Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Профессиональная жизнь

Марина Битянова: «Мы работаем на создание профессионального сообщества»

С директором Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», профессором МГППУ, кандидатом психологических наук Мариной БИТЯНОВОЙ беседовала Татьяна АЛЕКСЕЕВА.

ЕДИНЫЙ ПОДХОД

– Марина Ростиславовна, с какими целями затевалась Первая психолого-педагогическая мастерская «Грани развития»?
– Школа – целостная система, где все взаимосвязано. Значит, необходимы усилия, направленные на поиск общего языка внутри педагогического сообщества, на выработку единого представления о целях и задачах образования. Для этого и нужны мероприятия, которые объединят сразу многих специалистов.
Второй важный момент. Наше представление об образовании мы определяем как «антропологический подход». В центре внимания – человек, его качества и способности. Образование и есть процесс развития культурно значимых качеств в человеке. Почва, которая связывает школьных специалистов, – это развитие ребенка. Поэтому мы назвали свою психолого-педагогическую мастерскую «Грани развития».
Третий важный момент. Мы задумали мастерскую как место встречи людей, у которых есть конкретный практический опыт для обмена им. Сюда приглашены профессионалы, которые помогают обобщить реальный опыт и поднять его на уровень метода, может быть, даже теории среднего уровня.

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

– В школе всегда есть опасность, что оформленную теорию могут использовать как шаблон, готовый ответ на все вопросы. Может быть, учителям важна не теория, а вариативный подход? Или для Вас речь идет о просветительской миссии своего рода?
– Да, просветительская миссия – для меня, пожалуй, основная. В нашем Центре «ТОЧКА ПСИ» сформировался целостный взгляд на школьное образование и на пути его достижения. За ним стоит не просто теория, а философское, психолого-педагогическое мировоззрение.
В работе с учителями приходится идти, прежде всего, от школьной практики, через довольно простые вещи, показывая, например, как остановить драку или разрешить конфликты. Но с конкретными ситуациями необходимо работать не только на уровне методических приемов. Важно понять, что за каждым действием стоит вполне определенная профессиональная философия.

ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ

– В педагогике существует проблема языка общения. Одним языком пользуются теоретики, методисты или ученые-психологи. Совсем на другом языке говорят между собой дети и учителя. Выработка языка – это какой-то спонтанный процесс? Или на него можно влиять сознательно?
– Мне кажется, это даже не проблема выработки языка. Это проблема подкрепления слова реальностью, которая стоит за тем или иным термином. Любой термин, который вводится в жизнь школы, в сознании педагога должен подкрепляться четким представлением о том, что за ним стоит. Воплощаться в конкретной методике, в принципах действия.
Вопрос о языке общения решается на уровне школы как единой системы. Если учителя и психологи вместе определят свои задачи, то в соответствии с этими задачами будут подбираться термины, которые им необходимы. Тогда постепенно сформируется и язык.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

– По какому принципу вы подбирали специалистов, ведущих мастер-классы?
– Когда мы приглашали специалистов для участия в мастерской «Грани развития», нам было важно, чтобы человек мог, с одной стороны, представить свою профессиональную, научную позицию, а с другой стороны, – выражался максимально простым, укорененным в реальности языком.
Известный психолог Виктор Иванович Слободчиков, оценивая значение наших проектов для образования, подчеркивал, что мы работаем на создание профессионального сообщества разных специалистов. Но процесс создания такого сообщества долог и сложен.

TopList