Архив
материалы. праздники
При подготовке концертов и конкурсов все внимание организаторов уходит обычно на сценарий, реквизит, репетиции и действия актеров. О ведущем вспоминают в последнюю очередь. Когда праздничный вечер приближается, ведущему выдают готовый отпечатанный текст, который он по бумажке зачитывает перед микрофоном. Но, оказывается, быть ведущим праздничной программы – это целое искусство. Его роль в успешном течении вечера очень велика. Возможно, вам помогут советы, предложенные в данной статье.
Н. Куняшева ,
педагог – организатор сектора игровых программ отдела клубных и игровых форм СПГУП По материалам сайта zerkalenok.ru
педагог – организатор сектора игровых программ отдела клубных и игровых форм СПГУП По материалам сайта zerkalenok.ru
Ведущий праздничной программы
Ведущему помогает образ, который он создает для конкретной программы. В работе над созданием образа прослеживается несколько этапов.
Выбор образа ведущего
Он зависит от возраста участников программы, специфики материала, от педагогической задачи.
В выбранный образ нужно вжиться: пока он нов и особенно интересен, пока к нему еще не привык, может показаться, что находишься в некоем театре, имя которому – этот самый образ, каков бы он ни был: Скоморох, Коломбина, императрица Александра Федоровна...
На этом этапе ведущему помогает работа с литературой, прослушивание определенной музыки, просмотры подходящих по теме кинофильмов и спектаклей. Практически это открытие для себя нового мира: новых красок, новых звуков, новых ритмов. Увлекаясь сам, заражаешь окружающих. Увлеченному начинают помогать.
Зачастую ценным бывает даже чье-то брошенное на ходу слово – именно его и не хватало! На этом этапе самое трудное – из множества имеющегося материала отобрать то, что необходимо в рамках данного сценария, данного возраста, данных материальных средств, выделенных на проведение вечера.
Сценарий или сценарный план?
Придумывая праздник, необходимо ответить себе на вопрос: во что играем? Если образ ведущего выбран правильно, то он сам подскажет эту игровую ситуацию.
Написание сценария праздничной программы редко бывает законченным действием. Часто к премьере имеется только подробный сценарный план с ключевыми фразами для партнеров и технических служб, а также определенные временные рамки, за которые нельзя выйти в своих импровизациях. Очень многое выкристаллизовывается в процессе непосредственной работы с аудиторией и последующего анализа этой работы.
Сценарий должен предполагать относительную свободу ведущего в выборе фразы, жеста, мимики. Важно только, чтобы все это отвечало выбранному образу и ситуации.
Подбор игровых технологий и приемов
Эта работа идет параллельно с написанием сценария. Игровые технологии и приемы должны быть в гармонии с выбранным образом. Для Летящей Леди, англичанки из концертно-конкурсной программы «Однажды в городе Фантазерске», естественна игра в крокет, а Скоморох из «Русских узоров» приглашает детей петь частушки, выйти на пляску.
Работа над визуальным образом
Создание целостного образа предполагает выбор костюма, грима, прически, аксессуаров. Правильно подобранный костюм ведущего помогает участникам программы погрузиться в эпоху, в ситуацию, поверить в свою причастность к действию. Самому ведущему костюм помогает, но и ко многому обязывает.
В концертной программе «По следам “Бродячей собаки”» есть два сюжета, которые представляет один и тот же ведущий (девушка): сначала в образе Коломбины, потом – танцовщицы кабаре начала XX века. Разные образы, разные костюмы, грим, парики диктуют и разные стили общения со старшеклассниками – участниками вечера.
Пластическое воплощение образа
Замахнувшись на балы в стиле XVIII и XIX вв., приходится осваивать соответствующие танцы: контрданс, полонез, польку, вальс, – а также овладевать методикой разучивания этих танцев с участниками программы, не выходя из образа.
Немаловажным инструментом в общении с аудиторией и в раскрытии образа является жест. Часто жест и мимика рождаются интуитивно – все идет от работы души. Понятно, почему Лиса Алиса из программы «Вторая тайна золотого ключика», лиса-плутовка, держит лапки в полуоткрытом кулаке или стоит, подбоченившись кулачками. А характерный жест чистой, искренней, распахнутой миру, добру и любви Сказочницы – руки, протянутые навстречу людям, ладонями вверх. Она – сама открытость и доверчивость.
Работа над словом
Вся речь ведущего, включая его импровизацию, должна следовать нормам литературного языка. Высшее достижение речевой характеристики образа ведущего – когда ведущий и его партнеры, позволяя себе свободную импровизацию, не выходят из роли.
Ценным является слово-ключ, слово-формула. Например, азартное словечко «давайте» помогает наладить контакт и между партнерами на сцене, и между ведущими и аудиторией. Это «давайте» (попробуем – поиграем – представим – окажемся – отправимся) мгновенно объединяет ведущего и детей, делает их соучастниками происходящего.
Также ведущему приходится быть внимательным к речи детей и уметь, не выходя из образа, исправить их речевые ошибки. Но справиться с этой задачей, скорее всего, сможет только ведущий-педагог. Старшекласснику-ведущему это может оказаться не по силам.
Подбор технических средств и игрового реквизита
Созданию образа ведущего и повышению художественного уровня программы способствуют театральный свет, звук (музыка, театральные шумы, спецэффекты). Но современные технические средства не должны заслонять от ребенка сказку, игру. Немало труда и выдумки стоит Лисе Алисе, например, использование микрофона.
Игровой реквизит помогает ведущему в образе, дополняет его. Например, кукла-петрушка на руке Скомороха позволяет отпускать шуточки, обмениваться репликами и даже «приклеивать» необидные прозвища участникам праздника.
Серьезным требованием к реквизиту является его многофункциональность. Так, молоток для крокета в руках Летящей Леди – это и непосредственно игровой реквизит, и указка, и эстафетная палочка.
Воплощение образа и анализ его успешности
Репетиция – это проверка того, насколько правильно был выбран и разработан образ, насколько он соответствует общему замыслу программы, как он понимается партнерами, как данный сценарий укладывается во времени и пространстве. Это отработка взаимодействия в команде с другими ведущими. Это привыкание к образу, к работе в костюме, с определенным реквизитом.
А в ходе программы ведущий обязательно почувствует, насколько ему удалось погрузить аудиторию в заданную ситуацию, обыграть образ, запомнился ли он, доставило ли детям удовольствие общение с ним. Показателем хорошего результата работы служит эмоциональный фон: когда глаза ведущего и ребенка постоянно встречаются и в глазах ребенка – заинтересованность, когда дети охотно принимают участие в затеях, когда их реакция адекватна ожидаемой.
Ведущий вне образа
Перечисленные этапы работы над образом необходимы не только тогда, когда идет речь о сюжетно-ролевой игре или спектакле, но и в тех случаях, когда организатор ведет программу от своего имени, без театрального костюма. Это – турниры, конкурсы, встречи с общественными деятелями, различными деятелями культуры и искусства, ветеранами. Ведущий создает себе внутренний образ, соответствующий обсуждаемой проблеме, возрасту и составу аудитории.
Подготавливая встречу с интересным человеком или группой людей, ведущий чаще всего является и сценаристом. Ему необходимо найти то самое главное, что будет интересно не только зрителям, но и героям программы. Так, на встрече участников Великой Отечественной войны ветеранам было предложено перенестись на довоенную танцплощадку. Как помолодела аудитория, как пели и танцевали далеко не молодые люди, как светились их глаза!
Хороший ведущий – это человек-оркестр. Он совмещает в себе способности актера, режиссера и сценариста. Но главное для него – быть интересным человеком, личностью, хорошим и чутким собеседником.