Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2008

Архив

Турпоход

Традиционно считается, что внеклассные мероприятия помогают учителям по-новому взглянуть на своих учеников, глубже узнать их. А ученикам? Они ведь тоже получают возможность по-новому увидеть не только друг друга, но и своего учителя – открыть в нем человека и понять его. Да и учитель подчас открывает в себе доселе неведомые стороны...
Однако такое мероприятие, как турпоход (пусть даже однодневный), – экстремальная ситуация и для тех, и для других. И правила тут должны соблюдаться неукоснительно – тоже обеими сторонами. Ведь речь идет о реальных физических трудностях, а порой и о риске для жизни...
Какими же способами поддерживать дисциплину в походе, чтобы он не превратился в мучение для педагогов и учеников? И что делать, если с вами пошел новичок, еще не усвоивший важность правил и не умеющий рассчитывать силы?
Поход ставит перед классным руководителем такие вопросы, которые ни за что не возникнут в будничной школьной текучке. А ответы приходится искать мгновенно и зачастую интуитивно.

Конкурс педагогических ситуаций

Проблемы, тупики, неожиданности, вопросы

Веня в походе вел себя хуже некуда

Вы пошли со своим классом в поход. С вами пошел еще один класс – старший.
В вашем классе есть мальчик Вениамин (дети называют его Веником) – в общем, неплохой, добрый, но очень бесхарактерный ребенок. Обычно он ведет себя вполне лояльно по отношению к старшим, а с вами у него даже очень хорошие отношения. Но в этом походе он вел себя хуже некуда.
Дело в том, что в 10 классе есть два знаменитых школьных хулигана – Леня и Беня, и вот Веник решил почему-то «показать себя» перед ними: какой он герой, хулиган – не хуже них! – и как он никого и ничего не боится.
В результате он один отравил вам весь поход, так как поминутно надо было его одергивать, чтобы он не свалился с обрыва в реку, не швырял камнями в других детей, не грубил и т.д. Он вас просто измучил. Что не помешало ему на следующий день прийти в школу как ни в чем не бывало, мило улыбнуться вам, вежливо поздороваться и т.п.
Как вы поведете себя?

Ситуация, предложенная
Вадимом Слуцким

ОТВЕТ АВТОРА

Естественная реакция учителя – это отсутствие какой-либо реакции. Мальчик уже ведет себя хорошо, у них опять хорошие отношения. Значит, все в порядке. К тому же учитель страшно устал от Веника за вчерашний день, у него уже нет сил на него…
Однако если учитель так себя поведет, мальчик сделает вывод, что безобразничать можно, ничего страшного в этом нет. И это может повториться.
Конструктивное же поведение учителя – это достаточно большая холодность, отчужденность в общении с этим ребенком, до тех пор пока ему не станет стыдно за свое поведение в походе и это каким-то образом не проявится в его словах, выражении лица и пр. Тогда можно снова перейти к обычному тону в общении с ним.

Вадим СЛУЦКИЙ, преподаватель школы творческого развития «Ключ», г. Петрозаводск, Карелия

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Поход – удивительное событие в жизни школьного коллектива. Цели похода в отличие от целей урока просты и понятны. Учителю не надо по десять раз объяснять одно и то же, достаточно лишь раз сказать, куда идем, зачем, сколько потребуется для этого времени, как распределяются обязанности.
А если еще и маршрут проложен совместно с детьми и у каждого есть своя карта, то просто замечательно.
Дело в том, что в отличие от урока поход – дело общее, так как от действий каждого зависит благополучие коллектива. По моему опыту – в походе только первый день сложный, а дальше взаимоотношения юных туристов регулируются не окриками взрослого и не его представлениями о должном, а самим делом. Дело становится мерилом справедливости и мерой участия каждого. С трудным подростком ситуация меняется кардинально, если ему вменить выполнение общих правил или доверить в походе ответственное, но посильное дело.
В одном из моих летних походов двенадцатилетняя Маша взяла с собой конфеты вопреки предварительной договоренности не брать (от сладкого хочется пить). По дороге конфеты пришлось выбросить. Маша была девочкой демонстративной, поэтому тут же стала страшно скандалить и бросаться под проезжающие по трассе грузовики. Никому не советую так поступать, но я попросил ее выбрать грузовик побольше, чтобы уж наверняка не мучиться. Маша еще чуток «побросалась», а потом мы с ней догоняли далеко ушедших одноклассников и разговаривали про жизнь. Это по дороге. В лагере же Маша вместе со всеми ставила палатки и готовила обед.
Думаю, поход – это удивительное событие  в жизни подростка, когда правила общей жизни на некоторое время становятся внутренней его необходимостью.
Что же касается Вениамина, то видно, что взрослый в походе переоценил свои педагогические способности, не доверив функции арбитра общему делу. Поэтому-то мальчик педагога просто измучил.
Хотя есть и другой аспект: Веня попробовал себя в ином амплуа, в иной роли. Будучи бесхарактерным и лояльным, проявил себя активным и очень заметным. Снова сомнительно, чтобы он вел себя так один в присутствии хулиганов Лени и Бени, которые, судя по всему, были адекватны походным делам.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
директор психолого-педагогическойслужбы НП «Школа Президент»,г.Москва

Самый первый вопрос, который возникает в подобной ситуации: в чем причина такого неожиданного поведения ребенка?
Даже не зная всю подноготную, можно предположить сразу несколько объяснений. Допустим, Веник повел себя подобным образом, потому что влюбился и, демонстрируя отвагу и силу, хотел завоевать внимание девочки. И если учитель правильно разгадал причину столь вызывающего поведения мальчика, то в таком случае надо не обвинять ребенка, а помочь ему. Например, сказать дружески: «Мне кажется, я знаю, что с тобой происходит. Но я бы советовал не таким путем завоевывать уважение, а действовать вот так-то».
Возможна и другая версия поведения Веника. А вдруг он попал от тех хулиганистых старшеклассников в какую-то опасную зависимость – денежную или наркотическую? Они оказали ему услугу, а он теперь за это делает все, что им нравится. Ведь это подчас происходит мимоходом: «Хочешь музыку?» – «А у меня денег нет». – «Да бери, потом отдашь». И из этого «потом отдашь» вырастает для ребенка кабала.
И разве в этой опасной ситуации дело учителя обижаться и лелеять свое оскорбленное самолюбие? Подростку тут явно потребуется помощь опытного человека, а вовсе не холодное молчание.
А представим себе другую историю: Веник хулиганит и задирается «на спор». Кто-то над ним посмеялся: «Вот ты – маменькин сынок, слабак – ни за что правило не нарушишь...» Или: «Подлиза! Любишь своего учителя, да? Будешь делать только то, что он скажет?» Вот Веник и принялся доказывать деструктивными методами свою самостоятельность и взрослость...
Если учитель не понимает причину странного поведения, тем более ему не стоит замыкаться в молчании и наказывать ученика равнодушием. Наоборот. Нужно обратиться к ребенку со своим недоумением: «Ну, ты меня удивил! Я никак не ожидал. Меня оскорбляет такое твое поведение. Или у тебя есть на то причины?»
В подобной ситуации гораздо важнее то, что происходит с учеником, а не то, как он относится к учителю.
Педагоги и вообще взрослые часто попадают в одну и ту же ловушку. Сталкиваясь с детской враждебностью, они в ответ тоже принимаются демонстрировать неприязнь, а то и презрение. Но ведь детская враждебность всегда провокативна. Дети испытывают взрослого, добиваются от него определенной реакции.
На демонстрацию детской враждебности стоит отвечать только дружественностью – готовностью понять и продолжить диалог. Сила учителя – в том числе и в способности подняться над самолюбием. Быть больше заинтересованным в росте ребенка, чем в его любви.

Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования

TopList