Архив
День семьи
15 мая – Международный день семьи. Отмечается он с 1993 года, и в школах уже стало традицией приурочивать к этому дню мероприятия с участием семей: то спортивные конкурсы в духе «Папа, мама, я – спортивная семья», то торжественные классные часы.
Но ведь классному руководителю с темой семьи приходится сталкиваться не один раз в году, а постоянно. В семье – источник большинства детских проблем, и она же способна оказать ребенку самую большую поддержку.
Всякий контакт с семьей – от простого визита учителя в дом до участия членов семьи в школьном празднике – позволяет многое понять про каждого ученика. По каким законам живет его семья, что в ней ценят и берегут, что хранят десятилетиями? И, может быть, особенности характера конкретного школьника, трудности в его отношениях со сверстниками тоже определяются семьей?
Не всегда ребенку удается помочь, но от общения с его родными прибавится понимания… И в нужную минуту оно может продиктовать верный шаг, точное педагогическое решение.
Галина Бузанакова ,
г. Вятка
г. Вятка
Семейная память как воспитательный фактор
Об одном из педагогических приемов создания единого фронта школы и семьи
В последнее время слышишь один и тот же рефрен: «У государства нет денег на проблемы детства». Закрыты во многих регионах из-за безденежья дома пионеров, спортивные и художественные школь, станции юных натуралистов и туристов... Результаты – в статистике подростковой преступности да в тоннах пивных банок и бутылок, разбросанных по подъездам домов...
Домашние архивы
И тут возникает очень серьезная проблема: как воспитать настоящего гражданина сегодня, в социально-экономических условиях, мало пригодных для решения данной проблемы?! Но проблему эту, если не хотим потерять страну, решать нужно. Для этого государству и обществу необходимо обратить свой взор на семью.
Как показывает наш опыт, один из возможных путей привлечения семьи в союзники школы – использование в педагогической практике архивных семейных материалов. Худо-бедно, но российская семья еще жива, и история семьи в архив не списана.
Пожелтевшие письма, фотографии, медали – и за бой, и за труд, документы хранятся во многих российских семьях. Почему хранятся? Потому что до´роги – это память о родных людях. И вот эта память есть не что иное, как мощный воспитательный фактор. Во всяком случае, она может им стать.
Треуголки из ящика комода
Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы, бабушки-дедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод, лишения и страшные слова в похоронках.
Увы, уже не всегда тронут сердца современных, взращенных на телевизионной массовой культуре подростков рассказы о войне незнакомых людей, эту войну прошедших. Сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.
В ящике комода хранятся письма от прадеда, не вернувшегося с войны. Да, они многие годы были архивом, к ним не прикасалась рука правнука. Но в год 60-летия Победы мои ученики открыли эти «треуголки», и они заговорили живым, взволнованным языком:
«Добрый день, а может быть, вечер! Здравствуй, дорогая моя жена Александра Васильевна! Кланяюсь я тебе низко и целую своих родных сыночков Виктора и Анатолия. Желаю в вашей жизни всего хорошего. Санечка, я в настоящее время жив и здоров. Над нами летают вражеские самолеты, бросают бомбы. Все пространство каждый день и ночь простреливается. Работаю на той же машине, на которой уехал из Кирова. Мы находимся на Ленинградском направлении, на станции Кириши... Санечка, живите как-нибудь потихонечку и ждите меня, скоро вернусь с победой. Враг будет разбит, победа будет за нами. Писать больше нечего, да и некогда. Целую вас и жму ваши руки. До свидания. Ваш папка Иван Прокопьевич».
Ученица 8 класса, прочитавшая эти далеко не отвлеченные слова на пожелтевшем от времени кусочке бумаги, словно прикоснулась сердцем к судьбе родного человека, которого она никогда не видела: своего прадеда, отца своего родного деда, деда своего родного отца – так соединились воедино судьбы людей четырех поколений. Дедушка Насти со слезами на глазах читал в газете рассказ о своем отце, которого он запомнил добрым и нежным.
Настя в сочинении написала: «По щекам дедушки текли слезы, когда он читал мою статью. Он обнимал меня и благодарил за память об его отце, а я думала о том, как трудно было дедушке Толе расти без отца, и о том, что он все-таки многое сделал в жизни, вырос хорошим человеком, вырастил моего папу. Прадед, наверное, гордился бы своим сыном...»
Книга четырех поколений
Ни один урок не даст столько материала для воспитания человеческой души, сколько слезы и искренние переживания родного, уважаемого человека.
К 60-летию Победы мы с ребятами издали книгу «Память сердца», где помещены работы-размышления детей об участии их семей в деле Победы: и на фронте, и в тылу. Ни одна заметка для книги не могла быть написана без помощи бабушек, дедушек или родителей. В процессе этой работы шло восстановление разорванной цепочки, соединяющей четыре поколения. Важным было то, что свои переживания дети вынесли в класс и были поняты своими одноклассниками, которые испытывали такие же чувства, работая над своими материалами.
Каждая детская работа для этого сборника – уникальна, в каждой – судьба конкретного человека. Лера Платунова узнала о печальной судьбе своего прадеда-штурмана, погибшего в бою за Калининград, от своей бабушки. Самолет, членом экипажа которого являлся Григорий Зименко, был сбит. О судьбе экипажа долгие годы никто ничего не знал, но в 1977 г. при обследовании прибрежных вод Балтийского моря останки самолета и членов экипажа обнаружили.
В г. Пионерске Калининградской области был открыт памятник летчикам-героям. «На открытие памятника пригласили мою бабушку и маму: было маме тогда 8 лет. Они стояли на трибуне, а молодые моряки отдавали им честь и клялись быть достойными памяти героев, служить Отечеству, не жалея себя и своих жизней.
Бабушка плакала, а мама, по ее словам, почувствовала себя повзрослевшей и гордой, что у нее такой героический дед». Рассказывая на презентации книги о своем прадеде одноклассникам и их родителям, Лера с трудом сдерживала слезы, держа в руках фотографию с надписью: «Я обязательно вернусь».
Другой мой ученик принес в класс благодарственные листы за освобождение городов Минск, Седлец, Луков... Это его прадеду благодарности от командования! Посерьезнели глаза мальчишки, узнавшего о своем смелом и мужественном прадеде, – есть на кого равняться и есть «делать жизнь с кого». А ведь эти благодарности 60 лет ждали в шкафу, в коробочке, когда к ним прикоснутся руки потомков, чьи сердца наполнятся и гордостью, и благодарностью.
Дети слушали, затаив дыхание
Но очень важно не останавливаться на собирании материалов. Недостаточно даже, чтобы была издана книга. Важно, чтобы слово звучало. А на основе подобной книги можно построить интересные, более того – современные формы воспитательной работы, например, провести презентацию книги. Встречи с героями книги на классных часах, литературно-музыкальные композиции, видеофильмы – и все это на живом, конкретном, близком и родном, а потому понятном материале.
Совсем еще недавно, будучи школьницей (а было это всего 15 лет назад), когда мы читали книги о войне, ком стоял в горле, который мешал нам говорить и сбивал дыхание. Мы писали сочинения о военных подвигах русских людей, и слезы капали на школьные тетрадные страницы. И вот уже мой тринадцатилетний сын Максим пишет сочинение о войне...
Когда я наблюдала за ровесниками сына, мне казалось, что они сейчас не такие, какими были мы, а безразличнее, холоднее, не так остро чувствуют и сопереживают.
И вот в феврале я была приглашена вместе со всеми родителями, бабушками, дедушками нашего 8«Б» класса на презентацию книги «Память сердца», над созданием которой мы трудились все вместе. Я была поражена увиденным! Как я была не права в своих мыслях о нынешнем поколении подростков!
Наши «безразличные» (как мы привыкли их называть) дети, затаив дыхание, слушали воспоминания о войне, о голодном, тяжелом детстве-юности, об участии в боевых действиях гостей-ветеранов. Потом они рассказывали о своих прадедах и дедушках, и их голоса дрожали. Девчонки, не скрывая своих чувств, плакали в открытую, а мальчишки сдержанно, по-мужски, потупив взгляды, сидели, как нахохлившиеся воробьи, и ловили каждое слово.
Семья как национальная идея
Сегодня много спорят о том, что нужно принять за общенациональную идею. Мне она видится как единение поколений. Семья российская, хранительница памяти обо всем лучшем, что сделано прадедами, не должна стоять в стороне от воспитания юного гражданина. Но для этого должны быть созданы специальные педагогические условия. И роль классного руководителя я вижу в том, чтобы материалы семейных архивов учеников ожили и начали работать на воспитание.
Чего мы добьемся, включив семейные архивы в воспитательную работу с детьми? Во-первых, неожиданно легко образуется единый большой (как правило, многонациональный) коллектив детей и взрослых, занятых одним важным для всех делом.
Во-вторых, в рамках семьи у представителей нескольких поколений появляется возможность реального гражданского воспитания ребенка.
В-третьих, появляется общий духовный опыт, осененный эмоциями семейной, родовой памяти, а значит, ставится заслон воспитанию манкуртов. Не этого ли сегодня требует наша жизнь? Не этим ли должны вместе заниматься семья и школа?
/Записала
Александра Погодина/