Архив
Материалы для размышления
Функционал классного руководителя по-своему определяется в каждом регионе, в каждой школе. Он изменяется в зависимости от конкретных условий, от требований, предъявляемых к этой должности. Тем не менее, общее, примерное положение о классном руководстве существует.
Один из таких примеров (для учреждений Московского комитета образования) мы приводим сегодня. Зачем? Во-первых, для того чтобы вы могли сравнить требования этого положения с предъявляемыми в вашей школе. А во-вторых, чтобы начать обсуждение этого функционала, путей его исполнения и контроля. Свои идеи, мнения присылайте нам!
Документ
Примерное положение о классном руководстве в образовательных учреждениях системы Московского комитета образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу ведения классного руководства в образовательных учреждениях системы Московского комитета образования.
1.2. Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене – первичном ученическом коллективе.
1.3. В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и города Москвы, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и Московского комитета образования, настоящим Положением.
1.4. Действие Положения распространяется на образовательные учреждения, подведомственные Московскому комитету образования и его окружным управлениям образования.
2. Цели и задачи классного руководства
2.1. Классное руководство – ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, реализуемая на уровне первичных ученических коллективов.
2.2. Классное руководство является педагогической системой, обеспечивающей эффективную организацию воспитания юных граждан в рамках класса (учебной группы) как в индивидуальных, так и в групповых формах работы с обучающимися.
2.3. Целью классного руководства является формирование ценностной ориентации обучающихся, определяющей общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании».
2.4. Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
– гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя – развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
– принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;
– принцип системности: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
– принцип природосообразности: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жезнедеятельности.
2.5. Задачи классного руководства:
– создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
– формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
– формирование классного коллектива как воспитательной системы;
– организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
– диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.
3. Организация и обеспечение деятельности классного руководителя
3.1. Специфика организации классного руководства определяется типом образовательного учреждения, контингентом обучающихся и педагогических работников, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями.
3.2 Классным руководителем назначается работник образовательного учреждения, имеющий стаж педагогической работы, как правило, не менее года.
3.3. Назначение классного руководителя оформляется приказом руководителя образовательного учреждения по образовательному учреждению на основании решения педагогического совета.
3.4. Текущее руководство деятельностью классного руководителя, помощь в организации воспитательной работы в закрепленном классе (учебной группе) осуществляет заместитель директора образовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.
3.5. Для оказания методической помощи в организации классного руководства создаются методические комиссии (объединения) классных руководителей, руководимые наиболее опытными педагогическими работниками.
3.6. Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.
3.7. Классное руководство допускается в следующих основных формах:
– руководство одним классом (учебной группой);
– курирование параллели классов (учебных групп).
4. Основные направления классного руководства
4.1. Основными направлениями классного руководства являются:
● Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
● Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
● Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.
4.2. В процессе своей деятельности классный руководитель:
– получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении;
– по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
– выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся;
– по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;
– систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
– периодически проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т.п.) с обучающимися закрепленного класса; проводит плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания;
– содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
– при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику воспитанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;
– повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса;
– планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей;
– ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т.п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом.
/По материалам сайта
www.depedu.yar.ru/