Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Идеи. Старшая школа

Ольга Шавард ,
учитель словесности

Как сохранить традиции?


В нашей школе давние демократические традиции, мы многие годы работаем над демократическим укладом школы. И в большинстве своем наши дети действительно ощущают школу как свою, как второй дом и чувствуют себя во многом хозяевами школы.
Но школа – живой организм со сменяющимися поколениями детей. Течет время, и новые поколения учеников, приходя «на готовое», постепенно перестают ощущать это «готовое» своим. Чувство ответственности за свой дом, чувство внимательного и заботливого хозяина постепенно притупляется, уходит, чувство хранителя и продолжателя традиций со временем глохнет. К хорошему, но не тобой созданному, не тобой хранимому, не тобой приумножаемому, не тебе из рук в руки переданному начинаешь постепенно относиться как к чему-то, может быть, и важному, но «не своему».
Вот почему состояние и чувство причастности требуют постоянного обновления, неустанно возобновляемой работы. А школа, естественно, держится не на «сваях» – учителях, а на том духе, который царит в среде сообщества учеников и учителей. Ученики и учителя «вместе школу держат на собственных руках» (как пели наши выпускники 80-х), причем держат как ее материальную сторону, так и духовную составляющую. А дух этот рождается из любовного вложения труда и ощущения себя частью родного тебе дома. Дома, за который ты отвечаешь, который ты хранишь, обновляешь, совершенствуешь, в котором ты живешь с друзьями и творишь и который передаешь другим поколениям.
Старшие классы – опора школы, пример для подражания. У многих из них возникает желание оставить что-то на память любимой школе, оставить свой след в не такой уж большой школьной жизни, сделать вообще что-то важное, стоящее, настоящее, нужное людям, школе. Хочется, чтобы то, во что вложено немало сил, трудов, времени, любви не было выброшено через месяц после использования на помойку, как картонные доспехи для игры в рыцарей в отличие от самодельной настоящей кольчуги.
Поэтому нам с нашими одиннадцатиклассниками показалось важным особое внимание уделить крупным проектам-подаркам школе и торжественному вручению их с передачей для хранения и приумножения следующим поколениям. Такой же торжественной задумывалась и передача важных социальных дел, основными участниками, руководителями или инициаторами которых были наши ребята.
При этом разнообразные формы, типы, виды этих серьезных крупных проектов-подарков придумывались совместно, выбирались в связи с личными интересами, способностями. Запуску этих проектов были посвящены не один клас­сный час и немало групповых встреч, индивидуальных обсуждений.
Среди воплощенных замыслов оказались и театральные – спектакль «Серебряный век», и проекты, осуществленные на базе компьютерных технологий – альбом фотографий выпусков школы, подарочное издание книги о Слонах (Слоненок – символ школы), и трудовые – швейные и столярные проекты: мягкие доски-витрины и куклы-веники для детского сада, скатерти-поля для математического кабинета, напольный кубик Рубика, Музей Слоненка с витринами и шкафами. Над всеми этими проектами, включая один из самых непростых и требующих большой человеческой, душевной и физической отдачи – «Школьники помогают бывшим узникам фашизма», наши ребята трудились, сочетая эту работу с интенсивной учебой в 11 классе и подготовкой в вузы.
Над большинством таких «работ для людей» трудились зачастую не только сами исполнители проекта, но и много друзей-помощников: само дело звало на помощь. Так, фото выпускников доставали «всем миром», вся швейная мастерская помогала одной выпускнице шить подарки для детского сада, в проектах фотографий учителей участвовали все ребята на правах добровольных участников, ибо это стало дело чести, ибо это проекты-подарки. Некоторые работы были изначально организованы так, что вся трудовая мастерская все свое свободное от другой работы время работала на этот проект (так работали четыре мастерские).
Такие проекты по большей части были групповыми или коллективными. При этом они не поглотили ни индивидуальных, ни исследовательских или педагогических проектов (для средних классов – занятия английского, для них же – кружок танцев, игры исторические и математические, практикум по биологии), которые традиционно сохранились в «реестре проектов» выпуска.
Таких проектов тоже было много. Но придание отдельным проектам статуса «подарка школе» сделало их очень значимыми, особенно по мере приближения последнего звонка.
Выпускники, решили ребята, должны, во-первых, говорить спасибо всему тому, что есть школа. Во-вторых – дарить школе подарки. В-третьих – передавать «из рук в руки» что-то важное в школе, то, к чему они были причастны более, чем другие поколения, и завещать беречь всё, что сами любили и в чем участвовали.
Придумали документ – «Охранную грамоту», оформили его:
Охранная грамота
Сия грамота дана Музею Слоненка. (А также – кабинету 34, байдарочному клубу, проекту «Фотолетопись выпусков школы», проекту «Школьники помогают бывшим узникам фашизма», школьному сайту, археологическому лагерю-экспедиции в Херсонесском заповеднике.)
Документ сей предписывает хранителям-гражданам НПО «Школа самоопределения» названное место (дело) беречь и сохранять, совершенствовать и приумножать, проявлять к нему отеческое внимание и материнскую заботу, по окончании школы или ранее передать «из рук в руки» следующему поколению граждан школы.

Выпуск 2006

Придумали, кому логично что передать. Среди выдвинутых преемников оказались разные классы, группы, отдельные ребята.
Для каких-то проектов это была фактическая передача дел, как это было, например, в таком деле, как херсонесские историко-археологические трудовые экспедиции. Хоть мы ездили туда несколько лет назад, и уже после наших ребят туда ездили другие классы, но именно мы сделали этот лагерь интересной школьной традицией. Символически логично было передать эту традицию вместе с курированием Музея Слоненка младшим – будущим четвероклассникам, которые через год собирались поехать в Херсонес и которым по возрасту сделать музей живым.
Проект «Цифровая фотолетопись выпусков школы за 36 лет» оказался более сложным и трудоемким, чем предполагали заранее, и его не удалось воплотить в полном, предполагаемом первоначально объеме. Тем не менее, основная работа все же была проделана, и теперь этот проект можно было продолжать другим поколениям, совершенствовать его как в «старой» исторической части (о прежних поколениях), так и в части «новейшей истории» школы, что, естественно, близко и интересно старшеклассникам. Решено было торжественно передать его ребятам-представителям династий выпускников-родителей и династий учительских, ибо для них это особенно близкая тема.
Фотогалерею учителей решили передать 10-м, будущим 11-м – хранить, ценить достояние школы в лицах и портретах. Еще и повесить на стены после ремонта.
Главные создатели новой версии школьного сайта, двое наших ребят, уже более года готовили себе преемников из 9 и 10 классов.
Классный кабинет 34, в оформлении и содержании которого за несколько лет воплотилось шесть ребячьих проектов, естественном было передать будущему 7 «А», который там будет жить.
Жизнь байдарочного клуба, основными членами которого уже 6 лет являлись наши ребята, с символическим вручением весла и спасжилета естественно было передать будущим пятиклас­сникам. Их классным руководителем становился руководитель клуба и они уже готовились к первым походам.
В проекте «Школьники помогают бывшим узникам фашизма» уже появились младшие ребята, готовые его продолжать. Им и всей школе важно было услышать от тех, кто более трех лет занимался этим делом, как много этот проект дал людям и как невозможно бросить, оставить его, потому что это пожилые, больные люди, которые нас ждут и нам верят. А еще о том, как много этот проект дал нам самим, как он изменил нас, всех тех, кто над ним работал.
Был, конечно, соблазн, вписать в эту торжественную «передачу» дел и школьное кафе, и Лицей, и театр, и деловую игру, и детский сад, и школьные лагеря, и издательский дом… Спорили по этому поводу. Все это наши ребята очень любят, внесли во все это свою лепту, считают своим, хотели бы, чтобы это сохранялось и росло, но… Но все ж не «наши одиннадцатые» начинали эти дела. В них принимали и принимают участие все граждане школы, и мы решили, что неправильно будет приписать себе общие заслуги.
Выстроенное на празднике последнего звонка представление центральным звеном имело вручение «Охранных грамот» разным гражданам школы, и неизвестно, для кого это было более ценно: для самих выпускников или для ребят, которым эти грамоты вручались. Важно, что охранные грамоты вручались «адресно», а не вообще всем гражданам школы, ведь всем – это обычно никому. Для ребят, получавших их (с ними это было обговорено заранее), это было с одной стороны почетно, ибо им тем самым принародно оказывалось доверие, с другой – накладывало на них большую ответственность.
И главное, что не из рук учителей получали они эти богатства, а из рук своих предшественников, которых они хорошо знают и которые уходят из школы, оставляя им свое наследство. Невольно с чувством ответственности и гордости пробуждался вопрос: «А что мы через год-два оставим после себя, что приумножим, сохраним, внесем нового, своего, что так же передадим другим поколениям?»
Для самих же выпускников это вполне реальная картина достижений на пользу «школьного отечества», осознание не впустую потраченных усилий. Хочется надеяться, что это станет новой школьной традицией, которая поможет каждому ощутить себя звеном в цепочке поколений, стать преемником, продолжателем традиций и увидеть заразительный образец внесения нового, своего в жизнь школы. В свете такой традиции естественно выпускникам спрашивать позже у школьников: «Ну, как у вас это дело, живет, что нового?»
А у граждан школы возникает дополнительное чувство ответственности перед выпускниками за жизнь школы, за хозяйское, созидательное к ней отношение. И, казалось бы, само собой, незаметно нарастает то, что издревле люди называли «вестью извне, вестью от других», «со-вестью», с которой начинаются в человеке самые важные вещи.

TopList