Архив
Материалы. Классный час
Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Но семья далеко не всегда дает детям пример здорового, уравновешенного отношения к деньгам. Классный час на тему денег поможет ученикам в игровой форме рассмотреть сложность и противоречивость человеческого отношения к деньгам, даст им навыки самостоятельного анализа.
Людмила Трофимова ,
учитель английского языка, ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
учитель английского языка, ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
Что мы знаем о деньгах?
Задачи:
1. Развивать у учеников самостоятельность в отношении к сложным жизненным проблемам.
2. Воспитывать у детей культуру общения, культуру межличностных отношений.
3. Дать представление о культуре обращения с деньгами.
Оборудование:
● на доске – тема, заповеди купцов;
● музыкальный центр – песни о деньгах (Meja «All about the Money»; Abba «Money, Money, Money»; Серега «1 000 000 долларов»);
● листочки, ручки, калькулятор для жюри. Филиальчики (1 филиальчик – 30 штук, 5 филиальчиков – 10 штук, 10 филиальчиков – 10 штук, 50 филиальчиков – 1 штука);
● черный ящик;
● ноутбук;
● мультимедийная установка;
● книги: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»;
● сберегательная книжка;
● слово «Банк»;
● секундомер;
● шоколадная монета;
● призы;
● листочки на первое задание;
● скотч.
Деньги
Познавательно-информационная часть
Деньги по словарю С.И. Ожегова – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления, то есть сокровищем.
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Далеко не всегда деньги имели вид монеты. В разных странах вид расчета был разный: ракушки каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
Постепенно торговля расширилась. На смену ценным предметам пришли металлы: золото, серебро, медь, – которые не портились и легко делились. В Древнюю Русь само слово «деньги» пришло с Востока.
Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.
Денежная система на Руси постоянно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Копейка вошла в обращение на Руси в XVI в. и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем.
Слово «рубль» происходит от глагола «рубить», что говорит и о происхождении самого рубля: от большого слитка серебра надо было «отрубить» часть.
Монета имеет свой «язык», которым она может нам многое рассказать об истории своей страны. На ней сохранились имена и даты, исчезнувшие памятники архитектуры. Мы можем узнать имя правителя, который ее чеканил.
Валюта других стран
В разных странах разные валюты. В основе современной денежной системы Европы с момента подписания договора об образовании Европейского союза валютой Европейских стран стал евро. Его значимость на сегодняшний день велика: курс евро превышает курс доллара США.
До становления евро в странах Европы существовали свои денежные системы. Во Франции – франк и сантим. Основной денежной единицей франк стал только в 1795 г. После этого его стоимость много раз менялась, последний раз в 1960 г.: 100 старых франков приравнены к одному новому.
Лира как национальная денежная единица было введена в Италии в середине XIX в. при короле Викторе Эммануиле II. Слово «лира» происходит от латинского названия «либра» (единица веса в Древнем Риме). Из истории Италии: из-за нехватки мелких монет в 1970 г. владельцам магазинов приходилось использовать для сдачи телефонные жетоны и конфеты.
В Испании и Португалии монета со старинным названием «эскудо» появилась в 1915 г. Ее образование связано с открытием Америки.
Современные деньги Японии и Китая ведут начало от серебряного доллара. Их назвали «круглыми монетами»: «юань» – в Китае и «иена» – в Японии.
Денежной единицей в США является доллар, который как таковой был объявлен в США еще до принятия Декларации независимости 4 июля 1776 г. С долларами и мелкими монетами Северную Америку познакомили переселенцы из Европы. Монеты в США называют: «квартер» – 25 центов, «дайм» – 10 центов, «никель» – 5 центов и «пенни» – 1 цент.
Домашнее задание:
«История происхождения денег». Оно дается предварительно, чтобы кто-то из учеников мог сделать небольшой доклад об этом.
Названия денег
Задания ученикам:
1. Назвать прилагательные, характеризующие деньги.
Предполагаемые ответы: большие, сумасшедшие, маленькие, бешеные, легкие, ценные, заработанные и пр.
2. Назвать ласковые названия денег.
Предполагаемые ответы: деньжонки, денежки, деньжишки, деньжата.
Анкета «Можете ли вы дружить с деньгами?»
Из приведенных ниже высказываний ученикам нужно выбрать те, которые им подходят, и просуммировать баллы. Высказывания, которые им не подходят, не оцениваются.
1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).
2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1).
3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).
4. Деньги – самое главное в жизни (7).
5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1).
6. Я могу работать 10–12 часов, даже если работа мне неприятна (1).
7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).
8. Любая компания признает меня лидером (5).
9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4).
10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2).
11. Бедность – следствие недостатка способностей (5).
12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).
13. Любую попытку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).
14. Я хороший организатор (5).
15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1).
16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).
17. Я бы рискнул начать собственное дело вместо работы на кого-то еще (5).
18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).
19. Я не могу сидеть без дела (1).
20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1).
21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1).
22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).
23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).
24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).
25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).
26. У меня очень много знакомых (3).
27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).
28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1).
29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1).
30. Я почти никогда не опаздываю (1).
Итоги анкеты
Меньше 6 баллов: в джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.
От 6 до 18 баллов: ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.
От 19 до 50 баллов: вы можете добиться успеха, если нападете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов: если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.
Больше 75 баллов: страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли высокую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
Игра-конкурс «Интеллектуальное казино»
Правила игры
Командам по очереди будут задаваться вопросы. На обсуждение дается 1 минута. При неправильном ответе ответить или дополнить может другая команда. Штрафза шум, подсказки, нарушение правил игры.
Жюри оценивает ответы. 1 балл приравнивается 1 филиальчику. Банкир подсчитывает накопившиеся деньги (филиальчики) и раздает участникам игры. В конце игры каждая команда может купить себе сюрпризы на заработанные деньги.
Начало игры
Выбор очередности.
Задание: какая команда первой угадает, о ком идет речь в стихотворении и кто его автор.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.
(Ответ: о Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Задания
● Объявить название команды и девиз (максимальная оценка 5 баллов).
● Командам раздаются листочки с перечисленными потребностями людей. Необходимо распределить в две колонки, какие из потребностей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет:
познание окружающего мира; спокойная и безопасная жизнь; постоянное саморазвитие; пища; влияние на других людей; модные вещи; одежда; любовь; самоуважение; хорошее здоровье; уважение близких; хорошо устроенный быт; дружба; образование; развлечения; общение с природой; общение с людьми (максимально 20 баллов).
● Аукцион знатоков народной мудрости.
Проводится конкурс поговорок о деньгах. Побеждает та команда, которая вспомнит больше.
Условия:
1. пословицы/поговорки не должны повторяться;
2. каждая пословица/поговорка оценивается в 1 балл.
● Заповеди купцов.
Заповеди зачитываются учениками с листочков, прикрепляемых на доску. Их обсуждение можно провести, разбившись на группы.
– Денежку наживай, да честь не продавай.
– Лишнего не бери, души не губи.
– Неправедно придет – быстро и уйдет.
– Торгуй правдой, больше барыша будет.
– Копейку пожалеешь – рубль потеряешь.
– Превыше всего прибыль, а честь выше прибыли.
● Интерпретировать народную мудрость (приглашаются капитаны команд и вытягивают листочки с поговорками). Полный ответ оценивается в 5 баллов. Другие команды могут дополнить ответ, получив баллы (по решению жюри).
Поговорки:
– Денежка не Бог, а бережет.
– Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
– Будешь богат, будешь и скуп.
– Богатство разум рождает.
– И слова не скажи, только грош покажи.
– И то бывает, что и деньгам не рад.
Конкурс «Черный ящик»
1. Угадать, какая книга находится в черном ящике. Подсказкой является фраза: «Утром деньги, вечером… (стулья)». (Книга И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».)
2. В черном ящике лежит документ, удостоверяющий по общему правилу заключение договора банковского вклада гражданина. (Сберкнижка.)
3. Какая книга находится в черном ящике? Подсказка: «Там царь Кощей над златом чахнет…». Где это «там»? (У лукоморья, сказка А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
4. Супервопрос: что лежит в черном ящике? Подсказка: это деньги, которые ввел на своем острове царь Гвидон:
…Все скорлупки золотые…
Из скорлупок льют монету
Да пускают их по свету.
(Ответ: в черном ящике золотая монета; шоколадная конфета в виде золотой монеты.)
Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Супервопрос оценивается в 10баллов.
● Способы заработка.
Задается вопрос всем командам: «Каким образом можно зарабатывать деньги?»
Предполагаемые ответы: честным/нечестным, открыть свое дело…
Каждый ответ оценивается в 1 балл.
● Итоговый вопрос к ученикам: каким способом вы зарабатывали деньги сегодня? (Интеллектом, своими знаниями и т.д.)
Подсчет заработанных денег, покупка призов.
Советы-напутствия
Их можно написать на листочках и вытягивать наугад из шляпы, шкатулки, мешка, коробки и т.п.
● Не стыдись вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже сколько – на любимую женщину.
● Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и посчитать скрягой.
●· Планируя расходы, будьте сдержаны.
● Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки также приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
● Если вы в состоянии дать в долг – давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
● Старайтесь не влезать в долги.
Классный час заканчивается фейерверком из бенгальских огней.