Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2008

Архив

материалы. межличностные конфликты

Антон Коновалов ,
руководитель направления «Школьные службы примирения» в центре «Судебно-правовая реформа»

Создание школьных служб примирения в новом городе

Механизм и основные этапы

Все начинается с активистов, желающих создать у себя в городе школьные службы примирения. После обращения мы, как правило, начинаем обсуждать с ними годовой совместный проект по созданию служб примирения и вклады обеих сторон.

Подготовка и вводные семинары

Если есть возможность, мы устраиваем ознакомительный семинар в форме презентации. Затем в городе отбираются несколько школ, каждая из которых присылает на базовый семинар-тренинг команду подростков во главе со взрослым – будущим куратором службы. Обычно на этом же тренинге присутствует кто-то из руководителей системы образования. Базовый тренинг включает в себя следующие блоки:
• критический анализ существующей в школе системы реагирования на конфликты;
• принципы и ценности восстановительного подхода в разрешении конфликтов, роль ведущего в программах примирения;
• коммуникативные навыки, необходимые ведущему для работы;
• проигрывание программ примирения в малых группах на примере реальных ситуаций;
• проектирование будущей службы примирения (способы рекламы, получения информации о конфликтах и т. п.). На семинаре каждая школа осуществляет такое проектирование самостоятельно, а затем выступает с докладом на общем обсуждении.
Задача каждой школы – до следующего нашего приезда провести несколько программ примирения, чтобы появился первый опыт. Если есть возможность, для участников организуются супервизии проведенных программ и тренинг по коммуникативным навыкам.
Параллельно с семинаром мы часто проводим встречи с ключевыми персонами городской администрации и городской системы образования, а также даем интервью городским СМИ. Иногда делаем часовую пресс-конференцию для директоров школ города, чтобы они были в курсе начинающегося проекта.
Второй продвинутый семинар строится на материале проблем, с которыми столкнулись ведущие программ примирения, и обычно включает в себя работу с более сложными случаями: групповые конфликты, конфликты, где есть крупный материальный ущерб и т.д. Затем ведущие проводят еще серию программ примирения, изучают литературу по этой теме.
Обычно к концу года мы приглашаем делегации ШСП от городов на конференцию в Москву, а также рекомендуем оставлять возможность сотрудникам службы примирения выступать на различных конференциях в своем городе.
Дальнейшие наши действия (как правило, уже в следующем году) направлены на то, чтобы в городе появились собственные тренеры, которые смогут проводить обучающие семинары и готовить ведущих.

Создание городской системы поддержки ШСП

Предположим, мы пришли к пониманию необходимости создания городской системы поддержки ШСП. Здесь имеется в виду не только поддержка со стороны разнообразных городских структур: администрации города, представителей городского комитета образования, институтов, курсов повышения квалификации, городских финансовых организаций и т.п., но и создание в городе сетевой структуры школьных служб примирения как основы для построения профессионального сообщества.
Плюсы такой стратегии распространения служб примирения в следующем.
1. Создание служб примирения в 1–3 школах города рискованно для их долгосрочного существования. Сменились дети, сменилась администрация – и служба может исчезнуть. Или просто по каким-то причинам не сложиться с самого начала. Если проект ориентирован сразу на 20–30 школ и более, то исчезновение службы в нескольких школах не станет проблемой.
2. Возникает профессиональный клуб, где кураторы и школьники-медиаторы не только могут обмениваться информацией и повышать свой профессиональный уровень, но и чувствовать поддержку коллег. Действительно, в случае если взгляды службы и администрации школы начинают вступать в противоречие (например, по вопросам конфиденциальности программ), куратору важно чувствовать за собой поддержку профессионального сообщества.
3. Представителям Комитета образования и других образовательных структур проще ориентироваться на массовый проект и при подготовке тренеров, и при внесении программы в курсы повышения квалификации, и при издании методической литературы, и при презентации результатов.
Сложность такой стратегии в том, что она еще не доведена до технологического решения, нуждается в большем приложении ресурсов и в человеке, который смог бы организовать подобный проект на городском уровне. На данный момент существуют два города, развивающих стратегию распространения служб примирения в массовом масштабе: Пермь и Волгоград.

Опыт Перми

В Перми на базе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Индустриального района начался проект, который предусматривает внедрение ШСП во всех школах Пермского края в течение трех лет. В Перми действуют 35 школьных служб примирения, постоянно проводится обучение взрослых и подростков восстановительной технологии. Подготовлены сертифицированные ведущие и тренеры. Это первый в России город, где службы получили массовое развитие. Плюсы проекта в том, что он поддержан «сверху» – губернатором, и на него выделено некоторое финансирование, в рамках которого предусматривается обучение кураторов служб.
Также был издан приказ № 109, в котором наличие службы примирения учитывалось при аттестации школы.

ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ №109 от 24.07.2006 «Об организации работы по выполнению бюджетных заданий по предупреждению социально опасных явлений среди учащихся» <…>
1.3. Учитывать деятельность служб примирения при аттестации и аккредитации образовательных учреждений (в процессе оценки результатов воспитательной работы по показателю «Организация самоуправления учащихся»). <…>
5.3. Внедрить в деятельность образовательных учреждений, в том числе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, восстановительные технологии. При аттестации социальных педагогов, педагогов-психологов учитывать использование восстановительных технологий в работе по снижению правонарушений среди учащихся образовательных учреждений.
5.4. Принять меры по созданию в учреждениях образования служб примирения.

Другим путем пошли в Волгограде

В Волгограде в 2005 году начали с трех ШСП, а сейчас там 24 школы имеют службы примирения и, скорее всего, их число будет увеличиваться. Фактически началось создание сообщества кураторов вокруг общественной организации ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», выступившей инициатором развития сети ШСП в городе и оказывающей службам различную поддержку. Президент этой организации Ирина Маловичко так определяет задачи и необходимые действия по созданию сети служб примирения:
1. Информационное обеспечение процесса развития ШСП и восстановительных технологий в целом в Волгограде, лоббирование интересов ШСП на городском и региональном уровне. Представление и продвижение деятельности школ по созданию ШСП в органах власти, СМИ, на городском, региональном и международном уровнях.
2. Методическое обеспечение процесса развития ШСП. Разработка (доработка изданий центра «Судебно-правовая реформа») и издание методических учебных брошюр для педагогов и детей, разработка алгоритмов, протоколов, положений, презентаций, форм учета и отчетности. Участие в обучении педагогов в качестве тренеров, консультантов, экспертов. Координация и поддержка деятельности ШСП на городском уровне.
3. Обеспечение поддержки и поощрения инициативы школы по внедрению технологии ШСП со стороны городских органов управления образованием, КДНиЗП, других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, включая Уполномоченных по правам ребенка Волгоградской области (издан приказ комитета образования об эксперименте по ШСП в перечисленных школах (без финансирования), благодаря чему педагоги и дети могут обучаться и участвовать в межшкольных мероприятиях с отрывом от основной работы или учебного процесса).
4. Привлечение (по возможности) к лидерству в деле создания ШСП школьных уполномоченных по правам ребенка (имеются в большинстве волгоградских школ, избираются детьми на основании демократических процедур).
5. Алгоритмизация процесса создания ШСП. Детальное методическое сопровождение каждого этапа становления службы, обеспечение новых участников проектами документов, обеспечивающих легитимное существование ШСП на уровне школы, района, города (положение о службе, приказ, информационные материалы, разработки презентаций для педагогов, учащихся, сотрудников органов управления образованиям и т.п.). Обеспечение кураторов ШСП методическими разработками и учебными материалами для организации обучения детей-волонтеров в школах.
6. Обеспечение кураторов формами единообразной отчетности как по отдельным проведенным программам примирения, так и по деятельности службы в целом, что позволяет получать массив информации, удобный для статистической обработки и содержательного анализа. Мониторинг состояния дел в отдельных ШСП.
7. Создание ситуации публичности и соревновательности между школами города в деле создания и развития ШСП. Рейтинговое публичное представление результатов деятельности. (Все достижения фиксировались на одном листе, чтобы каждый мог увидеть, какие шаги им проделаны, а какие еще предстоит пройти). Поощрение школ, достигших наилучших результатов. Благодарственные письма кураторам, детям-волонтерам, директорам школ.
8. Обучение кураторов служб (взрослых ведущих ШСП) навыкам ведения программ примирения и методам обучения детей-волонтеров в рамках курсов повышения квалификации педагогов (налажено взаимодействие с Институтом молодежной политики и городским Центром повышения квалификации, чтобы учителя получали свидетельства, дающие право на повышение разряда).
9. Обучение детей-волонтеров ШСП (ведущих программ примирения) и повышение их умений (квалификации) непосредственно на базе школы в непрерывном режиме еженедельных занятий (по типу кружковой работы).
10. Организация и поддержка межшкольной (сетевой) коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи кураторов и детей-волонтеров ШСП, проведение межшкольных детских конференций, супервизизионных встреч, поощрение обмена опытом, проявлений взаимной поддержки и солидарности.
11. Содействие в представлении работы ШСП отдельных школ в качестве педагогических инноваций на всех уровнях. Помощь кураторам в создании презентаций, написании заявок на гранты, выдача писем поддержки кураторам как педагогам-новаторам и т.п.
12. Материальная поддержка кураторов служб со стороны клуба «Достоинство ребенка» в виде канцелярских товаров, оплаты услуг электронной почты, тиражирования информационных материалов.

Для администрации школы служба примирения выглядит как инновационный элемент школьного самоуправления, который можно ярко презентовать на собраниях и конференциях. Школы отчитываются Управлению образования наличием службы примирения. Кроме того, работу в службе можно представлять на различные грантовые программы.
Служба удачно вписалась в деятельность школьных уполномоченных по правам человека (в основном они стали кураторами служб), у которых ощущается недостаток средств практической работы с жалобами. Работая кураторами, они повышают свои профессиональные навыки, выделяются среди остальных учителей, что дает им шанс на повышение должности. Подготовка кураторов осуществляется совместно Клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», Институтом обучения учителей и Волгоградским институтом молодежной политики, в результате чего кураторы получают официальный документ о повышении квалификации, дающий им право на профессиональный рост.
Для подростков, по их словам, участие в службе важно с точки зрения собственного развития, освоения навыков общения, а также для профессиональной ориентации.

Развитие служб примирения в масштабах России

2000–2001 годы
Начало совместного проекта в Москве, Великом Новгороде (в новгородском отделении центра «СПР») и Петрозаводске (с юниорским союзом «Дорога»). Задача проекта – доказать, что программы примирения в школе возможны.
Окончательно оформился вариант работы службы: группы подростков сами проводят примирительные встречи, а взрослый курирует эту группу, то есть организует их работу и помогает в сложных случаях, например, если в конфликте участвуют родители. Подростки-ведущие смогли получить доступ и разрешить такие конфликты, о которых учителя и администрация даже не догадывались.
В качестве кураторов работали социальные педагоги (Великий Новгород), заместители директора по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и позднее – школьный уполномоченный по правам ребенка (Волгоград).

2002–2003 годы
Началось встраивание школьных служб примирения в структуру школ. У подростков-ведущих появился первый опыт работы с подростковыми «стрелками», который мы анализировали и описали в нескольких статьях (см. материалы конференции школьных служб примирения на www.sprc.ru/library.html. – Прим.ред.) В течение этих лет сформировались:
• система подготовки ведущих службы (обучение, супервизия), написание отчетов, изучение литературы по данной теме и прочее;
• Клуб ведущих, где ведущие обсуждали сложности и удачные находки, проводили работу на командообразование;
• реклама службы среди учителей, учеников, родителей, жителей города;
• дальнейшее курирование ведущими своих «подопечных» в течение месяца;
• работа в парах «опытный ведущий – новичок» и др.

2004 год
В Перми (совместно с нашими партнерами из Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Индустриального района) и Лысьве (совместно с городской администрацией, КДН и социальным центром) начался новый проект, в котором ШСП встраивалась в городскую систему профилактики правонарушений.

2005 год
Создаются школьные службы примирения в Волгограде, Томске, Тюмени. В Великом Новгороде имелся опыт создания межшкольной службы примирения. В Петрозаводске существовал пейджер «Примирение», на который мог позвонить любой подросток, оказавшийся в конфликтной ситуации. Счет школ с ШСП в России уже измерялся десятками.
В Волгограде клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» создается сеть ШСП (24 школы), активно взаимодействующих друг с другом. Эта сетевая структура активно поддерживается и системой образования, и некоммерческой организацией, и учебными институтами.

2006 год
Администрация Пермской области издала приказ о создании служб примирения во всех школах Перми и области, чем оказала уникальную поддержку службам примирения «сверху».

2007 год
Проведены вводные семинары в Бишкеке, Самаре, Новосибирске. Планируются проекты по школьным службам примирения с партнерами из соседних стран: Киргизии, Украины, Польши. Стало возможным говорить о начале формирования в нашей стране сообщества людей, продвигающих восстановительные практики в системе образования.
Центр «Судебно-правовая реформа» позиционирует себя как организация, инициирующая процесс создания и развития служб примирения в разных городах и регионах России. И поскольку имеется много городов, создающих ШСП, в дальнейшем им стоит объединиться в ассоциацию, чтобы чувствовать за собой большие силы и поддержку. К тому же членам ассоциации проще будет презентовать себя перед властью, финансовыми и другими структурами.
Возможно, с течением времени Ассоциация школьных служб примирения возьмет на себя и некоторые из работ российского масштаба.
На сегодня центр «Судебно-правовая реформа» ставит перед собой следующие задачи:
1. Создать методические центры в столицах регионов. Методические центры должны обладать собственной экспериментальной площадкой, методической библиотекой по теме ШСП, тренерами, способными обеспечить подготовку ведущих программ примирения в школах и других учебных заведениях. Совместно с региональной властью методический центр разрабатывает программу становления и развития ШСП в регионе.
2. Получить поддержку Министерства образования и науки РФ.
3. Создать учебные программы, пособия и учебник по школьным службам примирения.
4. Разработать стандарты: проведение программ примирения, обучение ведущих и подготовка тренеров.
5. Организовать сетевую коммуникацию между городами (конференции, форумы и др.).
6. Наладить контакт с подобными проектами из других стран.

TopList