Архив
материалы. межличностные конфликты
Антон Коновалов ,
руководитель направления «Школьные службы примирения» в центре «Судебно-правовая реформа»
руководитель направления «Школьные службы примирения» в центре «Судебно-правовая реформа»
Модель школьной службы примирения
Цель службы примирения – ограничить административно-наказующие реакции взрослых и агрессивные реакции подростков на конфликтные ситуации и заменить их на переговоры и восстановительные действия в максимальном числе случаев.
Мы считаем, что драки в школе изжить не удастся и, конечно, административные действия необходимы. Таким образом, школьная служба примирения – это именно альтернатива существующим способам. Важно, чтобы с самого начала сторонам предлагалось решить ситуацию самостоятельно.
Модель службы примирения оформилась и в настоящее время состоит из следующих элементов (см. схему).
Внутреннее устройство службы
В службе есть 2–4 пары подготовленных ведущих из числа учеников школы 5–10 классов (обычно 8-й и 10-й классы, поскольку у них в текущем году нет экзаменов), взрослый, курирующий службу, и несколько подростков в «группе поддержки». Подростки из «группы поддержки» помогают взаимодействию школьного коллектива и службы: проводят презентации перед школьниками, рисуют стенгазеты по ШСП; если видят ссорящихся, то рассказывают им о службе и приводят их в службу.
Взаимодействие службы с пространством школы
Перед службой и куратором стоят вопросы командообразования, проектирования службой своего места в школе и своего развития. Каждая команда службы примирения решает, с какими ситуациями работает служба, откуда получает информацию (от социального педагога, замеcтителя директора по УВР, из ящика обращений, от сверстников и проч.) и как при этом соблюдается конфиденциальность.
Далее решается: что происходит в случае успешного примирения сторон, какая информация сообщается администрации, какая ведется документация, в каком помещении и в какое время проводятся программы, как служба примирения взаимодействует с КДН и педсоветом, что и как сообщает о себе окружающим (реклама), как происходит «завоевание» высокого статуса. Все это через некоторое время закрепляется в «Положении о службе».
Удержание ценностей службы и мастерства
Куратор службы организует: отбор кандидатов в службу, обучение при помощи тренеров (это должны быть сотрудники Центра «Судебно-правовая реформа» или прошедшие подготовку тренеры из партнерских организаций), направление информации о конфликтах из администрации в достаточном количестве. Желательно, чтобы в среднем каждая пара ведущих раз в месяц работала со случаем, то есть около 4–5 ситуаций в месяц. Ситуации не обязательно должны быть сложными. Возможна работа и с простыми конфликтами, до которых у взрослых не доходят руки.
Куратор также проводит супервизию, обсуждает со школьниками этические вопросы работы ведущего примирительных программ, составление отчетов, организует клуб ведущих, взаимодействие на межшкольном уровне, конференции. Команда службы получает литературу и фильмы.
Образовательная функция службы
На наш взгляд, квалификация, получаемая ведущими ШСП, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не может сравниться с участием в решении конфликта ровесников. Не сравнится хотя бы потому, что ведущий участвует в решении реальной, значимой для него и других участников ситуации, в которой обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход.
Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье (о чем нам не раз говорили сами подростки), в общении с друзьями, а также в своей будущей работе (кем бы он ни работал, навыки общения в сложной ситуации ему будут нужны).
Работа со «стрелками»
Наверное, подростковые разборки («стрелки») с некоторой долей условности можно отнести к подростковому самоуправлению. Действительно, на них подростки самостоятельно решают конфликтные ситуации. А драки среди подростков – явление в целом нормальное. Но тем не менее мы не можем принять этот способ решения конфликтов по следующим причинам:
– в связи с отсутствием четких правил («до первой крови», «лежачего не бьют» и т.п.) «стрелка» легко превращается в избиение, которое часто заканчивается больницей для одного и судебным делом для другого;
– не все подростки хотят решать свои конфликты на «стрелках», но давление окружающих их к этому вынуждает, и нет признаваемого ровесниками механизма выхода из конфликта, чтобы не прослыть «слабаком» или «ябедой»;
– некоторые подростки специально провоцируют «стрелки», делая ставки на победителя, что увеличивает их число.
Школьные службы примирения несколько раз сталкивались с ситуациями «стрелок», и часть из них удалось предотвратить. Это направление требует дальнейшей разработки (в частности, вопросы обеспечения безопасности участников). Но, тем не менее, работа службы примирения с ситуациями, которые неизвестны школьной администрации, возможна. Подробнее об этом можно узнать из материалов конференции служб примирения в Великом Новгороде (архив центра «СПР» в библиотеке на сайте http://www.sprc.ru/library.html).
Место службы примирения в школьном сообществе
С точки зрения воспитания, служба примирения работает с наиболее значимыми, можно сказать, болевыми точками школьного сообщества. В большинстве случаев для школьника отношения со сверстниками важнее учебной программы. И уж тем более никакой ученик не будет думать об учебе, если после уроков его ожидает «разборка» или вымогательство за углом школы. Он будет думать, как ему решить конфликт. И с долей условности можно сказать: каким образом взрослый человек решает напряженные и конфликтные отношения со своим окружением (со старшими, младшими, противоположным полом и т.д.), такое у него и воспитание.
Нильс Кристи в работе «Конфликты как собственность» (см.: Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1999. – С. 31. – Прим. ред.) указывает на то, что в современном мире люди разучились решать конфликты и, предоставляя право решить конфликт учителю, психологу, директору или отцу, мы (и подростки) вместе с этим теряем способность решать свои конфликты самостоятельно.
Служба примирения помогает членам своего сообщества принять на себя ответственность по урегулированию собственных конфликтов путем переговоров в спокойной обстановке, то есть помогает подросткам принять взрослое ответственное решение и по-взрослому его реализовать.
Работу службы примирения можно рассматривать и как миротворчество. Но не только в смысле изучения международных законов о миротворчестве, а в смысле улучшения отношений среди своих сверстников и взрослых.