Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Идеи. Анализ результатов

В конце учебного года важно, чтобы не только учителя, но и ученики определили свое отношение к полученному опыту. Мнения и оценки детей – важный материал для педагога. Это основа для анализа и планирования работы на будущее.
Предлагаем вам несколько простых, но увлекательных методов для сбора впечатлений у детей. Их можно использовать не только на классных часах, но и на праздничных «огоньках», в походе или в летнем лагере.

Татьяна Коновалова

Зеркало для учеников

Методы организации рефлексии

Вопросы с коллективным обсуждением:
–  Что мне удалось сегодня и почему?
–  Как можно использовать достигнутое?
–  Что мне не удалось и почему?
–  Что отняло у меня слишком много времени?
–  Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев»
Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Его хорошо использовать в походе или для осмысления результатов какого-либо мероприятия. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.
1. Мизинец (М) – «мысль»: какие знания и опыт я сегодня (или за оговоренный период времени) приобрел?
2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели?
3. Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело?
4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Можно провести анализ в форме личных дневников.

Метод оценки
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне (годе, мероприятии). Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно расспрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать»
Обмен мнениями проводится в форме пресс-конференции. Каждому ребенку выдается листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что…». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку.
После того, как все справятся с заданием, учитель открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и сами ребята.

«Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне (в нашем классе, школе) я бы…
• исправил…
• сделал…
• добавил…

Цвет дня (года, мероприятия)
Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», – после чего ответы коллективно обсуждаются.

Метод коллективного рассказа
Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему: «На что похож сегодняшний день?»

Метод фотосъемки
Педагог задает ситуацию: «Ребята, представьте, что сегодня весь день нас снимал фотограф. Все, что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но увы, из-за неумелости фотографа пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки. Покажите друг другу:
а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
б) кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин
Каждому ребенку предлагается нарисовать картину, отражающую его впечатление от прошедшего года, дня, мероприятия (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину – как она называется, что на ней изображено и т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

 Вопросы по кругу
Учитель сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на классном часу (в походе, при обсуждении и пр.). Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов детей).

Рассказ-эстафета
Эта методика предполагает использование предмета и его передачу по ходу обсуждения. К кому из учеников попадает предмет, тот и высказывает впечатления (от прошедшего мероприятия, от того, как прошел день, четверть или год). Работает правило свободного микрофона, т.е. кто хочет что-то сказать, тот берет предмет и говорит.
Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершение учитель предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, итоги подводит сам педагог.

Обсуждение по группам
В начале мероприятия («огонька», классного часа и пр.) учитель делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:
• Что было хорошего в сегодняшнем дне?
• Что было не очень? Почему?
• Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т.д.
После обсуждения (5–7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
Можно определить группам конкретный промежуток года. Одна обсуждает первую четверть, другая – вторую, следующая – третью, или по полугодиям. В конце подводятся итоги всего года в целом. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание классу на будущий год.

«Ниточка»
Перед началом «огонька» (клас­сного часа и т.п.) педагог предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см  лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: «что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше?» каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается.
Выбрав нитку той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

«Буква Я»
Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет, почему.

Метод «Недописанный тезис»
Этот метод заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:
• Хорошая школа – это..
• Если бы я был директором школы, то непременно…
• Когда я вижу учителя, идущего навстречу, то..
• Самое главное в жизни нашего класса – это..
• В нашем детском лагере больше всего ценится…
• Больше всего меня радует (огорчает)…
Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

Методика опросника
Это очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод. Детям дается задание: написать, что, по их мнению, в жизни класса хорошо и что плохо или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Это дает возможность детям свободно изложить те проблемы, которые объективно существуют в классе, сказать о том, что больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского коллектива.

«Рейтинг популярности»
Эту форму анализа удобно использовать при обсуждении внеклассных мероприятий. Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – мероприятие прошло интересно, помогло нам узнать много нового. Зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга. Желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе.
После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за последний месяц в классе. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается совместный анализ полученных результатов.

По материалам сайта
http://otryad-matrix.narod.ru

TopList