Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2008

Архив

Настоящую педагогическую деятельность многие начинают не на уроках, а в летних оздоровительных лагерях, во время летней практики. Начав работать вожатым, будущий учитель понимает и принимает секреты, о которых не написано в умных книгах, но без которых работать с детьми невозможно. О том, как познавал неписаные законы педагогики один студент, – читайте в его дневнике. Тем более что еще раз вспомнить об этих законах не вредно даже самому опытному учителю…

Дневник одного вожатого

1 июля
Это удивительно, но факт: никто не надоумил министра образования отменить летнюю практику для студентов. Придется куда-то ехать с этими школьниками. Рвануть бы к морю… Может, узнать, предлагают ли турагенства работу вожатым для сопровождения детей?.. Ага, размечтался. Хоть бы на прополку какой-нибудь морковки не отправили.

2 июля
Суббота. Все люди как люди – отдыхают, купаются, а я бегаю по школам, узнаю, куда там детей отправляют. Таки достанется мне какой-нибудь совхоз «Таежный»…

3 июля
Добегался. Еду в горы, в Саяны, в спортивно-оздоровительный лагерь с детьми первой школы. Надеюсь, они там не альпинизмом собираются заниматься. А то мне никак не светит провести остаток лета со сломанной ногой. На всякий случай возьму с собой аптечку. Что еще? Фонарик, чтобы не навернуться в этих скалах. Сотик, фотик, плеер, маску для ныряния. Круто! Оторвусь! Мама, как всегда, весь кайф мне сломала. Какие-то книжки притащила: «100 советов, как провести лето в лагере», «Организация летнего отдыха в лагере», «Игры для детей школьного возраста»... Даже КЗоТ зачем-то. Типа, ты же не отдыхать едешь, а с детьми заниматься. С ними еще и играть надо будет?! Тогда достаем большой рюкзак и начинаем втискивать в него книжки, старые открытки, кассеты, диски с караоке, свечи, линейки, клей, ножницы, всякие маркеры и карандаши, цветную пленку (нет у меня бумаги), ручки, блокнот, нитки, иголки. Свисток, чтобы подать сигнал, если вдруг потеряюсь. Ой, мама, я боюсь!!!

4 июля
Этот день все-таки пришел. В холодном поту, с жуткими кошмарными снами в памяти я бреду к школе, где назначен сбор. Детки вроде небольшие, от 9 до 11 лет, но их количество меня угнетает – 16 человек!!! Причем 9 из них пацаны, остальные девчонки. Посчитались, перекликнулись, погрузились в автобус. Эх, свобода, где же ты?
Почерк у меня несколько неровный, пишу в автобусе. Но если честно, просто трушу начать разговаривать с детьми. А пилить нам до гор часов 12.
Начинается: «А как вас зовут? Дай поиграть в телефон. Какие диски есть?» Так, беру инициативу в свои руки – представляюсь, кланяюсь, предлагаю поиграть в «снежный ком» (бессонная ночь накануне не прошла даром – книжки мамины я все-таки прочел), начинаем разговаривать. Не такие они и страшные, как их малюют. Оказывается, ребята все поголовно спортсмены, ходят в школьные секции футбола, волейбола, легкой атлетики. Да-да… Вспомнить бы, сколько раз я могу подтянуться? Надо по приезде потренироваться.
Вечер. Приехали. Расселились. Ждем ужин. Детки мои, гляжу, заскучали. Так и до слез недалеко. А этого я в первый же день не выдержу! Начинаю придумывать на ходу. Вот что получилось: мы с ними откапали где-то коробку, написали на ней: «Коробка идей» – и скидали туда всевозможные записки о том, чем мы хотели бы заниматься в лагере. Потом провели аукцион этих самых идей, при этом торговались не на шутку – побеждали только те идеи, которым давали название и за которые голосовало большинство отряда. А под занавес решили еще и нарисовать все это на ватмане, благо среди нас оказались не только спортсмены, но и художники. Не успел полюбоваться, вызвали на общий сбор вожатых.
Пишу уже глубокой ночью с фонариком. Завтра в 10 утра открытие лагеря. Мы с вожатыми из других отрядов придумывали сценарий открытия. Хорошо, что я здесь не один парень. Еще есть Дима, он классно играет на гитаре, девушки неплохие, хоть и устали, но тоже чего-то там придумывали. Ерунда какая-то у нас получилась, завтра опозоримся.

5 июля
Пишу уже вечером. Впечатлений – масса!!! Мы так классно выступили! Всем понравилось (сделали, будто Мери Поппинс появилась в лагере), и руководителям, и детям, особенно игра про мобилу – моя находка, что уж скрывать... Потом был общий сбор всех отрядов, на котором нам рассказали о правилах жизни в лагере, обозначили основные занятия. Ничего, жить можно.

6 июля
Прикольно, меня уже все знают и зовут уважительно – Денис Леонидович. Сегодня у нас по плану был концерт «КВЧГ». Мои так увлеклись, что с подготовкой к нему чуть не опоздали на обед – мне сделали внушение. Оказывается, я должен следить, чтобы дети питались правильно и регулярно.

7 июля
Проснулся оттого, что лежу в море воды, а с верху льется еще одно такое море. С Днем Ивана Купалы и вас, дорогие мои! День прошел просто на ура! Выбирали Нептуна, играли. Одно у меня разочарование – не покупаюсь я в этом сезоне. Когда мой отряд с диким криком забежал в озеро, я чуть с ума не сошел – а вдруг они все разом утонут! Вроде и тренер по плаванию рядом, а все равно у меня мурашки по коже бегали, пока они наслаждались прохладой озера.

10 июля
ОГО! 2 дня пропустил. Честно скажу, просто некогда было. Каждый день с утра всех посчитать, на зарядку, потом завтрак (33 раза на каждый зуб дети никак не жуют!), хобби-клубы, обед, занятия в секциях, полдник, часы творчества, ужин, вечерняя прогулка, общий костер, отбой. У меня в городе при учебе и работе было больше свободного времени, чем вроде как на отдыхе. Какой отдых! Я самый занятой человек на свете, ведь у меня 16 детей!

11 июля
Сегодня у нас стартовали Малые Олимпийские игры. По тому размаху, как они начались, Малыми мы их зря назвали. Мы зажигали олимпийский огонь, слушали гимн (и пели – не простые все люди, спортсмены), выступали в разных видах спорта. По своей спортивной неразвитости я выбрал себе скромную роль члена жюри, хорошо, что мало кто хотел сидеть в жюри. Все ребята рвались соревноваться!

13 июля
Сегодня был парад, посвященный завершению Олимпийских игр. Так здорово! На общем костре наш отряд назвали одним из самых дружных, а мои в ответ вдруг спели песню со дня открытия лагеря (про наш лагерь). Мы ее сочинили за полчаса, а им понравилось. Что-то слишком трогательно все.

14 июля
Наш отряд сегодня отличился – мы решили отпраздновать день Уолта Диснея. Выбрали себе образы, оделись в костюмы, которые сами и слепили (спасибо маме и цветной пленке, которую она убедила меня взять с собой), и целый день рассказывали разные прикольные истории, пели песни из мультфильмов, даже на соревнования пришли в этих образах. Все нам дико завидовали! С обеда у нас появились последователи, а вечером мы закатили грандиозный бал в честь знаменитого мультипликатора. Почему-то мне дали образ Гуффи... Приеду, посмотрю мультфильмы с ним, неужели так похож?

16 июля
Сегодня у меня был тяжелый день. С утра начали приезжать родители ребят, пошли слезы, сопли, сладкие пирожки, газировка, опять слезы и вопросы, вопросы, вопросы. Где спят? Что едят? Плавают? Плавают??? Лазят по скалам? И т.д. Я честно пытался со всеми говорить. Но потом решил, что все равно всего не объясню, и решил показать.
Мы с ребятами устроили экскурсию по самым замечательным местам нашего лагеря, показали завоеванные награды, пригласили родителей на обед. Вроде отлегло, но все равно некоторые пытались учить меня, как нужно правильно воспитывать их чад. Я, было, взбесился, но потом решил, что, возможно, родители правы. Все-таки они лучше знают своих детей. Мы поменялись ролями, и уже я задавал им вопросы об интересах их детей. Это родителям понравилось больше. Какую я все-таки изобрел классную вещь при общении со взрослыми. Может, это что-то новое в педагогике…

19 июля
Я так и знал. Нельзя было на порог пускать родителей. После субботы моих не уложишь на ночь спать. Кто болтает, кто читает, кто просто лежит. И никто не спит! В первую такую ночь я чуть не повесился от такого гула в домиках. Что удивительно – и девчонки, и мальчишки как сговорились, не хотят спать и все. Потом говорю: давайте рассказывать истории, – и такого наслушался! Они, кроме ужастиков, ни о чем вечером поговорить не могут. Потом решил, что надо брать инициативу в свои руки. Рассказал им одну сказку из тех, что мы ставили в театре «Поиск». И, надо же, уснули. Надо вспомнить остальные сказки, глядишь, пригодятся.

22 июля
Рассказал очередную сказку. Спят. Они теперь принципиально не ложатся, пока не услышат очередную историю. Мы тут два дня спасали мир красотой – проводили конкурсы «Мисс Саяны» и «Мистер Саяны». Весь лагерь участвовал в этом шоу. Здорово получилось! Даже те, кто не победил, не сильно расстраивались, потому что все получили ленты со званиями (еще раз пригодилась пленка). Хотя врут, что не расстроились. Я бы расстроился. Все так тщательно готовились, я бы всем первые места дал. Но это непедагогично. У детей должен быть дух соперничества и умение проигрывать... Ух ты! Опять что-то новое! Нет, похоже, я это где-то смазал.

24 июля
Я уже дома. Не хотел садиться за дневник. Как-то мне тоскливо. Перечитал все написанное и решил закончить. Надо же, как быстро пролетел 21 день. Закрою глаза и вижу прощальный костер, дети шуршат блокнотами, записывают телефоны и адреса новых друзей. А мне так грустно… Вроде бы закончились все мучения. Но разве это были мучения? Это самое классное лето в моей жизни!!! Дети на самом деле такие прикольные, интересные, веселые. Самое главное, они смотрели на меня как на взрослого, слушали, помогали. И руководители лагеря столько добрых слов сказали мне перед отъездом. Вроде что из меня даже выйдет хороший воспитатель, а может, и педагог... Никогда не думал о своем будущем так глобально. Может, все-таки стоит как-то осмысленно доучиться эти два года…
Не буду загадывать.
Но на всякий случай поговорил с директором школы № 1. Обещала, что возьмет меня работать. Куда же я теперь без своих ребят!

Ваш Д.К.

TopList