Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Материалы. Экскурсии и музеи

Зачем мы ездим с детьми на экскурсии, посещаем музеи? Многие учителя не раздумывая ответят просто: «Чтобы дети получили знания…»
В Школе самоопределения и к этой работе относятся по-другому. Как? Об этом подробно рассказано в материале Евгении Соловей.

Евгения Соловей ,
учитель истории

Секрет интересной экскурсии

Путешествовать, ходить по музеям – это здорово и интересно или нудно и утомительно?
Ребятам, с которыми ходим в музеи мы, хочется ходить туда снова и снова. В чем секрет? Думаю, в том, что мы ходим не слушать готовые экскурсии, а работать с заранее подготовленными учителями вопросами (экскурсии мы берем редко и только тогда, когда заранее знаем, что будет хороший экскурсовод).
Как мы работаем? Да очень просто. Мы понимаем, по какому маршруту в городе или в какой музей нам необходимо сходить с детьми, идем туда сначала сами, составляем вопросы, а потом ведем ребят. После обсуждаем ответы на вопросы или по сданным работам вместе анализируем полученный результат.
В музей и на экскурсии в город мы обязательно ходим с блокнотом и ручкой – это уже понятное и не обсуждаемое правило, потому что мы идем работать!
Надо только с ребятами предварительно договориться о соблюдении некоторых правил:
– мы передвигаемся группой, и если ребенку надо отойти, он обязательно предупреждает об этом взрослого;
– заранее четко договариваемся и «держим» время сбора (в музее расходимся по заданиям, но встречаемся через определенное время в определенном месте);
– на улицах города, разумеется, соблюдаем правила дорожного движения и ведем себя так, чтобы окружающим нас людям было с нами комфортно;
– во время прогулок по городу и походов в музеи всегда сочетаем рабочее и свободное время, для того чтобы получить максимальную радость и удовольствие.
Хочу предупредить, что реакция смотрителей музеев может быть очень разной. Одни с большим интересом наблюдают за самостоятельной работой ребят, помогают им отвечать на вопросы, если те обращаются к ним, иногда даже сами начинают что-то рассказывать. Другие возмущаются, недоумевают, особенно когда дети иногда располагаются на полу, чтобы лучше записать или зарисовать увиденное (к сожалению, в наших музеях нет другого места для записей. Ведь не на постаменты же и стены облокачиваться!).
Для тех, кто хочет сделать работу при посещении Москвы и московских музеев интересной, увлекательной и познавательной, предлагаем воспользоваться разработанными нами материалами. Надеемся, вас заинтересуют наши разработки! Может быть, кто-то разрабатывает похожие маршруты для других городов России? Было бы интересно с ними познакомиться…

ПЯТЬ ПРОГУЛОК ПО МОСКВЕ

Перед тем как отправиться по маршрутам, мы задались вопросом: с какой целью мы пойдем? Решили, что итогом наших походов будет сделанный нашими руками путеводитель, который должен будет отличаться от сухих экскурсионных сведений. Хотелось, чтобы этим путеводителем могли воспользоваться все желающие, чтобы взять его в руки было интересно и он что-то смог бы рассказать о тех, кто его делал.
Во время путешествия по маршрутам ребятам предлагалось выбрать себе роль, над которой они будут работать. Кто хотел – мог взять роль биолога, и тогда особое внимание он должен был обращать на деревья, птиц, экологию. Если ученик брал роль художника, то делал зарисовки красивых зданий, памятников, интересных мест. Взявшему роль историка надо было набрать как можно больше информации о названиях улиц, знаменитых людях, живших на этих улицах, кому поставлены встретившиеся на пути памятники. У архитектора была задача определить разные стили, их характерные особенности, сравнить здания между собой. Все походы сопровождались работой фотографов – это тоже была отдельная роль.

Экскурсии с Пушкинской площади

Точкой отсчета стал А.С. Пушкин, что довольно символично для нашей школы, потому что вот уже более 30 лет в школе празднуется День Пушкинского Лицея.
Первое заданиев трех маршрутах одинаковое:
Перед вами стоит памятник А.С. Пушкину. Попробуйте встать в позу, в которой стоит поэт. Что вы при этом чувствуете? Обойдите памятник со всех сторон и найдите все возможные доказательства того, что этот памятник был поставлен именно поэту.

Пушкинская площадь – Цветной бульвар
Пройдите до кинотеатра «Пушкинский» и по Путинковскому переулку выйдите на Страстной бульвар. Как вы думаете, откуда они могли получить свои названия? На Страстном бульваре расположены два памятника знаменитым людям – С.В. Рахманинову и В.С. Высоцкому. Что в самих памятниках говорит о том, кем были эти люди, что они выражают?
Пройдя весь Страстной бульвар, вы попадаете на площадь Петровских Ворот. перейдите на Петровский бульвар и загляните на территорию Петровского монастыря. Обойдите все здания и решите, одного ли времени эти постройки. Можно зайти в здание колокольни по узкой и крутой лестнице. Получите истинное удовольствие от вида внутреннего убранства церкви. В чем ее необычность?
Выйдя из монастыря, пройдите по Петровскому бульвару, обращая внимание на дома, попытайтесь определить, к какому веку они относятся. что вам подсказывает ответ? Откуда появились названия монастыря и бульвара? Дойдите до Трубной площади… (Кстати, ваши версии этого названия?) Далее идите по Цветному бульвару мимо цирка и памятника Ю. Никулину до станции метро «Цветной бульвар».

Пушкинская площадь – Арбатская площадь
По подземному переходу пройдите на Тверской бульвар и идите по нему, разглядывая дома по обеим сторонам бульвара. Как вы думаете, относятся ли они к Пушкинскому времени и почему? Чем старые дома отличаются от новых? Мимо зданий каких театров вы проходите? Дойдите до памятника С. Есенину. Можно ли по внешнему виду памятника и скульптурам около него определить, кому он поставлен? По бульвару дойти до памятника К.А. Тимирязеву. Как вы думаете, почему на памятнике такая надпись?
Вы вышли на площадь Никитских Ворот, подойдите к ротонде – памятнику, поставленному в память о венчании А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. какие чувства выражают их лица? Перед вами стоит церковь Вознесения, где венчание состоялось в 1830 году. Она открыта, и вы можете в нее зайти.
Потом пройдите на Никитский бульвар. Как вы думаете, какое название появилось раньше – Никитские Ворота или Никитский бульвар? Какой музей расположен на левой стороне улицы? В конце бульвара перейдите на правую сторону и пройдите до дворика, где стоит памятник Н.В. Гоголю. Можно ли, посмотрев на памятник, сказать, кем был Гоголь?
Спуститесь в переход и дойдите до станции метро «Арбатская».

Пушкинская площадь – ул. Большая Дмитровка
Пройдите до кинотеатра «Пушкинский» и перейдите на другую сторону, попав на улицу Большая Дмитровка. Идя по улице и заходя во все встречающиеся переулки, подумайте, отчего они могли получить такие названия. Чем старинные здания отличаются от современных? В каком доме жила народная артистка СССР? В конце пути по правой стороне вы подойдете к зданию. Что в нем было раньше и что сейчас? Обойдите это здание со всех сторон и решите, что в нем замечательного? Обратно можно вернуться на станцию «Театральная» или «Охотный Ряд» и сделать переход на станцию «Площадь революции».

В конце каждого задания мы обязательно пишем:
Надеемся, что наш маршрут вам понравился. До следующих встреч!

Красная площадь

Перед вами место у Васильевского спуска на набережную Москвы-реки, где когда-то находилась пристань, куда «торговые гости» – купцы причаливали на своих ладьях. От реки они поднимались к несуществующей ныне стене Китай-города, которая одним своим концом примыкала к Москворецкой башне Кремля. Чтобы оказаться в средневековой Москве, вам нужно выполнить несколько заданий.
1. Совсем как древние купцы встаньте рядом с тем местом, где когда-то находились ворота в стене Китай-города, через которые можно было с Москворецкого моста пройти на Красную площадь.
Запомните! Точно такие же ворота расположены напротив, в стене Китай-города, по другую сторону Красной площади. Эти ворота недавно восстановлены и служат для прохода со стороны Манежной площади.
Чтобы выполнить следующее задание, пройдите на Москворецкий мост, откуда открывается панорама Васильевского спуска. Зарисуйте Васильевский спуск, кремлевскую стену с Москворецкой башней и собор. Пунктирной линией от Москворецкой башни вниз вдоль набережной обозначьте место расположения стены Китай-города.
2. Через предполагаемые ворота в стене Китай-города войдите на Красную площадь. Найдите здание, в центре которого находится шатер. Зарисуйте это здание без окружающих его построек с барабанами и луковками. Как это здание называется теперь и как называлось раньше? Можете ли вы объяснить его первоначальное название?
3. Подойдите к ближайшей башне Кремля, имеющей шатровое завершение, подобное тому, что вы нарисовали. Вы – у главных ворот Кремля. Как они называются? Что интересного вам известно об истории этой башни? Как вы думаете, почему боевые башни Кремля XV века не имели шатровых завершений, которые появились лишь в XVII веке?
4. Теперь пройдите по направлению к улице, идущей от главных кремлевских ворот. Поднимитесь к каменной площадке, которая встанет у вас на пути. Что это за каменное возвышение? Предположите, как оно использовалось в древности.
5. Найдите недавно восстановленные ворота Китай-города, о которых говорилось раньше. Чем интересна их архитектура? Нарисуйте точно такие же ворота на своем первом рисунке, то есть разместите их в несуществующей стене Китай-города у Васильевского спуска.
Итак, вы воссоздали отрезок прибрежного укрепления средневековой Москвы. Это укрепление охватывало целый район, примыкающий к Кремлю. Как он назывался? На схеме покажите границу этого района синим цветом. Кремль и Красную площадь выделите красным.
6. Окиньте взглядом всю Красную площадь и здания, ее окружающие. Какие общие архитектурные элементы повторяются в этих зданиях? Как, по-вашему, называлась Красная площадь до XVII века и чем она была для москвичей на протяжении веков? Какие оборонительные сооружения служили для защиты Кремля и Красной площади в Средние века?
7. Какие три улицы лучами отходят от Красной площади? Назовите их и отметьте на схеме начало каждой из них. Следующее наше путешествие будет связано с историей именно этих улиц.

МУЗЕИ МОСКВЫ

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Прежде чем войти в здание музея, пожалуйста, выберите одну из следующих ролей и выполните задания:

1. Топоним. Обойдите здание музея. Сделайте план местности, где находится музей. Узнайте историю названий улиц вокруг музея. Что они обозначают? Почему улицы получили такие названия?
2. Архитектор. Обойдите здание музея. Определите его особенности, найдите греческие мотивы в зданиях вокруг музея. Узнайте, кто планировал и строил музей. Какие идеи и формы греческой архитектуры отразились в строительстве? Составьте словарь архитектурных понятий.
3. Историк. Какова история создания музея – здания и коллекции? Имена каких людей связаны с историей музея?
4. Художник-дизайнер. Какие греческие мотивы использованы во внутреннем оформлении музея? Перечислите их. Где они находятся? Зарисуйте понравившиеся.

Зал Египта
1. Обратите внимание на светящуюся карту на стене. Чего на ней, по-вашему, не хватает?
2. Внимательно разглядите изображения богов и священных животных. Составьте как можно более полный список их имен, в каком виде они изображены, за что они отвечали.
3. Какие амулеты ты встретил в зале? Что они обозначали?
4. В этом зале есть ящик для ушебти и сосуды хеби и туйя. Найдите их и попробуйте определить их назначение.
5. «Четыре сосуда стоят. А крышки на них, точно звериные головы. И горе тому, кто перепутает или смешает их содержимое». Как называются эти сосуды, для чего они использовались?
6. Что могли выращивать в Древнем Египте? В чем все это хранили?
7. Египтяне верили в загробную жизнь. Что в зале может вам об этом рассказать?
8. «Золота у нас, как песка в пустыне, а за … приходится к соседям бегать». Кто, куда и за чем бегал?
9. Есть ли в зале что-то, что могло принадлежать только женщинам?
10. «Я – цветок, но могу держать целый потолок». Что это?
11. Назовите главные отличительные черты древнеегипетских изображений.
12. В Египетском зале много разнообразных экспонатов. Можно ли перераспределить их по темам на несколько залов? Дайте названия этим залам.
13. Загадайте загадку другу: словесно опишите любой экспонат, не называя его.
14. На выходе из залов древних цивилизаций вы увидите позднеегипетские изображения. Что нового появляется в них по сравнению с Древним Египтом? Каковы ваши впечатления?

Зал шумеров
1. Пройдите по всему залу и оглядите его.
2. Есть ли в зале тексты? Если да, то в каком они виде? Как вы думаете, о чем они?
3. Кто вас встречает при входе и выходе из зала? Какие чувства они вызывают у вас?
4. Сколько и какие цивилизации представлены в этом зале?
5. Попробуйте выделить главные отличительные черты жителей Шумера.
6. В зале есть экспонаты цилиндрической формы, которые имели большое значение для ведения дел богатыми людьми. Как вы думаете, о чем идет речь?
7. В этом зале есть сюжет, в котором изображен царь. Как его найти? Кто находится вокруг него? Составьте рассказ по этому сюжету.
8. Только ли изображения мирной жизни встречаются в зале? Если нет, то где изображено что-то другое? Опишите происходящие события.
9. На одном из каменных изображений показан способ того, что умеют делать многие из вас. О чем идет здесь речь?
10. Придумайте загадку для друга: словесно опишите один экспонат, не называя его.

Античные залы
1. Сколько залов занимает античная коллекция? Зарисуйте их местоположение и запишите названия.
2. По какому принципу собраны экспонаты в залах?
3. Перечислите, какие виды изобразительного искусства представлены в этих залах.
4. Найдите зал музея, где есть вещественные доказательства существования греческих колоний.
5. Что и кого увековечивали греки и римляне в своем искусстве?
6. Как греки украшали свои города и здания? Приведите примеры из залов музея.
7. Какие боги имеют в экспозиции самое большое количество изображений?
8. Что и кого из экспонатов коллекции вы узнали сразу без чтения табличек? Что позволило это вам сделать?
9. Перечислите имена скульпторов, чьи работы вам понравились, запомнились больше всего. Чем и почему?
10. Нарисуйте схему афинского Акрополя. Какие его фрагменты есть в музее? Укажите их на своем плане.
11. Попробуйте найти отличия римской и греческой скульптуры.
12. Путешествуя по античным залам музея, постарайтесь придумать интересные вопросы для будущей игры «Что? Где? Когда?».
13. Сделайте два описания каких-нибудь памятников, не называя их, чтобы другие смогли угадать, о чем идет речь.
14. Соберите свою собственную античную коллекцию из экспонатов музея (не более 10 единиц).
15. Найдите экспонаты, которые по какой-либо причине являются «лишними» в этих залах.
16. Задание только для сообразительных: найдите в музее зал, принадлежащий к этому времени, но к чужой стране.

Зал средневекового искусства
1. В искусстве существуют два пласта – духовный и светский. Существуют ли эти два пласта в искус­стве Средневековья в Византии и в Западной Европе? Приведите примеры.
2. Какие сюжеты чаще всего используются в иконографии в Византии и в Европе?
3. Перечислите виды изобразительного искус­ства, характерные для христианского мира. Приведите сравнение (сделайте табличку).
4. Какие символы встретились вам в разных видах изобразительного искусства, представленных в ГМИИ? Приведите примеры.
5. Найдите общее и различия в иконографии Византии и Западной Европы (фон картин – изображение Богоматери, младенцев, разные детали).
6. Какими городами и странами представлено средневековое искусство?
7. Какое искусство вам больше всего понравилось, византийское или западноевропейское? Почему?

Музей истории Москвы

Чтобы лучше представить прошлое нашего города, приглашаем вас заглянуть в Москву средневековую. Во время путешествия вам придется ответить на некоторые вопросы и выполнить несколько заданий. Итак, смело в путь, в прошлое, в гости к нашим предкам – москвичам, жившим в нашем городе много веков назад.
1. Внимательно обойдите всю экспозицию музея. На какие логические части вы можете ее разделить? Запишите их названия.
2. Выберите заинтересовавшую вас часть экспозиции и опишите ее как можно более подробно. Почему вы остановили свой выбор именно на этом фрагменте?
3. К какому времени относятся археологические находки, представленные в музее? Каков возраст самой древней из них?
4. Найдите план-схему средневековой Москвы. Зарисуйте его в своей тетради и напишите названия рек и частей города, обозначенных на этом макете.
5. Найдите в музее отгадки – откуда, на ваш взгляд, пошли следующие слова и поговорки: «Утром встану, пойду к барану», «Заруби себе на носу», «Москва не сразу строилась», «опростоволоситься», «Накормлю тебя березовой кашей». Какие еще пословицы вспомнились вам, когда вы ходили по этому музею?
6. Что вас удивило или оставило сильное впечатление в музее истории Москвы?
7. Придумайте вопросы своим друзьям по экспозиции.
8. Если бы вы жили в средневековой Москве, кем бы вы были? Опишите свое занятие мастера, используя материалы музея.

Музей археологии Москвы на Манежной площади

1. Каков возраст самых древних находок? Какие это находки и где они были обнаружены?
2. Перечислите инструменты, с помощью которых работают археологи.
3. Что общего и в чем отличия древних монет?
4. Как вам кажется, с какой целью могли зарыть клад? Какие предметы были зарыты в древних кладах?
5. Как вы думаете, через какую речку был перекинут белокаменный мост? Какие два города он соединял?
6. Перечислите предметы, найденные археологами при раскопках. Зарисуйте понравившиеся вам предметы археологических раскопок.

Музей искусства народов Востока

Зал Индии
1. Где в зале можно найти информацию о религии, богах древней Индии? Что вы поняли?
2. Есть ли в зале священные животные и какие?
3. Найдите и перечислите все встретившиеся вам украшения – их виды, формы, на чем носили, для чего?
4. В этом зале есть предмет, на котором изображена какая-то мифологическая сцена. Что это за предмет? О каком рассказе идет речь?
5. Можно ли сказать, что скульптура – это текст? Почему?
6. Запомните и зарисуйте наибольшее количество скульптурных поз. Как вы думаете, что они могли обозначать?
7. Придумайте загадку для друга: словесно опишите один экспонат, не называя его.

Зал Китая
1. Перечислите как можно больше материалов, которые использовались в Китае. Что из них де­лали?
2. Определите и зарисуйте, какие мотивы чаще всего встречались для украшения изделий?
3. В зале есть предмет с очень дорогим названием. Что это? Как вы думаете, почему он был так назван?
4. Как можно более точно срисуйте несколько китайских иероглифов. Чем и на чем они писались?
5. Есть ли в зале священные птицы и какие? Что в их изображении есть такого, что позволяет вам судить об их характере?
6. По каким признакам можно определить, что эти экспонаты из Китая?
7. Придумайте загадку для друга: словесно опишите один экспонат, не называя его.

TopList