Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

День победы

Организовать в школе праздник 9 Мая с каждым годом все труднее. Во-первых, потому что Великая Отечественная война – слишком далекое прошлое для современных школьников. Многих участников войны уже нет в живых, рассказы о войне дети слышат вокруг все реже, книжки о войне читают все меньше, да и хороших новых фильмов о войне крайне мало. Да и сегодняшняя реальность, что ни говори, кардинально отличается от той эпохи.
А вторая причина – та, что День Победы отмечается в школах вот уже несколько десятилетий, и эта многолетняя традиция привела к тому, что мероприятия этого праздника очень уж заформализованы.
Однако сегодняшние материалы показали, что, во-первых, выдумка не иссякает и рождаются новые идеи. А во-вторых – что и хрестоматийную форму можно наполнить живым содержанием. И здесь, и там многое зависит от реальной вовлеченности учеников в подготовку празднования. Поиск материалов, самостоятельное изготовление костюмов и декораций, сочинение сценарных ходов, – замечательная возможность для учеников побольше узнать об особенностях и трагических поворотах военного времени.

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук

9 Мая в московской школе имени Окуджавы

Опытом подготовки и проведения поделились учителя Екатерина Истрина, Наталья Авдеева и Татьяна Замяткина

В московской школе №69 имени Окуджавы на конец весны выпадают все самые важные для нее праздники. 14 апреля считается днем рождения самой школы, а 9 мая совпали День победы и день рождения Булата Окуджавы. Последние годы эти три праздника в школе празднуют как один, всеобщий. И готовиться к нему учителя и ученики начинают задолго до мая, с конца зимы. Неудивительно, что процесс подготовки этого грандиозного праздника захватывает всю школу.

Общешкольный спектакль

Например, 9 Мая к 80-летию Булата Окуджавы дети ставили всей школой спектакль по его произведениям. Сюжет был связан с военной тематикой и биографией самого Окуджавы, начиная с того момента, как он ушел на фронт, и заканчивая его возвращением и учебой в Тбилиси.
Сценарий писали вместе – дети и учителя. Идею предложили учителя, а дети помогали писать конкретные эпизоды, придумывали подробности.
В этом спектакле было много массовых сцен, изображающих военные события. Сначала ученики представляли выпускников 1941 года, счастливых и полных надежд. Отдельная очень драматичная сцена показывала, как на них обрушивается объявление войны.
И вот в следующем эпизоде девочки провожают мальчиков на войну. Раздавалось объявление из радиорупора – большой черной тарелки. Звучали слова Левитана. Далее шли звуки военного марша, под которые мальчики собирались на фронт, всем классом шли в военкомат.
Новая сцена – военные действия, участие в войне. Кто-то погиб, кто-то остался жив. Уцелевшие возвращаются домой...
Все песни и стихи Булата Шалвовича звучали в исполнении детей. В итоге получилось настоящее театральное представление – с декорациями, костюмами. Оно было записано на видеопленку и теперь хранится в школьном музее.
В случае грандиозных общешкольных праздников есть опасность создания «образцово-показательных мероприятий», которые делаются не для детей, а для зрителей...
«Но у нас-то зрителями были свои же дети! – возразила мне одна из классных руководительниц. – Зал был заполнен учениками нашей школы. Мы дважды показывали этот спектакль – для младшей и средней школы. Были приглашены и выпускники военных лет 69-й арбатской школы, которые знали Булата Окуджаву еще мальчишкой. Так вот они просто плакали! На видеозаписи спектакля это можно увидеть».

Как шла подготовка

Участвовали в этом спектакле все классы с 5-го по 11-й. В изготовлении декораций тоже участвовала вся средняя и старшая школа. Были задействованы учителя, родители, но самыми активными участниками на всех этапах подготовки были все же дети. Они создали основную часть декораций.
Сначала был нарисован арбатский двор. Декорации делали во всю высоту актового зала – считайте три этажа. Размером почти в два с половиной этажа были сделаны окна, часть дома и сам двор. А вдали виднелась школа.
К спектаклю дети сами шили костюмы, придумывали, как изобразить поле боя... На уроках труда они выпиливали макеты автоматов, покрывали их краской... Делали погоны, орденские ленты, пришивали их к костюмам... Еще они делали муляжи бинтовых повязок для разбитых голов, на которые сверху надевались шапки... В школе до сих пор хранятся противотанковые «ежи», которые были расставлены по всему залу...
Все это было сделано руками самих учеников. И что особенно важно – это был общий порыв, увлекший всю школу. Там никто не считался, кто и что персонально должен делать, никто на другого не перекладывал.
Несколько недель вся школа была захвачена созданием этого спектакля.

Инсценировки песен

В прошлом году 9 Мая отмечалось здесь по-другому: каждый класс готовил инсценировку по песне. За основу были взяты известные военные песни и песни Окуджавы. Но сами сценические эпизоды тоже выстроили в определенном порядке, наподобие спектакля. Действие развивалось хронологически, постепенно перетекая от начала к окончанию войны.
Любовь Александровна Соколкина поставила со своим классом инсценировку песни «Бухенвальдский набат». Реальных представлений о концлагере у детей не было. Все давным-давно забыто, осталось где-то в советском времени. И получилось, что полосочки на тюремной одежде ребята нарисовали не так, как положено, а горизонтально. Почему-то им никто не подсказал. Выглядело это так, как будто они тельняшки надели.
Но, несмотря на эту ошибку, дети невероятно убедительно изобразили заключенных в концлагере, а главное – очень искренно показали порыв к свободе.

Кадры кинохроники

Самая распространенная форма празднования Дня победы – это литературно-музыкальные композиции по песням и стихам военных лет. Однако современные дети уже слишком сильно оторваны от той исторической эпохи. Чтобы окунуть их в военную атмосферу, нужны документальные кадры, фрагменты кинохроники... В школе им. Окуджавы для этого используется компьютер и мультимедийный проектор.
К кадрам кинохроники подбираются песни, стихи, действие продумывается по шагам – вот тогда и получается само представление. На него приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Иногда эти праздники пробуждают в них очень сильные чувства – до слез. Бывает, их так всколыхнет, что они остановиться не могут. Волнуются, делятся переживаниями.

Встречи с выпускниками военных лет

Фото К. Незнамского

Еще одно обязательное событие в связи с праздником 9 Мая – встречи с выпускниками военных лет прежней 69-й арбатской школы.
Сейчас еще живы некоторые ветераны, закончившие школу в 1939 году. Среди тех, кто приезжают особенно часто, – Зиновий Михайлович Винаров, полковник в отставке, летчик-истребитель; Николай Георгиевич Высоцкий – выпускник 41-го года, артиллерист, который всю войну прошел, до 45-го года, и закончил ее в Болгарии; Сергей Николаевич Колосов, известный кинорежиссер, снявший фильмы «Мать Мария», «Помни имя свое». Он выпускник школы с 39-го года, участвовал еще в Финской войне, а потом прошел и всю Великую Отечественную.
Сергей Колосов много раз выступал в нашей школе перед детьми. Рассказывал им об ужасах и трудностях войны, о значении и ценности мира. Вспоминал, что еще во время Великой Отечественной, когда он сражался на передовой, то уже тогда знал, что, если выживет, обязательно будет режиссером и всю свою жизнь посвятит правде о войне.

Письма ветеранам

В прошлом году начальная школа сделала удивительный подарок ветеранам. Старые солдаты плакали. И плакали они не только в праздничный день, а и через две недели, когда по собственной инициативе пришли благодарить детей.
Вот что придумала начальная школа. На классных часах дети писали от себя личные письма, обращенные к ветеранам. Условно это назвалось «Письмо моему дедушке». Причем учителя не читали самих писем и никак в них не вмешивались – не редактировали, не подсказывали.
Дальше ребята заклеили свои письма в один большой конверт, и этот конверт был передан ветеранам. Никакого персонального адреса ни на одном письме не было. Письма просто взяли и раздали ветеранам наугад, кому что достанется.
И какие же потрясающие там были строчки! Дети писали: мы вас хоть и не знаем, дорогие наши дедушки, но как же мы вам благодарны, что у нас есть жизнь. Писали очень трогательно, искренно, то, что чувствовали сами.
У детей очень живое отношение к ветеранам войны. Внутренне очень доброе отношение. Недавно пришли ветераны в школу, а у кого-то из детей была шоколадка в кармане. Он несет ее ветерану: «А это вам». Все-таки бережное отношение к ветеранам привилось у детей, запало им в душу. Значит, взрослые воспитали это в них.

Мемориальная доска

В течение вот уже 25 лет в школе собираются выпускники военного времени. Традиционно для них готовится концерт или праздничное представление. А после концерта они расходятся по классам на чаепитие. Но сейчас, конечно, это уже совсем пожилые люди, и с каждым годом их становится все меньше.
Несколько лет назад они собрали деньги и заказали мемориальную доску с именами и фамилиями всех учителей и учеников школы, которые погибли во время Великой Отечественной войны. Она размещена теперь в холле, рядом с кабинетом директора.
Для учеников школы эта мемориальная доска – постоянное напоминание о тех погибших, кто стоял у истоков их школы, с кем они лично связаны одной общей историей.

Памятные подарки

Для ветеранов готовятся какие-то символические подарки. Например, в прошлом году это были особые памятные платочки. Их готовил каждый класс. Сами из ткани выкраивали, шили. Платочки означали, что в семье есть погибший. Ведь у каждого из учеников кто-то участвовал в войне – дедушки, бабушки, прадедушки. И каждая семья, в которой кто-то погиб на войне, писала на этом платочке его фамилию. Потом дети связали платки в общую цепочку, отвезли ее на Красную площадь и положили к памятнику Неизвестному Солдату.
Нам важна конкретная семейная история каждого ребенка и память о ней. Поэтому при подготовке к Дню Победы дети записывают со слов взрослых все, что помнит семья о своем близком, родном человеке, который участвовал в войне. Ребята приносят из дома семейные фотографии и рассматривают их всем классом на классных часах. А семейные воспоминания собираются в один общий альбом для школьного музея.

Не отказываться от традиций

На вопрос «Что вы можете посоветовать другим?» учителя сказали: «Не отказываться от тех находок, которые были в советской школе. Литературно-музыкальные композиции – это хрестоматийная форма, которую активно практиковали еще в советской школе. Все наши мероприятия происходят во многом благодаря именно тем основам, которые были заложены еще в советской школе. Дело в том, что советское и постсоветское как-то органично совмещается в душе конкретного человека. Это же наша жизнь! Почему мы должны от своей жизни отрекаться?
По опыту нашей школы видно, что из самых простых, традиционных и всем известных вещей можно создать удивительное произведение, от которого люди будут плакать и смеяться.
Наверное, это искреннее отношение к войне и истории должно быть у самого учителя. И только тогда оно передается от него детям. А от них оно уже распространяется в зрительный зал или к тем людям, с которыми дети общаются. Но рядом с детьми обязательно должны быть неравнодушные учителя, которые искренно хотят пробудить в них интерес к прошлому».

TopList