Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Идеи. Каникулы

Наталья Антохина ,
учитель математики

Самое драматическое время года

Путешествие зимой

Незнакомый город и знакомые книги. Именно сейчас наступает лучшее время для их встречи. Не взять ли с собой классическую пьесу для долгих зимних вечеров?
Когда думаю, променяла бы я зимние поездки с ребятами в разные города страны – Углич, Коломну, Петербург – на такие же, но в другое время года, то, ни на минуту не задумываясь, говорю «нет». И дело вот в чем. Когда еще в школе, в начале декабря, мы начинаем собираться в путешествие, то первым делом выясняется, что мы хотим столько всего увидеть, потрогать, полазить, побегать, почувствовать, понять и постичь, что трех-четырех дней, на которые мы можем «оторваться от семьи и школы», решительно не хватает.
Шестиклассники – люди серьезные. Им кажется, что все в их силах, а поэтому снег падает, мороз морозит и лед звенит исключительно для них. Тогда мы принимаемся скрупулезно, насколько, конечно, хватает времени и сил, продумывать индивидуальную траекторию путешествия каждого участника поездки. То есть ребенок ставит перед собой образовательные задачи и выполняет их, работая каждый день то один, то в паре или группой. Но вот наступает вечер... Зимний, а поэтому долгий и темный. Иногда по-настоящему холодный, «с сильными порывами ветра». Что делать? Когда мы в первый раз на зимних каникулах поехали с шестиклассниками в маленький заснеженный Углич, то еще в школе, составляя программу путешествия, стали думать, какими будут наши вечера.
Мы решили, что раз путешествовать с ребятами будем по крайней мере до конца девятого класса, то в самом начале нужно задать высокую планку организации вечернего времени. Но, конечно, сомнения были.
Как сделать, чтобы вечера в путешествии стали необычными, запомнились? Зацепила всех идея домашнего вечернего театра. И дело пошло, да как! – на меньшее, чем полноценный спектакль без всяких там скидок, они решительно не соглашались. Так и повезли мы с собой томики Гоголя и Пушкина. В Угличе, а потом в Петербурге ставили «Ночь перед Рождеством», «Пиковую даму». Телевизионные «развлекалки» и дискотека – отдыхали!
Нам, взрослым, было важно подхватить интерес ребят к игре, театрализации больших серьезных произведений в нашем домашнем вечернем театре. Конечно же, мы играли для себя, сами были зрителями и актерами, режиссерами и гримерами, костюмерами и осветителями. В те наши первые путешествия вложено было много сил – и наших, и ребячьих. Мы, учителя, люди расчетливые и верим словам капитана Врунгеля: «Как вы шхуну назовете, так она и поплывет». Каким будет у ребенка опыт первого образовательного путешествия, какие культурные нормы проживания он не просто примет от взрослых (потому что «так надо»), а сам сотворит, как проживет реальную жизнь маленького странника в незнакомом городе, в деревянном доме со скрипучими половицами, таким во многом будет видеться ему следующий шаг.
С воспоминаний начинается движение к новой поездке. И долгие зимние вечера с домашним театром, и неторопливые беседы оказались нам очень с руки, стало ясно, что русская культура, архитектура, литература имеют времена года. Соборы и страницы классических книг зимой иные, не такие, как летом. В чем эта инаковость? Мы говорили об этом с ребятами. В большей строгости, графичности линий? В ледяной хрупкости отношений между героями литературного произведения? Мы не стремились найти единственно верный ответ. Да его и не могло быть. У каждого складывался свой образ зимнего мира, в котором мы живем четвертую часть нашей жизни, так что его особенностей, прелести и жестокости нельзя не замечать. И оказалось, что и нам, и ребятам в этом зимнем мире долгими вечерами увлекательно работается. Вот попробуйте сами поставить «Пиковую даму» с шестиклассниками в Петербурге летом – ничего не получится. А в январе...

TopList