Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

Школьный музей

Музей как форма собирания и осмысления школьниками человеческого опыта, как ниточка, связующая поколения, – очень перспективное направление воспитательной работы.
Если ребенок почувствует себя включенным в традицию, укоренившуюся в прошлом и протянувшуюся в будущее, на многие свои дела и поступки он посмотрит серьезнее. Ведь от всего этого потом останется след в музее. Результаты его усилий когда-нибудь привлекут внимание следующих поколений учеников.
Школьный музей может стать для детей не только формой сохранения прошлого, но и пространством созидания живого настоящего. Идея собирать в школьном музее рассказы о сиюминутных поездках, экскурсиях, фотоотчеты и результаты проектов, семейные истории и воспоминания может подтолкнуть детей к новому взгляду на себя и на свою школьную жизнь.

Татьяна Туринцева ,
г. Тобольск

Музей истории школы как ресурс воспитания

К сорокалетию музея тобольской школы №1

Изучение прошлого своего города или школы становится для учеников образцом отношения к настоящему, а через него – и к будущему.

Здание школы №1 из темно-красного кирпича в Тобольске знает каждый. 30 августа 2007 года ей исполнилось 155 лет. В 1852 году усилиями ссыльных декабристов Свистунова и Муравьева на добровольные пожертвования горожан было организовано девичье приходское училище. Примерный возраст девиц был назначен 10–12 лет. Изучались Закон Божий, чистописание, чтение, арифметика, рукоделие.
В 1854 году по распоряжению государыни Марии Александровны организована Мариинская женская школа, которая находилась под ее покровительством и имела два отделения.
Результаты учебного процесса школы были достаточно высокими, в каждом выпуске несколько учениц награждались золотыми и серебряными медалями, поэтому в 1913 году школа переименована в Мариинскую женскую гимназию. Директором гимназии стал выпускник Санкт-Петербурского университета Воскресенский Николай Федорович.
В 1919 году гимназия реорганизована в школу 2-й ступени с совместным обучением мальчиков и девочек.

Поисковая работа

Музей истории школы – это наша гордость. В своем развитии и становлении он прошел три этапа. Музей создан усилиями всего педагогического коллектива еще аж в 1967 году. Этому предшествовала большая поисковая и исследовательская работа учеников под руководством Совета музея.
Это была кропотливая, невидимая, порой неблагодарная работа, требовавшая массу времени и терпения. Ребята вели свой поиск в читальных залах и библиотеках, просматривали подшивки старых газет, работали в краеведческом музее и архиве, встречались с родными и близкими наших выпускников. Были написаны десятки писем и запросов, статей и объявлений в газеты. Это было время первых наших открытий.
Школьным музеем со дня его основания и до 1982 года руководила учитель истории, выпускница школы 1950 года Тельтевская Эмилия Павловна.
Первой большой удачей в поисковой работе был материал о сибиряках дивизии Гуртьева, в которой служили многие тоболяки, в том числе и выпускницы нашей школы Анна Василькова, Нина Кокорина, Василиса Щинникова. Среди экспонатов музея есть письмо с сообщением о гибели нашего выпускника Юры Лопарева, письмо товарища Коли Созонова его родителям о том, как воевал и как погиб их сын, школьные тетради Коли Гапона.
Еще одним замечательным экспонатом нашего музея стал боевой листок, посвященный подвигу Ольги Голубевой, выпускницы 1941 года. Он был послан в школу еще в годы войны командованием части, в которой служила Оля. Затем ребята из группы узнали адрес Ольги Тимофеевны, и завязалась переписка, а затем состоялась встреча в родной школе. Как память об этом ее книги в школьном музее «Звезды на крыльях» и «Дорогами войны».
Когда материалов накопилось достаточно много, приступили к оформлению экспозиций музея. Интересные экспонаты, с любовью и вкусом оформленные витрины и стенды привлекали внимание каждого, кто входил сюда. Старшему поколению эти старые, пожелтевшие фотографии были особенно дороги – это их молодость. У младших все вызывало неподдельный интерес, уважение и гордость за старшее поколение.
В первые годы работа была направлена главным образом на сбор материалов, потому упор был сделан на исследовательскую работу, на расширение сведений о тех экспонатах, которые уже были собраны. Постепенно за фотографиями и документами, за скупыми строчками коротеньких заметок и письмами вставали люди, их судьбы, тревоги, заботы, их жизнь.
В конце 90-х годов по инициативе Совета музея было решено встретиться с теми, с кем заочно, по письмам были знакомы давно. Более 40 выпускников военных лет со всех концов страны приехали в школу. Были приглашены учителя, работавшие в годы войны, родственники погибших ребят. «Невозможно никакими словами выразить ту радость, которую доставила эта встреча с юностью», – написала от имени выпускников 10 «В» класса 1941 года Т.Н. Целуйко. Материалы этой встречи были оформлены в альбом и стали реликвией школьного музея.

Музейные разделы

Музей значительно вырос, имеет несколько разделов.
Первый раздел называется «Мариинская гимназия». Здесь представлены документы губернского управления, адресованные директору народных училищ Тобольской губернии об открытии в Тобольске женской школы; положение опекунского совета о переименовании школы в гимназию; свидетельство об отличном окончании Мариинской школы Костериной Александрой; сведения об успеваемости и поведении ученицы Мариинской гимназии Знаменской Екатерины; редкие книги – «Жизнь животных» (1875 г.), Толковый словарь (1862 г.), исторический атлас (1891 г.).
Очень дороги нам фотографии преподавателей и воспитанниц Мариинской школы и гимназии, которых насчитывается более двадцати. А в центре этой экспозиции фотография Воскресенского Николая Федоровича, директора Мариинской гимназии.
Раздел «Школа II ступени» рассказывает о школе 1920–1933 гг., здесь представлен набор письменных принадлежностей того периода, приборы кабинетов физики, химии, дневники и тетради учеников того времени, материал о М.С. Булатове – докторе архитектуры, заслуженном строителе Узбекистана.
В 1934 году школа становится средней школой №1. Следующий раздел школьного музея так и называется – «Средняя школа №1». Здесь мы видим фотографии первых пионерских и комсомольских вожаков, горны, барабан, пионерские галстуки, знамена комсомольской и пионерской дружин, фотографии выпускников, которые принесли школе славу: доктора технических наук П.В. Новицкого, доктора экономических наук В.Д. Смирнова, доктора физико-математических наук Л.Н. Страхова.
Особое место в музее занимает раздел «Они сражались за Родину». Ведь более 200 выпускников школы защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны. В музее любовно собраны и хранятся их фотографии, письма с фронта, боевые награды, личные вещи погибших.
По каждому разделу музея проводятся экскурсии, которые готовят и проводят экскурсоводы из числа учеников старших классов. В год – более пятидесяти экскурсий.
Кроме того, началась новая собирательская и исследовательская работа, которой занялись туристические отряды «Искар», «Нептун-1» и «Нептун-2». Ежегодно, каждое лето с Юрием Михайловичем Маловым они совершали походы по местам боев 51-й стрелковой дивизии В.Блюхера, которая освободила наш город от войск Колчака в 1919 году. Материалы походов: дневники, карты, воспоминания очевидцев событий тех лет, фотографии, оформленные в красочные альбомы, – становились потом экспонатами музея.

Работа секций

Работа в музее организована по секциям: поисковая, исследовательская, секция учета и хранения, секция переписки. Координирует работу Совет музея.
Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной и исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Их исследовательские работы, написанные по материалам школьного музея, получили высокую оценку, они стали дипломантами и лауреатами Всесоюзных юношеских чтений им. Вернадского в Москве, областной конференции «Шаг в будущее»…
Проведение уроков истории и краеведения в музее делает их более интересными и увлекательными для ребят, развивает чувство любви к родному краю, большое уважение к старшему поколению.
Особенно большая работа в музее развернулась в год 60-летия Победы. Были проведены экскурсии, встречи с ветеранами. Участниками театрального коллектива на основе материалов музея был поставлен спектакль «Мальчишки 41-го».

Юбилеи и конференции

В проведении юбилеев школы (150 и 155 лет!) музей принимал самое активное участие. Еще за год каждый класс получил поисковое задание, которое они оформили и сдали в школьный музей: выпускники определенного периода, художественная самодеятельность, спорт в школе, история трудовых лагерей… Общение с выпускниками школы, изучение документов, переписка расширили кругозор ребят. У них появилась гордость за свою школу, за выпускников. Все собранные материалы используются в учебно-воспитательной работе.
И вот – юбилей. Школа широко распахивает двери перед своими бывшими питомцами. А они приезжают из Москвы, Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Тюмени, Новосибирска. Приходят на юбилейную встречу и учителя-ветераны, о которых говорятся самые теплые слова.
А затем выпускники встречаются с теперешними учениками, вспоминают школьные годы: как участвовали в самодеятельности, ставили оперы и спектакли, как боролись на областных и всесоюзных олимпиадах за призовые места. После таких встреч ребята становятся серьезней, ответственней, они гордятся, что учатся в такой школе.
Практически сразу после 155-летнего юбилея в музее состоялась научно-практическая конференция. Ребята рассказали о династиях среди наших выпускников, о школе в разные периоды, об учителях, о выпускниках, посвятивших себя авиации, о спортивной жизни школы.
Уходя с конференции, ребята поняли, как богата и насыщена событиями история школы, что она достойна глубокого изучения и обобщения, а лучшие ее традиции послужат примером для будущих поколений учеников.
Совсем скоро музей будет отмечать свое 40-летие. Музей снова принимает гостей.

TopList