Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Идеи. Анализ результатов

Эта игра позволит быстро и эффективно проанализировать все сферы деятельности классного руководителя – его задачи, методы планирования, критерии оценки работы, а также права и обязанности внутри школьного учреждения. Игра может быть полезна не только учителям, но и директорам школ и их заместителям. Проведение деловой игры в школе послужит улучшению взаимопонимания между коллегами.

Елена Петренко ;
Сергей Поляков ,
г. Ульяновск, кафедра воспитательных проблем образования ИПК

Взгляд вперед

Деловая игра «Разработка Положения о деятельности классного руководителя общеобразовательного учреждения»


Ключевые вопросы

В проблеме воспитания есть всего пять вопросов: Что воспитывать? Как воспитывать? Чем воспитывать? И кто будет это делать? Где воспитывать?
На все эти вопросы у любого взрослого человека есть ответы. Например, такие:
Что – творческие способности.
Как – требованием послушания.
Чем – ремнем.
Кто – деятели науки и искусства.
Где – в консерватории.
Несмотря на абсурдность примера, мы действуем порою именно таким образом:
Цель – воспитание инициативности.
Способ – мероприятия, подготовленные взрослыми.
Средство – готовые сценарии, благо их теперь десятки тысяч.
Кто – педагоги, не имеющие времени и умений работать по-другому.
Где – в помещении класса, в котором только что две трети ребят получили не устраивающие их оценки за контрольную.
Ключевой вопрос  кто создает общественное (недомашнее) воспитание.
Если ограничиться школой, то есть два ответа на него – школа и педагоги как организаторы воспитывающей деятельности, то есть классные руководители.
Что здесь имеется в виду под школой? Конечно, это не любая школа, а та, в которой витает дух подлинного воспитания. Демократический уклад школы, одухотворенная атмосфера, развитая воспитательная система, хороший психологический климат – вот слова, говорящие о такой школе.
Строго говоря, в подобной школе занимаются не столько воспитанием, сколько организацией развивающей, поддерживающей, радостной жизнедеятельности. Это особенные школы, и во главе такого процесса стоит чаще всего не классный руководитель и даже не заместитель директора по воспитательной работе, а директор.
Чаще воспитание бывает успешным по другой причине – в школе хорошо работают классные руководители. Три условия способствуют результативности:
– освоение классным руководителем эффективных способов воспитательной работы;
– реалистические цели воспитания;
– создание управленческо-организационных условий для успешной деятельности.
Основа любых управленческих действий – разумные документы. Могут ли они быть одинаковыми для любой школы в 60 человек, 400, 1300? Разумеется – нет. Поэтому разумно разработать в каждой школе свой внутришкольный документ о деятельности классного руководителя.
Такой документ должен отражать интересы по крайней мере четырех сторон, имеющих отношение к деятельности классного руководителя: самого классного руководителя, администрации школы, родителей и школьников, – и учитывать особенности школы, прежде всего число учеников в школе и в классах.
Давайте попробуем разработать такое положение в форме деловой игры.

Деловая игра «Положение о деятельности классного руководителя»
(вариант для участников из разных школ)

Цели:
– разработка Положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении как условия эффективной деятельности классных руководителей;
– развитие рефлексивной позиции заместителя директора по воспитательной работе за счет совместной с классными руководителями разработки внутришкольного документа по классному руководству;
– развитие навыков проектирования внутришкольных документов.

Ход игры

Цели:
– проектирование по заданной схеме Положения о деятельности классного руководителя общеобразовательного учреждения;
– анализ проектов с позиций замдиректоров по воспитательной работе, классных руководителей, родителей, школьников.

Этапы
1. Участники игры делятся на микрогруппы по 6–7 человек в каждой с учетом наполняемости школ, в которой работают участники. Например:
– 50–80 учащихся;
– 81–150 учащихся;
– 151–800 учащихся;
– от 801 учащегося.
Всего должно быть 4 (вариант – 8) микрогрупп.
Отдельно формируется группа экспертов (в нашем случае это была группа классных руководителей школ области, победителей областного конкурса «Самый классный классный»).
2. Участники игры внутри микрогруппы распределяют игровые позиции.
В игре используются следующие позиции: «организатор» – направляет внимание на постановку задач работы и приоритетов, задает направление обсуждению; «генератор идей» – выдвигает идеи; «аналитик» – модифицирует идеи с учетом возможностей, ресурсов школы; «писарь» – фиксирует идеи в специальных бланках; «хранитель времени» – следит за временем обсуждения вопросов.
3. В режиме «мозгового штурма» участникам игры предлагается ответить на вопросы:
• Что значимо, полезно в существующих должностных обязанностях классных руководителей?
• Какие должностные обязанности классные руководители чаще не выполняют в силу разных причин?
Собранный материал остается в группах для дальнейшей проработки.
4. Разработка Положения о деятельности клас­сного руководителя с точки зрения замдиректора по воспитательной работе с учетом наполняемости школ.
В микрогруппы раздается модель, отражающая возможную структуру и содержание Положения о деятельности классного руководителя (модель смотри в пункте 4). Микрогруппы, используя предложенную модель, разрабатывают черновой вариант Положения для своего типа школ.
Группа экспертов разрабатывает Положение с точки зрения классного руководителя.
5. Микрогруппы (кроме экспертов) обмениваются листочками (методический прием «Вертушка») и анализируют получившиеся эскизы Положения с позиции классного руководителя.
Группа экспертов продолжает работать над своим проектом Положения.
6. Микрогруппы еще раз обмениваются листочками и анализируют, изменяют составленный коллегами проект с точки зрения «родителя».
Группа экспертов расходится по микрогруппам и участвует в обсуждении проекта с позиции классных руководителей, задавая уточняющие вопросы, корректируя предложения и т.д. (Этот ход помогает обнажить противоречия во мнениях о деятельности классных руководителей в школе.)
7. Микрогруппы снова обмениваются листочками и анализируют, изменяют составленный коллегами проект с позиции «школьника».
Эксперты возвращаются в свою группу и дорабатывают свой вариант Положения с учетом услышанного в других микрогруппах.
8. Листочки с эскизами Положений возвращаются в первоначальные микрогруппы.Дается заданиепроанализировать добавления коллег из других микрогрупп, используя оценки:
+ идеи, с которыми первоначальные авторы согласны;
± идеи, над которыми можно подумать;
идеи, с которыми не согласны.
После оценивания предлагается проанализировать проекты по вопросам:
• Какие предложения в наибольшей (наименьшей) степени отличаются с точки зрения замдиректора по воспитательной работе и классного руководителя? Почему?
• Какие из предложений отличаются с точки зрения родителей и школьников? Нужно ли учитывать их мнение при составлении Положения?
9. Предъявление микрогруппами окончательного вида проектов другим участникам работы.
Команда экспертов анализирует предъявляемые проекты с точки зрения реальности и эффективности деятельности классного руководителя.

Рефлексивный этап

Цель: осознание участниками разницы в восприятии одного и того же документа с позиций замдиректора по воспитательной работе, классного руководителя, родителей, школьников.
Участники игры обсуждают в микрогруппах вопросы:
• Что для вас было наиболее важным, значимым в сегодняшней работе?
• Каково ваше общее впечатление от работы? Выразите, если считаете возможным, свое впечатление от деловой игры в форме графического или словесного образа, афоризма.
Дальше следуют доклады микрогрупп и личные мнения участников игры. После них желательно выступление ведущих с их видением состоявшейся работы.

Советы заместителю директора по воспитательной работе
по проведению деловой игры «Разработка Положения
о деятельности классного руководителя в школе»

– Если вы серьезно настроены на разработку конструктивного документа о деятельности классного руководителя в школе, то создайте банк информации, в котором будут сосредоточены документы, справочные данные, методические рекомендации, разработки, интернет-материалы по деятельности классного руководителя. Это поможет вам в организации деловой игры в школе.
– Если у вас нет опыта проведения деловых игр, стоит до начала игры принять вместе с участниками игры правила. Например, такие:
1. Умение в малом видеть проявление большого. Это правило означает, что каждый участник игры, обсуждая проблемы, должен постоянно помнить, что даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель.
2. Целенаправленность. Во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос, вытекающий из цели игры, и стремиться дать максимально аргументированный ответ на вопрос, над которым группа работает в данный момент, а не приводить все свои знания по поводу и без повода.
3. Краткость. Следует высказывать свое мнение, позицию, идею коротко, чтобы все успели высказаться в отведенное для работы время.
4. Конструктивность. По отношению к чужим идеям лучше проявлять меньше критики, а стараться дополнять и развивать их – это поможет быстрее выработать общую позицию и получить более разносторонний и обоснованный результат.
– Если вы ведущий игры, помните: ваше воздействие на участников деловой игры должно быть постоянным, ненавязчивым и разнообразным.
– Если у вас маленькая школа, вы можете сформировать группы из реальных (неигровых!) классных руководителей, родителей, школьников. В этом случае каждая группа первоначально разрабатывает Положение со своей точки зрения, а затем с помощью «вертушки» анализирует написанное другими микрогруппами.
– Если у вас большая школа, желательно, чтобы в составлении документа участвовали все классные руководители, и тогда классным руководителям задаются игровые позиции.
– Если вы «эксперт», можете взять на себя роль «оптимиста» (приводит доводы и аргументы в пользу заявленных предложений), «пессимиста» (отыскивает все изъяны, недостатки, непродуманные моменты и указывают на них) или «реалиста» (старается дать объективную оценку, выслушав «оптимистов» и «пессимистов»).
– Если вы хотите, чтобы главные определяющие идеи, которые возникли в ходе обсуждения, не потерялись, используйте стендовые доски, ватманские листы для их фиксации.
Самое главное – помните, что деятельность классного руководителя весьма многообразна, вариативна, а для того чтобы она была эффективна, необходимо определить тот предельный объем содержания, который способен реально удерживать классный руководитель в существующих организационно-управленческих условиях конкретного образовательного учреждения.

Модель Положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении

Модель носит ориентировочный характер, указывая возможное содержание Положения, общее для разных школ, и пункты, содержание которых зависит от условий учреждения. В соответствующих местах текста стоит многоточие. Именно эти места – предмет работы проектных микрогрупп во время деловой игры.

Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в образовательном учреждении.
2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе с соответствующей доплатой за дни замены.
3. Классный руководитель – центральная фигура в организации школьного воспитания.
Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении учебных и жизненных проблем.
4. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора образовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.
5. Классный руководитель в своей работе руковод­ствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом образовательного учреждения, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором образовательного учреждения.
6. Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.

Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении
Содержательная сторона воспитывающей деятельности классных руководителей определяется в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, целей школы.
Основные воспитательные ценности школы: _______________________________
Главные цели воспитания в школе: ________________________________
Задачи деятельности классных руководителей в школе: ______________________
Функции классного руководителя (формулируются с использованием Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г.с поправкой на особенности и условия образовательного учреждения).

Сферы деятельности классного руководителя
1. Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми.
Классный руководитель:
организует жизнедеятельность классного коллектива;
создает ________________________________;
• помогает _______________________________;
• развивает ______________________________;
• другое _________________________________.
2. Организационная непедагогическая работа с детьми:
•· организует дежурство по классу ;
• другое _________________________________ .
3. Работа с документами:
• ведет классный журнал;
• ведет личные дела учащихся;
•другое _________________________________ .
4. Взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьников и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников:
• другое _________________________________ .
Временные затраты на сферы деятельности клас­сного руководителя
Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых часов: 7–10 часов в неделю, соответственно 0,4–0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.
Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
• Классные часы и мероприятия – ... часа в неделю.
•Работа с активом и другими группами детей – ... часа.
• Индивидуальная работа с детьми – ... часа.
• Работа с родителями – … часа.
• Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) – в среднем в неделю – ... часа.
Нормирование других видов работы классного руководителя, не являющихся непосредственной работой с детьми и родителями.
(Часы указываются ориентировочно и в условиях конкретной школы могут меняться, но без увеличения суммы часов.)
• Работа с учителями – 1–2 часа (сокращается в случае меньшего состава класса).
• Работа с документами – 1–2 часа (сокращается в случае меньшего состава класса).
• Организационная работа – 0,5–1 час.
• Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, методическая работа и т.п.) – в среднем 2,5–3 часа в неделю.

Формы документации классного руководителя, принятые в школе _____________

Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты
В этом разделе приводится список основных дополнительных видов деятельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы).
В данном разделе также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
В каникулярное и летнее время режим работы клас­сного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения о деятельности классного руководителя.

Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
• вести экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или Совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношения к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
• в случае несогласия с оценкой администрации, методического объединения по поводу состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к Совету школы (попечительскому совету и др.);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности;
• другое _________________________________ .

Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом;
• другое _________________________________ .

Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя (оценка и контроль, методическая помощь)
Оценка работы классного руководителя
Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
• добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
• качество сверхнормативной деятельности клас­сного руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются методическим объединением классных руководителей);
• другое_________________________________ .

Формы контроля и анализа деятельности классного руководителя:
• анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
• анализ ведения установленной Положением документации;
• анализ занятий, мероприятий проводимых клас­сным руководителем;
• собеседования классного руководителя с администрацией;
• анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей отдельных классов и школьников и совершенствования деятельности классного руководителя.

Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• неоднократного нарушения трудовой дисциплины.

Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
• материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
• методическая помощь в формах ________________________;
• организационная помощь в случае _____________________;
• стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах _____________________________________________________.

Порядок подписания Положения
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединений классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности клас­сных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъединения классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.

Елена Петренко,
Сергей Поляков,
г. Ульяновск, кафедра воспитательных проблем образования ИПК

TopList