Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Материалы. Классный час

Зачем проводятся классные часы? Каждый ответит на это вопрос по-своему. Но, пожалуй, многие согласятся: сложнее всего проводить классные часы для того, чтобы лучше понять своих учеников и быть понятым ими. Хотя, наверное, это и есть – главная, основная цель работы. Кстати, такой классный час можно проводить с детьми любого возраста, учитывая особенности конкретного класса.

Елена Шестакова ,
учитель начальной школы

Цветики-цветочки

2 класс


Как интересна, оказывается, детям, родителям и самим учителям тема «Цветы»!
Прочитывается множество лирики, выбираются стихи с разными настроениями, разной сложности. Процесс поиска становится тоже очень захватывающим. В результате подбираются: А. Пушкин «Где наша роза…»; А.К. Толстой «Колокольчики мои…»; И. Бунин «Темной ночью белых лилий…», «Осенняя роза»; А. Фет «Ландыш»; И. Северянин «Фиалка»; В. Рудич «Лилия»; Ю. Мориц «Одуванчик»; К. Россетти «Роза»; Э. Мошковская «Незабудка»; А. Барто «Бегут ромашки по полю…»; Е. Благинина «Одуванчик».
Благинина, Мошковская и Барто пришли на помощь тем, для кого другие авторы слишком сложны для восприятия.

Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...

Е. Благинина

Бегут ромашки по полю
Бегут ромашки по полю,
Красуясь на виду,
А я стою как вкопанный
И глаз не отведу.

Бегут ромашки по полю,
Не прячутся в траве...
А я с букетом топаю,
С цветами по Москве.

Смотрю – какой-то дяденька
Заулыбался сладенько:
– Хорош букет, хорош!
За сколько отдаешь?

И произносит дяденька
Подкупные слова:
– Договорились? Ладненько?
Не рупь даю, а два.

А я ответ ему даю,
Я говорю: – Нет, нет,
Ромашки я не продаю,
Домой несу букет.
И до свиданья, дяденька,
Договорились? Ладненько?

А. Барто

Стихи И. Северянина и В. Рудич пессимистичны, поэтому ребятам предлагаются отрывки.

Фиалка
Снежеет дружно, снежеет нежно,
Над ручейками хрусталит хрупь.
Куда ни взглянешь – повсюду снежно,
И сердце хочет в лесную глубь.
Мне больно-больно... Мне жалко-жалко...
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я – фиалка,
Так тихо-тихо ушла я в шаль.

И. Северянин

Лилия
На болоте топком, на гнилой трясине,
Меж травою сорной, между тростником,
Лилия речная по зеленой тине
Пышно раскидалась девственным цветком.

Все вокруг в болоте гниль и разложенье,
И над этой грязью чистая, одна,
Как в растленном мире светлое виденье
Лилии головка белая видна.

Жизнь идет в трясине весело и дружно:
Гады копошатся, вьются стаи мух.
Лилии в болоте никому не нужно –
К чистоте прекрасной мир болотный глух.

Летний день минует в сладостной дремоте
Для цветка мгновенья жизни коротки, –
И такой же гнилью, как и все в болоте,
Лилии увядшей станут лепестки.

Вера Рудич

У разных авторов с цветами – героями своих произведений, возможно, связаны разные воспоминания, а кто-то в цветке узнает себя, думая о скоротечности его века, о нежности и хрупкости его бытия, о необходимости бороться за себя, или решает: согласиться ли на то, чтобы поток жизни правил тобой.

«Я – цветок». Отождествление своего «Я» с характером цветка из стихотворных произведений

По хронологии этот пункт должен был оказаться в конце, но по значимости, безусловно, – в начале.
Долгие обсуждения, а иногда споры о характере цветов приводят к необходимости представить себя одним из них. О себе как о человеке детям говорить сложно. А вот о себе как о розе или ромашке – значительно проще. Можно поразмышлять, покопаться в самых глубинных уголках своей натуры. Такое понимание себя очень важно. В каких-то моментах я собой доволен, в каких-то – нет, но это – я. Ведь если я замечаю в себе что-то, следующий этап – я действую. От такой работы для детей видится возможность личностного продвижения и, возможно, психотерапевтический эффект – «я заявляю о себе миру».
Вот некоторые тексты детей (2 класс):

Варя:
Я – фиалка. Я стою в тени на самом конце поля. Мне очень нравится легкий и нежный ветерок. Я скромная, иногда даже стеснительная. В жаркую погоду я люблю собирать капли росы и выливать их на себя, а в холодную – закутаться в листочки.

Артем:
Я – одуванчик. Я вредитель и хулиган. Я люблю похулиганить и пошалить. Я люблю, когда народ веселый, люблю смешить всех. Когда я начинаю смешить в семье, все смеются до упаду.

Олеся:
Я – роза. Я очень нежная и красивая. Я люблю быть там, где много солнца. Я люблю играть, веселиться и встречать друзей. Но не люблю, когда на меня садятся бабочки, пчелы и шмели. Я не люблю ветер и траву, когда она колышется.

Аня:
Я – ромашка. Я тихая и скромная. Когда у меня что-то не получается, я не отчаиваюсь и пробую опять. Я люблю бегать, прыгать и играть. Если мне дать бумагу и карандаши, я нарисую ужасно много картин. Я люблю читать и учиться. У меня много друзей.

А Семен сочинил сказку:
Я – ландыш. Я жил в лесу, жил спокойно и радостно. Слушал шорох деревьев, слушал пение птиц. Но однажды проходил человек. Когда он меня увидел, сказал: «Какой красивый цветок!» Он долго смотрел на меня, а потом ушел, не сорвал. Хороший человек!
(«Я хороший, не обижайте меня!» – слышится сквозь строки.)

«Я – цветок». Осознание своего «Я» через образ «моего» цветка

В третьем классе можно предложить раскрыть смысл своего рисунка с помощью письменного текста, что мы и делали с другими классами. К этому возрасту ребята уже имеют солидный опыт писания свободных текстов о себе. Чтение стихов самых разных авторов погружает третьеклассников в мир иных поэтических образов, где цветок – это только символ чего-то очень важного в жизни поэта, о чем хочется думать, переживать, рассказывать.
По-разному можно писать о цветах – нежно, лирично, печально, а иногда мощно, энергично, как Солоухин о букете:

Я крапиву сорвал,
Я приставил к букету крапиву!
И, о чудо, зеленая мощная сочность крапивы
Озарила цветы!

Крапива, татарник, былинник, – произнося названия этих трав, вспоминая о том, как они выглядят, какие ощущения возникают в руках, когда их срываешь или просто дотрагиваешься, их горьковатый, пыльный запах, можно точнее настраиваться на атмосферу стихотворения, приблизиться к пониманию своеобразия мира автора, заразиться мужской энергией, сильно и ярко его прочесть. И далее нарисовать цветок, наиболее точно отображающий собственный мир. Большой формат бумаги, новые мелки, торжественный настрой, и тогда рождаются цветы и тексты о себе.

Илья:
Я – одуванчик, и все облака – подо мною, а солнце – надо мною. Моим листочкам не хватает красоты, а стебельку – счастья и луны.

Саша Т.:
Когда я роза – я тиха, неподвижна и стеснительна.
Когда я тюльпан – я серьезна.
Когда я кала – я стройна и нежна.
Когда я ромашка – я весела и красива.
Я – подсолнух, я – колокольчик, я – ландыш. Это мой характер. Правда, милый?

Маша Я.:
Не тронь меня, под кожей моей нежной есть очень сильный яд! И даже для друзей я душу не открою. Но если ты ласково и нежно по лепесткам меня погладишь, то, может быть, я исключенье сделаю для тебя… Но если грубой рукой захочешь меня сорвать, твою шипом я руку отравлю!

Вадим М.:
Я – это фиалка. Почему фиалка? Потому что фиалка скрытная, и я тоже скрытный. Фиалка растет в солнечных лучах, и я тоже.
Морковка – это темное, глупое прошлое. Фиалка – это светлое, просветленное будущее. Фиалка разноцветная, и мои интересы тоже. Каждый цвет в отражении – это мой интерес. Каждая травинка – это событие в области определенного интереса. Солнце светит в глаза…

Читаем. Уясняем смысл незнакомых слов.
Язык лирики богат, разнообразен, наполнен сравнениями, образными выражениями. В повседневной жизни дети не слышат такие слова, поэтому приходится многое обсуждать, обращаться к справочной литературе. Часто разворачиваются дискуссии, что имел в виду автор, употребляя то или иное выражение.
У каждого стихотворения свое настроение, своя энергия. Так, «Темной ночью белых лилий…» у Бунина – это чарующее размышление, чтобы передать настроение, приходилось читать полушепотом, нараспев:

Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих,
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.

«Одуванчик» у Ю. Мориц напоминает про балладу, древнее сказание:

Как во сне, в тишине раскаленной,
Оглянувшись на землю родную,
Одуванчик из бездны зеленой
Полетел, не дыша, в голубую.

Подхватили его, укачали
Ветры ясные и дождевые.
Было жутко и дико вначале –
Ведь казалось, что это впервые!

Но душа, несомненно, крылата, –
И летел он все выше и выше,
Вспоминая, что где-то когда-то
Это все уже видел и слышал.

Он всегда это знал за собою,
Совершал этот путь многократно:
Из зеленого – в голубое,
И обратно, туда – и обратно!

Все он вспомнил душой окрыленной
И узнал голубую дорогу, –
Одуванчик из бездны зеленой,
Он летит к одуванчику-богу.

Тот спасет его душу отныне,
Воскресит его семя в пустыне,
В путь разбудит, в зеленый, обратный:
– Узнаешь ли, – он спросит, – мой сыне,
Переход этот в зелень из сини?
– Да, отец, да, мой бог благодатный,
Одуванчиков свет необъятный!

Стихи же Е. Благининой и Э. Мошковской полны удальства. Для более яркой передачи образов и настроений пробуем работать с тембром, высотой и силой голоса, подключать мимику, жесты, пытаясь донести до слушателя эмоции стихотворения. Заучиваем.
Много? Да, многовато для 2 класса. Но проект растянулся на полтора-два месяца, и дети без особого напряжения «подняли» такой объем.
Кроме того, создаются столь разнообразные образовательные ситуации, в которых заучивание наизусть становится значимым, интересным, вызывает азарт.
Переписываем стихи в специальную тетрадь: такие литературные произведения – отличный и приятный материал для изучения грамматики. Появляется отдельная тетрадь «Цветы», в которую переписываются тексты. Работаем над почерком, над особенностями стихотворного строения.

Изучаем встречающиеся орфограммы: безударные гласные в корне, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, сочетания ЧК-ЧН, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, мягкий знак для обозначения мягкости, разделительный мягкий знак, мягкий знак после шипящих и Ц и т.д.

Рисуем цветы, пытаясь донести нрав цветка с помощью художественных средств. Рисунки-иллюстрации стихотворений.

Подбираем музыку. Прослушивая музыкальные произведения, стараемся подобрать к каждому стихотворению подходящую по настроению мелодию. А стихотворение «Колокольчики» А.К. Толстого читаем и учим под звуки одноименного романса «Колокольчики мои»:

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Делаем подарки. Из разных материалов делаем цветы, композиции.
Кроме того, девочки с удовольствием занимаются вышиванием цветов.
Приближается праздник – 8 Марта. К этому времени у каждого собралась объемная папка поздравительных открыток, на одной стороне которых – тот или иной цветок, а на другой – текст стихотворения, написанный без ошибок, красиво и аккуратно. При вручении подарка в качестве поздравления звучат прекрасные лирические строки.
Узнаем научные сведения. Работа в команде педагогов-единомышленников помогает к проведению проектов подходить более разнопланово. Так, на занятиях естествознанием ребята знакомятся с научными ботаническими знаниями о цветах.

Придумываем и решаем задачи о цветах: ребятам предлагается придумать хотя бы по одной задаче о цветах любого вида (на сложение, вычитание, умножение, косвенную и обратную связь и т.д.). Каково же было всеобщее удивление, когда все эти задачки пришлось решать самим! Азарт невероятный!

Делаем стенгазету. Группы для изготовления стенгазет сформировались по «принадлежности» к тому или иному цветку. Так ребята в эти дни и сидят «цветочными» командами на всех занятиях. В газету собираются и свои тексты, и научные сведения, и легенды о цветах разных народов, и рисунки, и задачи. Кроме того, каждый должен уметь пересказать материал, написанный им в газету.

Праздник Цветов. Праздник становится финальной нотой проекта. Гостей сначала встречают танцевальной композицией, которая сменяется «цветочным марафоном» – чтением стихотворений детьми без перерыва, объявлений и предварительных договоров. Потом все посетители имеют возможность погостить у каждой команды, где, кроме прослушивания содержания стенгазет, можно попробовать ромашковый чай, «вино из одуванчиков» и насладиться ароматами живых цветов и парфюмерной продукции из них.

Подведение итогов

Во время подведения итогов каждому необходимо отметить, в каких качествах ему пришлось выступать в проекте, кем быть комфортно, а кем – сложно.
Каждому приходится вспомнить все, чем пришлось заниматься в проекте и соотнести со своей ролью в том или ином действе, какова доля вклада и успешность в нем.
Выясняется, что пришлось выступать в роли чтеца, писаря, исследователя, художника, искателя, математика, хозяина на своей станции, командира… Поэтому оптимальная форма подведения итогов – нарисовать круг «Я в цветочном проекте», в котором на каждую роль ребенок сам отводит сектор, пропорциональный значимости этой роли.

TopList