Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Идеи. 2007-2008 учебный год

От жителей Тублебурга – до инопланетян, или В поисках новых идей

Татьяна Шагова, классный руководитель 9 класса

Есть в школе традиционное событие: раз в два года вся школа превращается в город Тублебург с музеями, ресторанами, парикмахерскими, кинотеатрами, университетом – словом, идет деловая игра, в ходе которой школьники становятся руководителями и сотрудниками малых предприятий. Обычно в качестве консультантов выступали родители. Учителя, как и дети, в экономике плохо разбираются. В этом году мы решили, что старшеклассники все же смогут стать консультантами юных бизнесменов. Несколько месяцев добровольцы из 9 и 10 классов изучали, как работают настоящие фирмы, как правильно составить бизнес-план, провести маркетинговое исследование, подготовить финансовую документацию. А во время деловой игры помогали, кстати, не только малышам, но и ровесникам и даже педагогам.

Нина Чегодаева, организатор туристической работы

В нашей школе походы, экспедиции, турслеты – явление обычное. В основном организуют путешествия взрослые. В этом году главное мое занятие – подготовить из школьников группу инструкторов, чтобы они турслеты могли проводить, не вешая всю нагрузку на учителей, чтобы с малышами в поход могли сходить. Это должны быть ребята и технически подготовленные, и умеющие фантазировать, придумывать интересные туристические испытания. Вот собираемся в конце мая вывезти разновозрастную группу (с 5-го по 10 класс) будущих мастеров туризма на недельную учебу в полевые условия. Ребята займутся экологией, освоят веревочную технику, приемы оказания первой помощи, потренируются в ориентировании на местности. Предполагаются мастер-классы по таким необходимым для инструктора темам, как практика водного туризма, скалолазание, спелеотехника и альпинизм, игра на гитаре, работа с рацией, секреты походной кулинарии.

Ангелина Восковская, учитель английского языка

Невозможно изучать живой язык только по учебнику, поэтому стараюсь придумать с детьми вместе что-нибудь увлекательное. В этом году получился замечательный рождественский праздник для начальной школы с песнями, стихами на английском языке, с традиционными рождественскими развлечениями. А недавно устроили игру-путешествие в Англию. Целый день ребята увлеченно оформляли паспорта, визы (все по-настоящему!), выбирали маршруты, заказывали билеты. В самолете договаривались со стюардессами, какой обед, какие напитки лучше выбрать, проходили таможню. Все на английском, естественно. Кто же в Англии на русском разговаривает? Знатоки, преодолевшие препятствия, «попадали» в Лондон, могли осмотреть достопримечательности, посидеть в кафе. Тем, кто затруднялся в выборе слов, помогали сотрудники из бюро переводчиков. Понятно, что провести эту игру для средней школы мне помогали старшеклассники и даже студенты.

Татьяна Конюхова, учитель словесности

Еще осенью с добровольцами из младшей школы посадили во дворе цветы. Заодно выяснили, как цветы растут, почему надо так сажать, так ухаживать. Но главное – теперь мы внимательно следим за своими цветами, учимся наблюдать, видеть, описывать свои наблюдения, чувства в текстах. Читаем стихи поэтов всего мира про самые разные цветы. Наверное, книжку со временем выпустим.

Юрий Подкопаев, классный руководитель 10 класса

Главная моя задача на сегодняшний день – помочь ребятам стать самостоятельными. Вот собираемся поехать в Киев – самостоятельно исследовать город, делиться своими открытиями друг с другом. Посмотрим, что из этого получится.

Александр Калмановский, учитель начальной школы

Я в этом году открыл для себя новое содержание работы классного руководителя. Это организатор, менеджер процесса образования, который работает с детьми, выясняет, что они умеют, чего хотят, работает с педагогами класса, анализирует их возможности, цели, стремится согласовать все индивидуальные планы, решает проблемы, конфликты, а главное – создает условия для того, чтобы каждый участник процесса, будь то ребенок или учитель, смог реализовать свои образовательные цели. А воспитание? Оно внутри образовательного процесса.

Наталья Шеремет, учитель естествознания

В этом году 4 класс заинтересовался космосом. Дети столько книг прочитали, всех космонавтов наизусть выучили, и мы с ними устроили музей космонавтики, планетарий, куда приглашали ребят из других классов. Ребята показывали слайды, рассказывали о планетах, о полетах. Целую газету выпустили ко Дню космонавтики. Взяли интервью у взрослых, которые помнят тот день, когда Гагарин полетел в космос. А потом мы надували мыльные пузыри водородом и из окна запускали их прямо в космос. Ведь это непростое занятие для четвероклассника. Но летать вообще непросто!

Сергей Реутский, учитель физкультуры

Современные дети гораздо реже гуляют во дворах и почти разучились играть в коллективные подвижные игры. Я в этом году создаю специальное игровое пространство для начальной школы, для пятиклассников. Мы осваиваем самые простые игры, усложняем правила. Я пытаюсь понять, как работают эти игры, как меняются дети в процессе игры.

Денис Певчев, руководитель школьного издательства

В этом году много нового возникло. Во-первых, оформился, наконец, школьный Издательский дом. Мы поняли, что мы делаем, зачем, как объединить все многообразие выходящих в школе книг и газет. Во-вторых, начало работать школьное радио. Выходит снова общешкольная газета после некоторого перерыва. Теперь ее делает не одна редакция, а по очереди представители разных классов. Получается действительно общий печатный орган. В этом году наши ребята в составе большой команды заняли второе место в Большой Игре на конкурсе школьной прессы.

Евгения Приходько, руководитель кафедры проектирования

В этом году у нас интересно за­вершается работа над проектами. Мы создали специальный сайт, куда старшеклассники выложили свои готовые проектные работы. Все желающие – ученики, педагоги – в течение нескольких недель могли читать и обсуждать любые проекты, голосовать за лучшие работы. Завершится все большой конференцией, на которой будут представлены работы, получившие наибольшее количество голосов.

Андрей Давыдов, учитель истории

В этом году у нас появились школьные видеоновости. Школьники-тележурналисты – разновозрастная команда, состоящая из учеников средней и старшей школы, – создают видеохронику нашей жизни и показывают на первом этаже два раза в месяц. Собирается толпа посмотреть.

Марьяна Букия, учитель начальной школы

В этом году в нашем классе главная тема – я и моя семья, мой дом и я в нем. Мы обсуждали, описывали, что такое семья вообще, что такое моя семья. К сожалению, идеал и реальность иногда трагически не совпадают. А еще у нас есть тайный проект: комната моей мечты. Ребята в конце года подарят родителям свои тексты, рисунки, макеты.
Я учу малышей и остаюсь клас­сным руководителем 5 класса – это дети, которых я в прошлом году выпустила из начальной школы. И осталась с ними, вместе мы учились жить в средней школе, старались сделать свою жизнь уютнее. Надо сказать, в конце года и я, и дети чувствуем себя гораздо увереннее.

Ольга Шавард, учитель словесности

Мы стараемся научить ребят жить в мире, ценить и принимать разнообразие мира. Задумали такую большую игру в пятых классах (довольно драчливых, конфликтных) – встречу космических пришельцев, озабоченных состоянием земной цивилизации, ростом насилия, с представителями древних цивилизаций. Инопланетяне, погрузившись в прошлое, постараются понять, какие ошибки прошлого мешают нам сегодня, какие достижения дают надежду на будущее. А ребята представят им старинные искусства и ремесла, расскажут, как зарождались и гибли великие государства. Потом все вместе постараются ответить на главный вопрос: что может помочь людям жить в мире, где все такое разное – языки, религии, характеры…

TopList