юрий Николаев.
 Согласно опросу, проведенному на днях республиканской прокуратурой среди 4719 учащихся в крупнейших городах Татарстана, более половины местных школьников подвергались вымогательству. Каждая вторая жертва не смогла противостоять любителям легкой наживы и распрощалась со своим имуществом или деньгами. Даже если пострадавший подросток рассказал о случившемся родителям, те не обращались с заявлением в милицию.

В Астрахани «школьный рэкет» напрямую связан с детскими амбициями. Например, ученики обычной средней школы № 59 держат в напряжении соседнюю гимназию № 4, где учиться гораздо престижнее. «Наши пацаны ходят в столовую гимназии – она лучше, а деньги стреляют по дороге», – рассказал нашему корреспонденту Галине Годуновой один из учеников 59-й школы. Президент астраханского равозащитного центра молодежи «Доверие» Зира Укасова говорит, что у местных школьников сейчас в ходу так называемый «обмен»: могут вынудить обменять роскошный велосипед на зажигалку.

В Ростове-на-Дону распространен принцип «крышевания», сообщает корреспондент «Известий» Елена Строителева. Старшеклассники «сшибают» деньги с младших, при этом каждый знает, кому он платит. «Если за данью обратится левый сборщик податей, то ему дадут знать, что сначала надо разобраться с крышей», – утверждает отец шестиклассника ростовской школы № 4. Иногда разбирательства доходят до рукоприкладства. Сотрудники ростовского молодежного телефона доверия, куда часто обращаются жертвы вымогателей, выяснили, на что уходят отобранные деньги. Оказалось, что старшеклассники обычно тратят их на выпивку и легкие наркотики, которые купить в большинстве местных школ сейчас несложно.

В Волгограде подростки вымогают друг у друга не только деньги, но и компакт-диски, кассеты, проездные билеты, передает корреспондент «Известий» Татьяна Филимонова.

Школьные службы примирения могут быть одной из новых единиц работы с молодежью и воспитания, препятствующих стихийному процессу социализации, освоению подростками насильственных методов регулирования ситуаций и криминальной субкультуры.

Как действует служба примирения

Разрешением конфликта становится ситуация, в которой:
• не осталось негативных чувств между сторонами;
• стороны сами нашли путь к  исправлению ситуации.
И если стороны в спокойной обстановке сами нашли путь исправления и приняли на себя ответственность за его реализацию, то скорее всего решение будет выполнено, а ситуация в будущем не повторится. Такие встречи называются программой примирения.
Подчеркнем, что в нашем понимании ответственностью называется не вынесение наказания со стороны администрации школы, а договоренность и реализация шагов по исправлению последствий конфликтной ситуации самими участниками. В этом и состоит суть восстановительного подхода к конфликтной (криминальной – если есть обидчик  и жертва) ситуации. Осознание подростками собственной ответственности за свои действия (как положительные, так и отрицательные) – важный шаг к социализации и взрослению.
Поскольку сторонам тяжело договориться до конструктивного разрешения ситуации, необходима позиция нейтрального ведущего, который невыносит решение, а помогает сторонам построить конструктивный диалог, снижает «градус эмоций». Поскольку он нейтрален по отношению к обоим, у него легко складывается контакт с обеими сторонами конфликта. В школьных службах примирения обычно ведущими становятся сами ученики, прошедшие специальную подготовку.
Естественно, служба примирения может функционировать только при руководстве взрослым. Обычно ими являются заместитель директора по УВР, социальные педагоги или школьные психологи.
На наш взгляд, школам важно иметь такую программу как альтернативу существующим, прежде всего, силовым способам реагирования на конфликт. Практика показывает, что это могут быть не только известные взрослым конфликты, но и тщательно скрытые (не выносимые на взрослый уровень) конфликты ребят.
Деятельность ведущего накладывает отпечаток не только на участников программы (многие из них позже приходят работать в службы), но и на самих ребят-ведущих. Потому что принципы, которые осознаны в процессе собственной деятельности, укореняются в человеке на глубоком уровне и влияют на его дельнейшее развитие.

Рустем МАКСУДОВ,
Антон КОНОВАЛОВ,
г. Москва

Фото авторов

Справка

Деятельность по подготовке ведущих и созданию школьных служб примирения в Москве и других регионах России осуществляет Центр «Судебно-правовая реформа».
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» – общественная организация, осуществляющая некоммерческую деятельность. Зарегистрирована в августе 1996 года. Руководящий орган – коллегия (г. Москва).
Президент Центра, руководитель направления «Программы восстановительного правосудия» – Максудов Рустем Рамзиевич; e-mail: makcrane@mtu-net.ru.
Руководитель направления «Школьные службы примирения» – Антон Юрьевич Коновалов; e-mail: Konovalov-A@yandex.ru.
Официальный сайт Центра «Судебно-правовая реформа»: http://www.sprc.ru.

TopList