Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Идеи для общешкольной работы

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук

Я не одинок

Воспитание чувства принадлежности к коллективу на примере организации школьного музея

Школьные музеи обычно посвящены Великой отечественной войне, истории самой школы или края. Организация музея вокруг личности выдающегося художника, поэта, исторического деятеля встречается реже. Но такой тип музея имеет важное преимущество. С судьбой конкретного человека, которую исследуют ученики, возникают живые отношения. Через биографические связи открывается эпоха. А личная вовлеченность создает основу для чувства принадлежности.

Как возник музей Булата Окуджавы

Московская школа № 69, в которой учился Булат Окуджава, первоначально находилась на Арбате. Но при строительстве Нового Арбата в 1962 году ее снесли.
Выпускники военных лет, уцелевшие после войны, дорожили возможностью собираться вместе. Они обратились в правительство Москвы с просьбой присвоить номер их арбатской школы какой-нибудь школе-новостройке. Вместе с номером школа в районе Строгино получила и имя Булата Окуджавы. Это случилось еще при жизни Булата Шалвовича. Он несколько раз приезжал в школу с концертами, подарил ей несколько своих книг и пластинок с автографами.
После смерти барда экспозицию помогали собирать его друзья и почитатели. На основе музея возник Клуб друзей Окуджавы, объединивший известных исполнителей (таких, как Г. Хомчик, А. Крамаренко) и близких поэту людей. Сейчас в музее можно увидеть не только множество фотографий, книг и музыкальных записей, но и личные вещи Окуджавы.

Создание школьной традиции

– 1 сентября мы приводим своих первоклашек в музей Булата Окуджавы. И тогда они впервые говорят о самих себе: «Я – окуджавец». А потом от этого их первого самоощущения, от чувства принадлежности к единому миру окуджавских песен и стихов мы продолжаем тянуть тоненькую ниточку вплоть до 11 класса, – поясняет Наталья Ивановна Авдеева, директор музея Булата Окуджавы.
Идея создания школьной общности на основе принадлежности к личности выдающегося человека выглядит очень плодотворной. Что-то в ней напоминает традицию пушкинского лицея – дружбу учеников-единомышленников, воспринявших себя именно как «братство», а не случайное сборище одногодков.
Само здание школы № 69, если взглянуть на него со стороны,  невыразительное, типовое. Она легко могла бы затеряться среди похожих друг на друга школ-новостроек.
Но, связав себя с именем Окуджавы, школа создала свою внутреннюю, особенную традицию. Теперь каждый вновь пришедший в школу ученик мог соотносить себя с ней, повторяя: «Я – окуджавец».

Формы воспитательной работы

Вокруг музея выстроилась целая система воспитательной работы. В нем находятся задачи для всех классов – от первого до одиннадцатого. Например, экскурсоводами в музее предпочитают быть младшеклассники. Они проводят небольшие экскурсии для ветеранов, гостей из других школ или родителей учеников. Группа экскурсоводов обычно представляет музей и на городском конкурсе смотра школьных музеев.
Школа давно дружит с официальным музеем Булата Окуджавы в писательском поселке Переделкино. Весной и осенью ученики отправляются туда, чтобы провести субботник, помочь в уборке территории. А в остальное время они просто ездят в гости, общаются с тамошними посетителями и хранителями музея, читают им стихи.
Поэтические вечера, конкурсы чтецов и детские конкурсы исполнителей бардовской песни – все это тоже непременная часть общешкольной жизни.
Еще школьный музей играет роль музыкально-литературной гостиной. Там проходят встречи с писателями и поэтами, музыкальные вечера, посвященные Окуджаве и другим современным бардам.

Проекты и находки

Для старшеклассников обучение в школе, которая носит имя Окуджавы, определяет направление и тематику большинства проектов. Музейная экспозиция пополняется во многом благодаря усилиям старшеклассников.
Например, один из проектов был посвящен исследованию малоизвестного периода жизни Окуджавы, когда, окончив тбилисский университет, он работал учителем литературы в Калуге. Ученики, задействованные в проекте, распределили между собой задачи – кто и по каким адресам поедет в Калугу, о чем и кого именно надо расспросить. В итоге ребятам удалось отыскать интересные биографические материалы.
– Ученики нашей школы съездили в Калугу. Познакомились с местом, где жил Окуджава, с хозяином дома. Встретились с преподавателями школы, в которой он работал. И теперь у нас в музее есть фотографии, где Окуджава снят вместе со своим классом. А еще ребята собрали фотографии некоторых бывших учеников Булата Шалвовича. И оказалось, что его ученицей в калужской школе рабочей молодежи была известная актриса Тамара Семина, – рассказала Екатерина Вячеславовна Истрина, классный руководитель 8 класса.
Старшеклассники почувствовали себя настоящими исследователями. Ведь они открыли такие стороны жизни выдающегося поэта, которые нигде не описаны и большинству неизвестны.

Чтение как особая задача воспитателя

– Одна из наших целей как учителей – привить ученикам вкус к стихам, помочь им почувствовать всякую поэзию, далеко не только окуджавскую, – подчеркнула Е.В. Истрина. – Сегодня дети очень мало читают. Они предпочитают смотреть – в телевизор, на экран монитора. Книга для них перестала быть жизненной необходимостью, как это было для нашего поколения. Поэтому приходится особыми усилиями направлять их внимание к литературе, заинтересовывать какими-то перекличками между жизнью и поэзией.
Совсем недавно я как классный руководитель возила по Москве свой 8 класс. Провела для них экскурсию под названием «От Пушкина до Окуджавы». Булат Окуджава считал Пушкина своим учителем. Он, как любой российский поэт, опирался на его творчество. Так что даже экскурсия, посвященная Пушкину, позволяет протянуть множество ниточек к творчеству Окуджавы. А уж он для наших детей – почти родной человек.

Подрастающая смена

Забота о поддержании «окуджавской» традиции в школе № 69 проявляется и в общении с малышами. Оказалось, что в школьный музей приглашаются не только ветераны или родители учеников. Посетить музей и послушать стихи приходят совсем маленькие гости – те, кому еще только предстоит учиться в школе.
– Окрестные детские сады приводят к нам свои подготовительные группы, – рассказала Наталья Ивановна Авдеева, директор музея Булата Окуджавы. – Детям-то всего по шесть лет. Казалось бы, сложно рассказать им об Окуджаве, чтобы заинтересовать их и чтобы им все было понятно. А они слушали наш рассказ очень внимательно минут тридцать, да потом еще и вопросы задавали!
Помню, первый вопрос у детей был: «Почему под потолком висят колокольчики?». Экскурсовод им объяснил, что Окуджава коллекционировал колокольчики в Переделкино. Показал всю нашу большую коллекцию колокольчиков. Мы вместе в них позвенели.

Попробуйте!

Музей помогает построить в школе общность на основе принадлежности к какой-то теме. В каждом городе, области, регионе можно найти интересную личность – исторического или общественного деятеля, писателя, художника, ученого. Изучение конкретной биографии, как правило, раскрывает судьбу целого поколения, а то и картину эпохи.
Движущие силы, идеи, вдохновлявшие этого человека, поиск им себя, трудности в судьбе – все становится поводом для рассмотрения в психологическом, историческом, культурном плане. Способы исследования и обсуждения могут быть самыми разными – от проектов и тематических вечеров до классных часов и экскурсий.
Мини-музей, посвященный интересной личности, можно создать и в масштабе одного класса (особенно если выбор сделали сами ребята или учителю удалось их по-настоящему увлечь). Работа по обустройству музея предполагает большое разнообразие форм: поиск материалов и их обработку, исследования и обмен информацией, контакты по всей области, а то и стране, с людьми, заинтересованными в той же теме.
Возможно, для детей чья-то яркая судьба окажется примером, уроком или источником вопросов – о жизни, истории, искусстве.

TopList