Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Идеи. Анализ результатов

В конце учебного года важно помнить не только об отчетности и заключительном педсовете. Каждый классный руководитель подводит итоги и для себя лично. Чтобы уверенно и успешно рассказать о своей работе другим, прежде всего надо самому хорошо знать ее сильные и слабые стороны, уметь быстро и наглядно проанализировать результаты собственной деятельности. Предлагаем вам некоторые советы и методические подсказки для подведения итогов года совместно с учениками и родителями.

Михаил Нечаев ,
кандидат педнаук, доцент кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, член-корреспондент МАНПО

Итоги учебного года

Анализ воспитательной работы в классе

Педагогический анализ воспитательной работы – основа ее дальнейшего эффективного планирования. Рассмотрим методику проведения итогового анализа воспитательной работы в классе.

Основы методики самоанализа

Пойдем от общих определений. Всякий анализ – это:
– деление целого на части;
– описание каждой части;
– установление связи между частями и каждой части со всем целым.
Цель анализа – установление причинно-следственных связей между целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых протекает работа, и ее результатами, а также теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам.
Структура анализа итогов учебного года:
1. Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики.
2. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий).
3. Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи).
4. Причины, вызвавшие появление недостатков.
5. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).
Таким образом, анализ заканчивается определением целей, задач, основных направлений и содержания воспитывающей деятельности на следующий планируемый период.

Анализ итогов года с участием учеников

Итоговый анализ будет более объективным и полным, если он проводится с участием учеников. Например, его можно провести на классном собрании, посвященном итогам года. Суть процедуры заключается в том, что ученики разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:
1. Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Каково самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей?
2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
3. Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?
5. Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?
После ответов на данные вопросы необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.

Анализ в форме игры

Предлагаем деловую игру «От любви до ненависти», которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.
Цель:
1. определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения более интересным;
2. развивать умения работать в группе.
Ход игры:
Марина говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе. Он говорит, что терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно», – стонет он.
Что для вас в школе интересно? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10 минут).
Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10 минут).
Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом.

Анализ воспитательной работы с участием родителей

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», – писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает воспитывающую среду, которая определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему роль родителей в анализе педагогической деятельности является достаточно важной.
Участие родителей в подведении итогов года позволит сделать анализ воспитательной работы в классе более разносторонним, а также поможет избежать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах школы.
На итоговом классном родительском собрании рекомендуем провести анкетирование родителей учеников по специальному опроснику, приведенному ниже. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15–20 минут.
Учитель говорит: «Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в опросе о воспитательной работе в классе. Ваше мнение поможет лучше понять положение вещей и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в школе.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать.
Необходимо по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению. Заранее благодарим и желаем успеха!»

Анкета:
1. С каким чувством ваш ребенок обычно идет в школу?
а) в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;
б) в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;
в) когда как;
г) затрудняюсь ответить.
2. Участвовал ли ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в классе?
а) да, постоянно;
б) да, эпизодически;
в) нет, не участвовал;
г) затрудняюсь ответить.
3. С каким чувством вы обычно идете на родительское собрание?
а) в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;
б) в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;
в) когда как;
г) затрудняюсь ответить.
4. Если говорить в целом, нравятся ли вам мероприятия, которые проводятся в вашем классе? Почему?
а) в основном нравятся;
б) нравятся, но не во всем;
в) в основном не нравятся;
г) затрудняюсь ответить.
5. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у вас с классным руководителем?
а) в основном удовлетворительные;
б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет;
в) в основном неудовлетворительные;
г) затрудняюсь ответить.
7. По вашему мнению, за последний год:
а) в классе стало лучше;
б) в классе стало хуже;
в) в классе ничего не изменилась;
г) трудно сказать.
8. Что вас привлекает и не привлекает в организации жизнедеятельности нашего класса?
9. Ваши предложения по организации школьной жизни?
После коллективного анализа воспитательной работы в классе глазами учеников и их родителей клас­сный руководитель приступает непосредственно к анализу, обращаясь к нижеприведенной памятке.

Памятка классному руководителю к анализу итогов учебного года

1. Какие задачи в воспитании и развитии учеников вы хотели решить в учебном году?
2. Что для этого вы намечали сделать как педагог-воспитатель?
3. Какие задачи вам удалось решить, что этому способствовало, почему?
4. Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало? Почему?
5. Как решение задач отразилось на развитии учеников (и, в частности, на задачах года школы)? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?
6. Какими результатами своей деятельности вы не удовлетворены, хотели бы их улучшить? Что намечаете для этого сделать?
Последовательный анализ поможет учителю не только обобщить и осмыслить результаты, но и заложить основы работы в будущем учебном году.

TopList