Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2008

Архив

Материалы. Классный час

Людмила Доронина ,
учитель математики и информатики, Приобская средняя общеобразовательная школа, пос. Сергино, Тюменская обл.

Стильно! Модно! Школьно!

Цель: воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Задачи:
1. Познакомить с историей школьной формы в России и за рубежом.
2. Воспитывать чувство прекрасного; познакомить со стилями одежды.
3. Выработка умений работать в группе, командой.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к классному часу, рисунки, бейджики для деления на группы, бумага А3, фломастеры.

Подготовительный этап
Наиболее подготовленным учащимся дается задание сделать презентацию в программе Power Point (используя материалы Интернета, журналы), нарисовать модели современной школьной формы.

Ход занятия

Организационный момент (5 минут). Деление класса на 4 группы по жеребьевке или любым другим способом.
Вступительное слово классного руководителя: Вопрос о школьной форме уже давно и остро стоит в нашей школе. Нужна ли школьная форма и почему? Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня.
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Из истории школьной формы
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной.
Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков.
Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторации, – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен для девочки.
После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973 – в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошло последнее ее изменение: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные» джинсы, брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на «Последний звонок».25 мая каждого года на праздник «Последний звонок» девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась «в сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах. В Польше – до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).

Дресс-код
«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально это слово означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу в чем попало.
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
– Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. – Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.
У нас разработаны ученические портфолио, есть Книга чести школы, в которой отражаются главные школьные достижения за прошедший год. Почему бы не быть школьной форме, подтверждающей причастность именно к нашему учебному заведению? Форма говорит о престиже школы.

Работа в группах
Дается 5 минут на обсуждение каждой проблемы и 5 минут на ее озвучивание.
• записать доводы за введение школьной формы;
• записать доводы против введения школьной формы.
Обсуждение в группах, затем капитан записи своей группы зачитывает, поясняет. Остальные группы могут задавать вопросы, дополнять, уточнять.

Подведение итогов
Преимущества:
• Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
• Форма дисциплинирует человека.
• Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
• Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
• Нет проблемы «в чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
• Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
• Школьная форма экономит деньги родителей.
Недостатки:
• Нежелание детей ее носить.
• «Потеря индивидуальности».
• Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
• Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
• Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Нужна ли школьная форма сегодня?
Какой она должна быть?
Делая выводы из сказанного, отметим: современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

TopList