Архив
Оценка успеваемости
Необходимость бороться за учебные показатели в школе практически не оспаривается. Чем ближе конец четверти, тем сильнее классный руководитель озабочен успеваемостью в своем классе. Тормошит нерадивых учеников, а в худшем случае – их родителей. Напоминает об угрозе «неуда» и мрачных перспективах (вылета из «отличников» или «хорошистов», второгодничества, армии – у кого что). Отдельная история – общение с учителями-предметниками. Выяснение, у кого из них и какие назрели претензии.
Но так ли уж надо любой ценой «выжимать» более высокую оценку ученику? А может, этим классный руководитель приучает детей к тому, что все решают формальные показатели? А заодно и демонстрирует свой собственный страх, зависимость от начальственного одобрения...
Ведь сколько учеников – столько и учебных ситуаций. Да к тому же у каждого серьезного учителя-предметника – своя логика оценивания результатов, свой резон.
Присмотримся – как и почему учителя выставляют те или иные отметки.
Сергей Степанов ,
психолог
психолог
Баллы в аттестате не определяют будущего
По результатам одного исследования
«Не для школы учусь, но для жизни», – говорил древний мудрец. Похоже, далеко не всем современным школьникам удается следовать этому завету. Такой вывод подсказывают результаты исследования, выполненного учеными Мичиганского университета (США). Исследование продолжалось несколько лет и охватывало свыше 2900 молодых людей обоего пола. Ученые выясняли уровень социальных успехов старшеклассников, то есть их школьную успеваемость – ведь для этого возраста именно баллы аттестата выступают главным мерилом социального успеха. Юношей и девушек также опрашивали насчет того, каких успехов они намерены добиваться в дальнейшем. Не удивительно, что среди тех, чья успеваемость была высока, большинство намеревались продолжить образование и достичь финансовой независимости.
Промежуточный замер осуществлялся по достижению респондентами 22–23 лет, а итоговый – в 26 лет. Результаты обескуражили исследователей. «Принято считать, – говорит руководитель проекта профессор Джон Шуленберг, – что для тех, кто добивается успехов в школе, эта тенденция сохраняется и в дальнейшем. Однако полученные нами данные свидетельствует, что во многих случаях это совсем не так». Выяснилось, что из тех, кто хорошо учился в школе, к 26-летнему возрасту почти трети (29%) не удалось достичь заветной цели – обрести финансовую независимость. К тому же 21% из них либо вовсе не стали студентами, либо покинули университеты после пары лет учебы.
Еще удивительнее, что низкая успеваемость также не может служить надежным основанием для прогнозов. Казалось бы, многие школьные двоечники становятся и «двоечниками по жизни». Многие, но не все! Некоторые, напротив, после окончания школы словно начинают новую жизнь, добиваясь немалых успехов в избранных областях.
Ученые высказывают предположение: для решения широкого круга жизненных задач требуются разнообразные личностные качества и практические умения – самоорганизация, умение общаться, реалистичный уровень притязаний и т.д. Но школьное образование в недостаточной мере способствует развитию этих качеств, личностному и профессиональному самоопределению юношества. Так что перед школой еще непочатый край работы. И касается это не только американской школы.