Архив
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Это так интересно!
Как сделать так, чтобы дети захотели читать? Как приучить их к радости познания? Стремление к интеллектуальному росту не появится по приказу или ради отметки. Оно должно в человеке появиться, вырасти, окрепнуть, утвердиться. В этом процессе важную, а для многих ребят – важнейшую роль играет классный руководитель.
Почему дочка не хочет читать?
Однажды ко мне пришла взволнованная родительница одной из учениц: «Ира совсем не хочет читать! Главное, что ее совсем нельзя заставить взять в руки книгу! Каждый день, точнее – вечер (когда я прихожу с работы) мы ругаемся. Я объясняю, что она должна читать, а Ира обижается, спорит, говорит, что ей хочется телевизор смотреть. Что делать?»
Я спросила, любит ли читать сама мама. «Я?! Люблю, конечно, но мне же некогда?! – возмутилась она. – Во-первых, мне нужно квартиру в порядок привести, потом – ужин приготовить, посуду помыть, белье постирать. Хорошо, если могу посмотреть по телику любимый сериал… Наш папа не потерпит, если я буду валяться и книжки читать!». Тогда я поинтересовалась, увлекается ли чтением глава семейства. «Что вы! Он так на работе устает, просто с ног валится, ему совсем не до книжек…»
Интересно, почему взрослая женщина была абсолютно уверена, что ее дочка начнет с упоением читать книги, если дома никто никогда этого не делает? Людей не удивляет, если у неряшливой мамы дети не умеют заботливо ухаживать за своими вещами и регулярно проводить уборку. Однако многие, в том числе и нечитающие родители, осуждают только детей за нежелание обращаться к книгам, тогда как взрослые вокруг них все свободное время проводят перед телевизором.
Я посоветовала маме записаться в библиотеку или купить хорошую книгу и для начала читать ее дома, зачитывая дочке самые интересные моменты, делясь своими размышлениями, на которые вывела книга. На выпускном вечере эта родительница подошла ко мне: «Спасибо, вы так мне тогда помогли!» Сейчас Ира успешно заканчивает институт: читать она научилась и делает это с удовольствием.
Но Ира полюбила читать не только (и не столько!) благодаря своей маме. Просто учителя, с которыми она общалась в неформальной обстановке, любили читать и всегда делились новой информацией со своими учениками. Уроки словесности часто начинались такими словами учителя: «Я вчера такой интересный рассказ прочитала! Не могу не поделиться с вами, прочитаю и вам кусочек…» А на классных часах мы часто делились случайно встреченной в газетах или журналах информацией.
– Представляете, оказывается очередное полное солнечное затмение можно будет увидеть, если поехать… Об этом в «Вокруг света» напечатано!
– Ольга Милославовна, как вы думаете, есть все-таки чудовище в озере Лох-Несс или нет? Тут о нем статья была…
– А я прочитал о женщине, которая не может стричь волосы, потому что там нервные окончания… Так правда бывает?
– В какой газете ты это прочитал?
– Газета называется «Хотите – верьте, хотите – нет».
– Название говорит само за себя, думай.
Самый обычный,
но всегда необычный классный час
Человек, взявшийся за сложнейшее дело воспитания подрастающего поколения, никогда не забывает: дети – всего лишь зеркало, в котором взрослые видят свои достоинства и недостатки. В первую очередь это зеркало отражает родителей и… классного руководителя.
Классный руководитель не дружит с коллегами? Сомнительно, что его класс полюбит своих учителей.
Классный руководитель считает, что «сила есть – ума не надо»? Его класс будет всегда иметь проблемы на уроке физкультуры.
Классный руководитель интересуется только преподаваемым им учебным предметом? В этом классе вряд ли вырастут разносторонне образованные люди.
Классы так похожи на своих классных руководителей, что в школе со временем классы начинают называть по имени классного руководителя, словно это – он сам, только в увеличенном количестве.
Это происходит, скорее всего, подсознательно. Просто классный руководитель вольно или невольно не только «воспитывает» детей, но и делится с ними собственными взглядами на жизнь, на историю, спорт, культуру – на все на свете. Не случайно хороших «классных» часто называют вторыми мамами или папами.
Я росла в семье педагогов, причем по возрасту была близка к классу, который стал маминым любимым: в новом городе, куда мы переехали, мама вела его шесть лет, с пятого по десятый (потом ей давали только старшие классы). Мы дружили и до сих пор дружим с ее учениками, и когда они приходят в гости, то часто вспоминают некоторые классные часы.
– А помните, вы нам про Экзюпери рассказывали, а потом «Маленького принца» читали? Я эту книжку тоже своим детям прочел. Это – Главная книга, согласны?
– А какую сказку я вам читала в пятом классе, когда вы ко мне пришли первый раз?
Хором:
– Про глупого тигра! Как он не мог понять, почему старый тигр-отец сказал, что человек, у которого нет ни когтей, ни клыков – самое сильное существо на свете.
И снова по одному:
– А я еще запомнил, как вы нам книжку читали Тура Хейердала «Путешествие на Контики». Я тогда тоже захотел стать мореплавателем… Потому на флот пошел служить!
– А знаете, я же недавно в Японию ездил в командировку. И вспомнил, как вы нам читали «Ветку сакуры»…
Необычный номер
Сегодня вы держите в руках не совсем обычный номер. В нем нет методических разработок, рекомендаций по проведению классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий. В нем есть статьи из разных областей знания, которые просто интересно прочитать любому культурному человеку. Мы надеемся, что, прочитав их, вам захочется поделиться полученной информацией и с коллегами, и со своими учениками.
Прочитав номер, вы узнаете об интересных и веселых праздниках, которые существуют в разных странах мира, а в России пока не прижились.
Вы сможете подумать о том, как защитить себя в следующем учебном году от «синдрома профессионального выгорания».
Вас, бесспорно, заинтересуют новейшие открытия психологов, медиков, физиков…
Вы совершите удивительное путешествие по Дании вместе с любимыми героями сказок Андерсена.
Вы познакомитесь с необычным взглядом на историю.
Насмотревшись по телевизору на футбольных болельщиков во время недавно закончившегося чемпионата Европы по футболу, вы с интересом узнаете об истории движения футбольных фанатов.
Бесспорно, никого из учителей не оставит равнодушным дневник девочки-подростка, в котором она рассказывает о своих проблемах и о том, как беспощадны и наивно-глупы порой бывают взрослые.
Вы получите огромное удовольствие, прочитав главы из еще не опубликованной, но уже популярной книги о детях и для детей.
Вот такой номер сегодня перед вами. Если он вам покажется интересным или, напротив, вы будете разочарованы, ведь в нем почти ничего не говорится о педагогике, пожалуйста, напишите нам. Стоит ли регулярно, летом, делать подобные выпуски? Нужны ли такие статьи вам – классным руководителям?