Архив
Первое апреля
Маскарад на Новый год, цветы на 8 Марта, подарки на день рождения... А шутки – неужели только в День смеха? Бедные дети, коли учитель позволяет и им, и себе отпускать шуточки в соответствии с календарем...
Конечно, нам, взрослым, иногда бывает не до смеха. Но не целый же учебный год! И даже если кто-то из нас не склонен шутить, то это вовсе не повод мешать детям шутить и смеяться. Ведь для них это так естественно. И очень жаль, если они делают это подпольно или только раз в году – 1 апреля.
Сегодняшний букет сюжетов дает простор не только детской, но и учительской фантазии. И мы, конечно, надеемся на ваши письма с очередными рассказами о том, что же получилось у вас. И не обязательно 1 апреля. Ведь впереди целая четверть, и в любой день можно всем вместе повеселиться и поразыгрывать друг друга.
Ну а если вы, пробегая по диагонали наш выпуск, хотя бы просто улыбнетесь, – и то хорошо. А там, глядишь, и на стенку в классе скотчем прилепите: пусть ученики на переменке читают и тоже улыбаются.
Мария Ганькина
Сливки, пенки и перлы
Цитаты из школьных сочинений с первоапрельскими заданиями
Многие из этих «ученических» перлов знакомы нам еще со школьных лет. Подлинные ли это цитаты из детских сочинений? Уж очень элегантно подана в них нелепость. Похоже, не одно поколение острословов приложило к ним руку.
Кофе со сливками общества
1. Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.
2. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
3. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
4. Французы бросились наутек, не выдержав духа русской армии.
5. Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.
6. Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
7. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами.
8. Вдруг Германн услыхал скрип рессор. Это была старая графиня.
9. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
10. У Ростовых было три дочери: Наташа, Соня и Николай.
11. Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.
12. Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами.
13. Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.
14. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
15. Анна бросилась под поезд, и он долго влачил ее жалкое существование.
16. Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.
17. Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Но ему это не удалось. Не удалось ему это и с Максимом Максимычем.
18. На поле брани были слышны стоны и крики мертвецов.
19. У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет.
20. Чичиков ехал в карете с поднятым задом.
21. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.
22. Наташа была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор.
23. Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны.
24. Чацкий и Софья росли вместе, но выросли в разные стороны.
25. Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он ее в глаза не видел. Но когда она похолодела, Евгений решил начать все снова. Было поздно. Костер замерз,
и угли закоченели.
26. Наполеон перед уходом из Москвы приказал взорвать Мавзолей.
Первоапрельские задания
Любые задания лучше давать на группы, предоставляя каждой возможность выбрать из 3–5 цитат одну, с которой предстоит поработать.
На литературе. По выбранной фразе «восстановить» предполагаемый абзац из исходного сочинения.
На русском. Командный разбор по членам предложения. Цитаты выписываются на доску, капитаны с завязанными глазами подчеркивают члены предложения по наводке своих команд, которые выкрикивают подсказки с мест – и все это одновременно!
На математике, физике. На основе сюжета той или иной фразы составить текст задачи, введя конкретные параметры (скорость, сила трения, длина пути, время, ускорение, температура и пр.) и их числовые характеристики.
На истории, географии, химии. «Шапка вопросов» по предмету (о методическом приеме «Шапка вопросов» читайте в «Хрестоматии игровых приемов обучения» библиотеки «Первого сентября», М., 2002; с. 10. – Прим. ред.). Например, «Какая река течет в городе, где росли Чацкий и Софья? (№24); «У какого монастыря рвала цветы бедная Лиза?» (№6); «Какая формула у металла, из которого сделаны подковы Медного всадника?» (№12); «Из какого места и когда французы бросились наутек?» (№4).