Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

День победы

Организовать в школе праздник 9 Мая с каждым годом все труднее. Во-первых, потому что Великая Отечественная война – слишком далекое прошлое для современных школьников. Многих участников войны уже нет в живых, рассказы о войне дети слышат вокруг все реже, книжки о войне читают все меньше, да и хороших новых фильмов о войне крайне мало. Да и сегодняшняя реальность, что ни говори, кардинально отличается от той эпохи.
А вторая причина – та, что День Победы отмечается в школах вот уже несколько десятилетий, и эта многолетняя традиция привела к тому, что мероприятия этого праздника очень уж заформализованы.
Однако сегодняшние материалы показали, что, во-первых, выдумка не иссякает и рождаются новые идеи. А во-вторых – что и хрестоматийную форму можно наполнить живым содержанием. И здесь, и там многое зависит от реальной вовлеченности учеников в подготовку празднования. Поиск материалов, самостоятельное изготовление костюмов и декораций, сочинение сценарных ходов, – замечательная возможность для учеников побольше узнать об особенностях и трагических поворотах военного времени.

Мария Ганькина

День Победы как урок толерантности

Многонациональный праздник в средней школе: советы и предостережения

В  №8 за 2007 год был опубликован рассказ московской учительницы Н. Джанелидзе, которая поделилась с читателями идеей организации Дня Победы в средней и старшей школе. В двух словах об этой затее.
Команды, в которых собираются представители одной национальности из разных классов, подготавливают и проводят классные часы (в каком именно классе – определяет жеребьевка). Тема классного часа – какая-нибудь интересная история военной поры, связанная с тем или иным народом. Форма представления – на выбор группы.
Мы позвонили автору материала в надежде на интересные рассказы о том, как же все это у них в школе прошло. Выяснилось, что от идеи классных часов они отказались и праздник прошел как обычно в актовом зале, где «состоялась презентация работ творческих коллективов» – каждая группа выступила с рассказом о своем национальном Герое Советского Союза. Ну что ж, понятно, так привычнее…
И все-таки жаль – первоначальная идея нам представляется замечательной. Поэтому в этой публикации мы еще раз обозначим для читателей этапы подготовки к празднику и предложим способы его проведения именно по классам. Такой вариант не столь предсказуем и презентативен. Однако, на наш взгляд, дети и их взаимоотношения от этого только выиграют.

План подготовки

1. Устроить «перепись». Поскольку День Победы – это праздник многих народов бывшего СССР, то оргкомитет решил провести «перепись населения» – выяснить национальный состав школы. И тут тонкий момент: поручили это не классным руководителям, а ученикам. «Социологи»-добровольцы опрашивали своих одноклассников, а потом данные были сведены в список национальностей. Несмотря на некоторые опасения классных руководителей, в ходе «переписи» никаких инцидентов не было – у оргкомитета и у «переписчиков» настрой был серьезный, и это передалось всем.
Когда результаты были вывешены в коридоре, вся школа, включая родителей, ахнула. Среди учеников оказались не только украинцы, белорусы, евреи, армяне, татары и молдаване, но и каряки, удмурты, ингуши, менгрелы, чуваши и чеченцы.

2. Провести жеребьевку. Сами собой возникли национальные группы, куда входили ученики из разных классов. Группам-добровольцам было дано задание – раскопать какую-нибудь интересную историю военной поры, связанную с их народом, и представить эту информацию на классном часе, посвященном Дню Победы. В апреле была проведена жеребьевка: какая группа в какой класс пойдет проводить классный час.

3. Определиться с жанром. Каждой национальной группе было поручено не только найти информацию, но и договориться, в каком жанре ее представить. Было предложено несколько вариантов на выбор: инсценировка, радиопередача, газета или телепередача. Обязательное условие – включить элементы народного танца и наряда, а также национальную речь – хотя бы несколько фраз или куплет песни.
К примеру, узбекская группа решила, что они возьмут тему эвакуации: как Ташкент принимал первых беженцев. Можно разыграть небольшую сценку из фильма «Двадцать дней без войны». Можно сделать телепередачу типа «Жди меня»: кто-то кого-то ищет, по ходу передачи участники рассказывают историю. Можно пригласить «на радио» кого-то из эвакуированных (или самим сыграть их роли), можно поискать Героев Советского Союза. А можно выпустить газету «тех лет»: статьи, интервью, цифры, герои, фотоматериалы…

Советы по проведению

Теперь несколько советов классным руководителям по реализации этой затеи. А по ходу дела – и некоторые предостережения.
Допустим, национальной группе из шести татар, учеников школы, досталось по жеребьевке проводить классный час в вашем классе. И вот 9 Мая группа пришла к вам на классный час со своим показом.
Тут надо сразу оговориться, что заранее подготовленные выступления могут восприниматься зрителями-учениками весьма иронически, если не критически.
Ну представьте: сидят зрители 45 минут, разваляся, ничего не делают, а им художественную самодеятельность показывают. В такой мизансцене любая ошибка, оговорка, деталь в представлении может вызвать у зрителей смешки (это, кстати, общая проблема многих мероприятий).
Поэтому наш совет: надо подключить зрителей к действу. Например, так.
1. До прихода национальной группы класс делится на 2–3 команды.
2. Дети на листочках пишут любимые жанры (либо любимые телепередачи).
3. Команды тянут жребий. Каждой достается какой-нибудь жанр (телепередача).
4. В каждую команду приходят посланцы – по 2–3 человека из татарской национальной группы. Посланцы садятся в кружок с доставшейся им командой и рассказывают свою историю (помните задание национальным группам – раскопать какую-нибудь интересную историю военной поры, связанную с их народом?).
5. Выслушав историю, команды решают, как они будут прямо «здесь и сейчас» эту историю представлять. Посланцы-консультанты из татарской группы помогают им в фактографических и этнических деталях.
На подготовку – максимум 10 минут.
6. Все сценки разыгрываются тут же на классном часе. Очередность выступлений лучше установить по считалочке.
Открывает каждый показ та команда, которая только что «отстрелялась»: «Внима-ание, пригото-овились... ЗАНАВЕС!» (хором). В конце показа: «Спасибо!» Следующий показ. «Внима-ание, пригото-овились...» и т.д.
Вот в такой всеобщей работе и будет обеспечена всеобщая зрительская заинтересованность. И никаких ироничных замечаний и смешков (не путать со здоровым дружественным смехом) не будет и в помине, потому что никто не выставлен на посмешище. Экспромт – он и есть экспромт. К тому же каждый побывает и в роли выступающего, и в роли зрителя.
Вот такой «урок толерантности» на вашем классном часе невзначай может получиться.

TopList