Разное
Сергей Плахотников ,
директор психолого-педагогической службы НП «Школа "Президент"»
директор психолого-педагогической службы НП «Школа "Президент"»
Авторская страничка
Африканские хроники
Педагогические этюды
История одиннадцатая
ТОЛСТЫЙ ЛЕВ
Трудно представить себе африканского ребенка с авторучкой в руках. Это на расстоянии кажется, что письменность присуща всем народам, но на практике оказывается совсем даже наоборот. Африканские дети могут держать нож, маленькое мачете, могут тыкать палкой в мягкое, но только не писать. Их руки не приспособлены для шариковой ручки, трудно себе даже представить, сколько ручек было поломано или приспособлено для разных нужд, прежде чем дети освоили письмо! А помог им в этом Лев Николаевич Толстой.
Африканские ребятишки любят Толстого не столько за его гениальные произведения, сколько за имя и фамилию. Они небезосновательно считают, что человек, которого зовут Толстый Лев, не только великий охотник, но и мудрейший из мудрых.
Когда я совсем отчаялся вставить ручку в цепкие, но упрямые черные руки своих учеников, мне вспомнился портрет художника Ге, и это была замечательная догадка.
Через посольство я заказал репродукцию портрета Толстого, на котором писатель и друг яснополянских детей сидит за столом и пишет очередной свой шедевр. Он так замечательно держит перо, так точно и интеллигентно, что африканских детей, узнавших от меня, что на картине их любимый Лев, словно подменили. Они схватились за ручки и старательно стали выводить английский алфавит, многие срывались с места, подбегали к картине и сравнивали то, как держит перо Толстой и как это удается им.
Правда, были малыши, которых не слушались пальцы, они плакали и даже сердились, тогда из пальмовой дранки я сделал бороды на веревочке и подвязал их неумехам. Помогло сразу, ручка попала ровно между большим и указательным пальцем и легла на безымянный. А на следующий день бороды были у всех моих учеников.
С тех пор я верю в силу образа и понимаю про образование почти все.
История двенадцатая
КУРЫ
Африканские куры – существа наглые и бесцеремонные. Они без приглашения заходили в школу и исклевывали весь мел. Поначалу я не понимал, куда он девается, пока малыш Сид не сказал мне. Тогда я стал мел прятать – в Африке хорошего мела мало.
Я спрятал его за доску, но спустя пару дней мел оттуда пропал. Тогда я стал класть кусочки мела на самый верх классной доски, но оттуда мел тоже пропал. Шкафа в африканской школе не было, и я решил носить мел в кармане.
Согласитесь, у Сида великолепные зубы
Прихожу рано утром, гляжу – кто-то шастает за окном. Подкрался, смотрю – а это малыш Сид поставил табуретку, залез на нее и шарит рукой поверх классной доски. Я входить не стал, пошел погулять, а во время урока и говорю: мол, куры обиделись на меня, что я стал мел в кармане носить, смотрят на меня сердито, вслед кудахчут, обзываются. И еще сказал, что с этого дня стану оставлять им кусочек мела на каждую ночь, чтоб не обижались.
На следующее утро пришел специально пораньше, гляжу – Сид сидит под учительским столом и мел грызет. С тех пор, написав что-нибудь на классной доске и испачкав руки мелом, я всегда облизываю пальцы.
/Продолжение следует/