Архив
Родительское собрание
Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на школьные мероприятия не выбираются?
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, классные руководители не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный. Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее.
Впрочем, есть в школах и успешный опыт, удачные примеры сотрудничества. И учителя всегда готовы друг с другом поделиться опытом и практическими знаниями, рассказать, на что опереться в работе с родителями и как лучше проводить собрания, чтобы на них всем было интересно и поучительно: и родителям, и педагогам.
Алевтина Петрова ,
классный руководитель 10 класса, г. Калуга
классный руководитель 10 класса, г. Калуга
«Я смиряюсь, но не до конца»
Безрадостные впечатления о современных старшеклассниках и современных родителях
Мы намеренно поставили эту статью первой в разделе, ведь подобная точка зрения среди классных руководителей – не редкость. С годами у учителей накапливается усталость от профессии. А под ее влиянием во всем видятся одни только трудности и негатив. Вот и встает вопрос: кого же все-таки надо расшевеливать – замученных работой родителей или самих педагогов?
У меня большой стаж классного руководства, перед моими глазами прошло множество классов. И я пытаюсь понять: что изменяется в школе с годами? Можно ли сказать, что родители стали более пассивными, более равнодушными?
Им бы отделаться
От родительских собраний последних лет у меня впечатление унылое. Теперь стало нормой, что на собрание приходит не больше половины родителей. А те, кто приходит, озабочены только одним: как побыстрее сдать деньги и убежать по своим делам.
Они записывают информацию, которую я им диктую. Иногда заполняют анкеты, которые интересуют нашу администрацию. Выслушивают мой рассказ о проблемах в классе, о текущей успеваемости. Но все делают словно из-под палки. Инициативы от них не бывает практически никакой.
В разных классах, конечно, встречаются разные родители. Не все одинаково пассивны. Но даже если находится какой-то лидер, остальные только рады на него все переложить. Быстренько выдвигают активного в родительский комитет и предоставляют ему решать все формальные вопросы или предлагать какие-то варианты экскурсий. Хочет инициативу проявлять – пусть проявляет. Примерно так большинство на это смотрит.
Повезло с папой
Как правило, у каждой из мам, помимо домашних дел и хозяйства, своя работа. Папы вообще крайне редко участвуют в жизни класса. Хотя бывают исключения.
Например, в прошлом году у нас в 8 классе были массовые драки.
Конфликт разбирался на уровне директора. Но меня беспокоило, чтобы у самих ребят было ясное представление – чем их регулярные драки грозят, чем все это может кончиться. И вот к нам в класс приходил один папа – юрист. Он рассказывал ребятам о последствиях драк. То есть он помогал разобрать ситуацию с точки зрения правовых отношений.
На учеников это произвело впечатление! Они никогда раньше не смотрели на свои потасовки под этим углом зрения. А может, помогло еще и то, что это был солидный мужчина, который говорил с ними на языке логики.
Редко кто прислушивается
На собраниях я стараюсь хотя бы тех немногих, кто пришел, сдвинуть с решения одних только формальных вопросов, которые в основном крутятся вокруг отметки. Но вот воспитательные моменты мало кого волнуют.
Пытаюсь им рассказывать, какие я вижу проблемы у детей в отношениях с одноклассниками – редко кто прислушивается. Но еще больше меня удивляет, что родители могут вообще ничего не знать о своем ребенке, о его трудностях в школе. Для них может быть абсолютным открытием, что ребенок подрался или двоек нахватал.
Сейчас родители, как правило, заняты исключительно зарабатыванием денег. И очень мало родителей, которые близки со своими детьми. И немногие дети могут поделиться с родителями своими переживаниями.
Я была в шоке
Отчасти я могу понять, почему родители закрываются от собственных детей. Они выматываются на работе. Им легче просто прийти к учителю и сказать: позанимайтесь с моим сыном, у него проблемы, я вам заплачу. Только бы самим не беспокоиться. Наверное, это и называется «рыночные отношения»...
Буквально сегодня ко мне приходила одна родительница и говорит: «А вы знаете, что в некоторых школах теперь платят за оценки? Моей сестре именно так удалось повлиять на успеваемость ребенка. Ей проще заплатить, чем с ним возиться».
Я, конечно, была в шоке. Про институты я давно слышала, что там порой покупают и зачеты, и экзамены. Но чтобы в школе?! Извините меня, что потом из этого ученика вырастет? Какой он будет человек? А специалист? Ну, купит он аттестат, купит диплом, а что дальше?
В театр не заманишь
Порой возникает такое чувство, что чем старше школьники, тем они пассивнее. Ученики 5–7 классов по своему психологическому развитию более активны. Их еще интересуют экскурсии, походы в театр, «огоньки»… А старшеклассники думают только о поступлении в вуз. Те, кто не хотел учиться, отсеялись после 9-го. Оставшиеся заняты подготовительными курсами.
Очень трудно заинтересовать старшеклассника какими-то экскурсиями. У ребят вообще интерес к театру, к экскурсиям очень не у многих. Надо их расшевеливать, заинтересовывать заранее. Но раньше это все-таки удавалось. А сейчас мне кажется, что компьютеры, интернет их настолько приучили к пассивному восприятию, что они уже и к обычной жизни стали так относиться. В этом году я дважды своих старшеклассников пыталась вытащить в театр. Пошло не больше половины класса.
Мне кажется, современные ученики лучше воспринимают не спектакли, а кино. То ли потому, что фильмы динамичнее, быстрее, то ли их проще смотреть. И даже в кино идти не обязательно – можно все на диске посмотреть.
Раньше я просила родителей повлиять, поговорить с детьми, как-то заинтересовать их театром. А теперь вижу, что родители и сами годами в театры не ходят...
«Они так устают!»
Формы коллективной работы, конечно, не отмирают совсем, но мне кажется, они не для старшеклассников. Всему свое время. Я все больше с этим смиряюсь. Ведь ребята выпускных классов так устают! У них очень большие учебные нагрузки. Еще 8–9 классы могут куда-то сходить после уроков, но даже это сложно. Дети слишком устают после школы. У них всевозможные секции, кружки. Поэтому остаются только выходные дни. При этом уговорить родителей поехать вместе с детьми, чтобы и мне помочь, и детей заинтересовать, – тем более нереально.
Я стараюсь выбирать поездки попроще. Иногда заменяю их прогулками на природу. Но если это именно экскурсии, уговариваю родителей помочь хотя бы словом. Ведь они всегда могут сказать ребенку: «Ой, ты знаешь, я была на этой экскурсии! Сходи – не пожалеешь».
Я себя убеждаю, что нельзя опускать руки. Ведь в некоторых классах все-таки удавалось расшевелить родителей, преодолеть их пассивность. Иногда они действительно начинают вникать в дела ребенка и как-то обсуждать со мной общую линию поведения. Но все-таки это уже взрослые люди. Всерьез на них не повлияешь.
Явление природы
Классы бывают очень разные – так же, как и родители в классе. И в чем-то это похоже на явление природы: если случился какой-то определенный класс, то он случился. Например, несколько лет назад у меня подобрались очень хорошие и дружные ребята. Они до сих пор встречаются, общаются, приходят в школу навещать учителей. Но во всем этом даже нет никакой моей заслуги. Просто сложился вот такой класс – буквально чудом.
А в других классах вроде бы и бьешься, и стараешься. А все равно они рассыпаются, остаются равнодушными. Даже не знаю, что сказать… Вроде бы и усилия важно прикладывать. Но понимаешь, что очень многое вообще никак не зависит от твоих усилий. Как погода.
/Записала Татьяна Алексеева/
От редакции
Упрекать родителей и учеников в пассивности и равнодушии гораздо проще, чем искать пути сотрудничества с ними. Но если сам учитель слишком устал от школьных проблем и вся его работа сводится к исполнению формальных обязанностей, то чего же на зеркало-то пенять...
Не люди изменились, изменилось время – вот это и надо учитывать. И работать не по заготовленным схемам, а творчески, чтобы самому было интересно. Как именно? Об этом наша газета. Вот, например, как можно привлечь пап к экскурсиям в музей (см. №5 и №22, 2007).
На страницах нашей газеты можно найти множество подсказок для тех, у кого «опускаются руки».