Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Идеи. Родительское собрание

Это родительское собрание нельзя повторить (ход беседы с другими людьми, конечно же, изменится), но его можно попробовать провести. В любой школе и даже в летнем оздоровительном лагере, если туда приезжают родители и планируется некоторая работа с ними. Такое собрание никому не будет в тягость, напротив, принесет массу положительных эмоций и взрослым, и детям.

Ольга Анисимова ,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15, г. Славгород, Алтайский край

Все мы родом из детства

Оригинальная форма проведения родительского собрания

Цели и задачи:
• познакомить родителей с… их детьми: на что они способны, ведь школа открывает ребенка с другой стороны;
• вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись переживаниями своего ребенка, поняли, насколько ребенку трудно в этом мире, как тяжело адаптироваться ему в этом обществе и т.д.;
• диагностика родителей через формы социализации для подведения к выводу на основе ассоциаций.
Подготовка: дети должны были узнать любимую мамину песню, танец, картину, стихотворение и, по мере возможности, подготовить это к встрече в качестве подарка или оформления кабинета. Аудиозапись детского плача и смеха, медитативная музыка.
Оформление: на доске рисунки детей, наособицу – изображения храмов и икон, детские серьезные и смеющиеся лица, желательно – детей из этого класса.
Класс празднично оформлен, парты стоят буквой «П», на столах скатерти, свечи, листы бумаги, карандаши. Выставка работ детей.
Мастерская начинается с индуктора. Это может быть мелодия, приглушенный свет торшера или лампы, звуки природы (магнитофонная запись, например, шум прибоя). У нас индуктором был свет движущейся вокруг оси ночной лампы, разбрасывающей блики в разные стороны, и мелодия вальса Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Учитель зажигает свечу у себя на столе и уже от своей свечи зажигает другие, проговаривая при этом такие по смыслу слова:
– Свеча как душа, это частица огня небесного. Чем-то она напоминает золотые купола монастырей, церквушек, храмов. (Подходит со свечой к доске, на которой вывешено несколько изображений храмов и икон.) Не зря же говорят, что души еще не родившихся детей – это звезды, наблюдающие за нами: к кому же они должны попасть, в добрые ли руки? (Садится на место.) Сейчас мы с вами возьмемся за руки, образуя замкнутый круг (круг – символ вечности, жизнь наша движется по кругу), и попытаемся передать вслух свои ощущения.
Начну я: какой-то подъем в душе, легкая тревога и… полет. Может, музыка и горящие свечи уносят вдаль мое воображение, может, то, что мы сегодня собрались все вместе, и я жду чего-то необычного от этой встречи. Но еще не Новый год…
Еще совсем не Новый год,
И странно, что душа поет!
Поет о чем-то неизвестном,
А может быть, наоборот…
(Далее по кругу – справа налево – родители говорят, что они чувствуют, чего ждут, свои мысли.)
Учитель: Мы настроились на одну волну – в унисон, и теперь поставим перед собой следующую задачу: вспомните себя в детстве, то ощущение радости, свежести, ожидания неизвестного, а часто и обиды от непонимания тебя взрослыми, друзьями.

Первый этап

– Сядьте поудобней, закройте на время глаза. Не стесняйтесь. Расслабьтесь. Не думайте о том, что вам нужно что-то делать, просто настройтесь на себя маленького, в детстве. Как достичь этого состояния? Слушайте мой голос и пытайтесь выполнить за мной все, о чем я говорю.
Представьте себя маленьким, сидящим в своей комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Успокойте все свои внутренние органы, внимание и воображение. Скажите себе: «Мне легко и спокойно». Глаза еще закрыты.
Учитель включает магнитофонную запись детского плача, лепета, смеха.
– Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?
Ответы родителей. Чтобы им было легче общаться между собой, у каждого на груди висит пейджик с именем.

Второй этап

Учитель записывает на доске (или вывешивает) слово ДЕТСТВО.
– Я работаю на доске, у вас для этих же целей есть листы бумаги, карандаши и ручки. Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения. Нарисуйте на всем листе дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами пополам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши «холодные» воспоминания, связанные с детством, в правой – «теплые» воспоминания (см. рис.).
Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали – что-то объединяет наши рисунки?
– Слов с правой стороны намного больше, чем с левой.
– Каков же вывод?
Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.

Третий этап

А сейчас вспомним свой семейный альбом. Кто-нибудь взял с собой то, о чем я просила? Я имею в виду ваши детские фотографии. Если не взяли, работаем мысленно. Перелистайте альбом, найдите любимую фотографию себя в детстве. Вспомните, кем она была сделана, при каких обстоятельствах, что на ней изображено, кто рядом (если есть). Попробуйте сформулировать словами, какими вы были в детстве. Запишите свои рассказы.
Родители пишут, потом по кругу зачитывают написанное.
Примеры рассказов:
– Начну с фотографии, где мне три года, я сижу на огромном поле стадиона. Без всякого страха, в глазах лишь любопытство. А ведь я ушла от мамы, которая сейчас ищет меня в детском саду, где она работает воспитателем. И спросить не с кого! Позже меня отведут за руку в детсад, передадут из рук в руки маме, ведь ее все знают – село наше небольшое. И сфотографирует меня тот, кто нашел, один из бывших маминых родителей. Но память останется – память о том, какой я была непослушной, как часто невольно огорчала близких. Это всегда помогало мне в те минуты, когда ситуация была похожей, давало возможность выбрать правильное решение. В семье я была старшей, привыкла верховодить, это повлияло на выбор профессии, а еще мамина профессия воспитателя.
– Мне 12–14 лет, семейная фотография. Я сижу, старательно глядя в объектив. Оптимистка, видела в жизни только хорошее, обиды забывались быстро. Интересовалась всем, совала свой нос куда не просят, была смешливой. Послушная, добрая, слегка глуповатая. Вернее – непрактичная.
– Если чьи-то образы совпадают с вашими, допишите их себе. Например, озорная, рот до ушей, остро чувствовала несправедливость, одиночество, услужливая, с челкой по моде, артистка, мечтательница, вечно с книгой в руках… Это – лучшее, что вы взяли из детства.

Четвертый этап

Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас!
Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?! А теперь поройтесь в памяти: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что происходит иногда в гневе? Помните – это ВАШ ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд!

Пятый этап

Вы – мать, отец… А теперь вспомните, как вы несли свои обиды родителям, чаще, конечно, маме. Она всегда поймет, защитит, даст совет. Вот послушайте, как вос-принимает ребенок даже самую короткую разлуку с матерью.
Читается стихотворение Агнии Барто (учителем или кем-то из учеников).
Разлука
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: «Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…»
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства!

Шестой этап

Звучит песня «Куда уходит детство» или любая другая, связанная именно с детством, детьми. Девочка(и) танцует(ют) медленный танец, звучат детские стихи, сочиненные ребятами. Если родительское собрание проводится перед праздником, ребята дарят рукотворные подарки своим родителям.
– Посмотрите, сколько выдумки, творческой фантазии вложили ваши дети в подарок вам. Это все – любовь. Оправдайте эту любовь! Подумайте, что вы смогли дать вашему ребенку, выпуская его в жизнь? Чему научили? Посмотрите на нашу выставку: ребята принесли то, что сделано их руками. Очень хочется надеяться, что этому научили своих детей вы, родители или бабушки и дедушки. Ведь не зря же говорят: «Что ты роздал – твое, что сберег – то на веки пропало».
Когда ребенок говорит: «Этому меня научила мама!» – вы бы видели, как гордо он это произносит. А ведь именно в детстве матери учат детей шить, стирать, варить, ценить добро, красоту, любить жизнь… то есть закладывают в нас нравственный кодекс. А в зрелые годы мы, развив полученные умения, передаем их как наследство своим детям. Хотите, чтобы ваши дети были богаты духовно? Не жалейте времени, учите их всему, что знаете сами. Влияйте на увлечения ребенка исподволь, ведь вы взрослые и понимаете, как это важно: готовить ребенка к взрослой жизни.

Седьмой этап

Проверим, насколько мы с вами творческие люди.
Задание:
Попробуйте за 5–7 минут написать небольшое стихотворение о детстве или о том, какие мысли вас посетили сегодня.
В помощь вам на доске написаны строки, которые вы можете использовать в своем стихотворении как опору, отталкиваться от них.
Хоть прошло немало лет…
Осень жизни в моем календаре…
Вчера спросила меня дочь…
Я небесам безмерно благодарна…
О доме помню в стороне любой…
Мне выпало счастье родиться
и жить…
Годы меня трогают за плечи…
Бунтует сердце, память теребя…
Жизнь нам горький
предъявляет счет…
Я думаю о том…
Тихо звучит музыка, родители работают над сочинением стихов, затем зачитывают их по желанию, пусть это всего лишь четверостишия. Мысли можно дополнить прозой.
Учитель читает стихотворение, которое он приготовил заранее или написал тут же, вместе с родителями.

Восьмой этап

Проводится рефлексия: каждый говорит о том, что он понял за время совместной работы, какие вопросы перед ним встали. Никто никого не комментирует.
Дополнительный материал (к раз­мышлению).
Помните! Ваши дети –
это не ваши дети.
Они сыновья и дочери
собственной Жизни и Судьбы.
Они приходят в мир через вас,
но не для вас.
И хотя они пока с вами,
они вам не принадлежат.
Вы можете дать им свою
любовь, но не разум.
Вы можете приютить их тела,
но не души,
Потому что их души
принадлежат будущему,
В которое вы не можете
заглянуть даже во сне.
Вы можете попытаться стать
такими, как они,
Но не пытайтесь сделать
наоборот,
Потому что жизнь
не пятится назад,
А устремляется вперед.

Калил Джибран

TopList