Архив
Зеркало для классного руководителя
Какое уж особенное влияние способен оказать на учеников классный руководитель, задавленный отчетностью, требованиями администрации, обязательствами по своему предмету, да еще за нищенскую зарплату?..
Но мы вспоминаем собственных учителей, оставивших глубокий след в нашей жизни, и удивляемся: а как же это получилось? Ведь в условиях советской школы идеологический прессинг и отчетность давили на них еще хлеще, а учительская зарплата и тогда оставляла желать лучшего…
В чем же особенность замечательных учителей прошлых лет? В них было больше идеализма? А может быть, они меньше думали о трудностях собственного положения и саму возможность общения с учениками ценили выше, чем иной современный учитель, прикидывающий, соответствует ли время, потраченное на внеклассную жизнь, масштабам зарплаты?
Конечно, есть у классных руководителей основания пожаловаться на недооценку их труда со стороны общественности. Но главное – внутренняя оценка, тот смысл и значение, которые придает своей работе сам человек.
Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук
кандидат педагогических наук
Поворот к сочувствию
Шесть реплик о классном руководстве
Недавно я общалась с театральным педагогом Татьяной Михайловной. Она сейчас ведет уроки театра в пятых классах. И она впрямую столкнулась с ужасом безжалостного отношения учителей к детям.
Например, классная руководительница ее спрашивает: «А сколько детей ходят в ваш театральный кружок? Она отвечает: «Двенадцать». Та смотрит список и говорит: «Нет, одиннадцать». «Да нет, двенадцать». Классная руководительница презрительно тычет пальцем в фамилию и говорит: «Это – не человек». Имелось в виду, что ребенок, на которого она указала, в ее глазах не человек, а подонок, мерзавец и так далее. И это было сказано о мальчишке пятого класса! А потом выяснилось, что ребенка, которого его классный руководитель считает «недочеловеком», уже готовы вытолкать из школы, перевести куда угодно. К сожалению, жизненный опыт показывает, что такое отношение учителей к детям – очень распространенное явление.
Мне кажется, что уже в начальной школе детей отучают учиться, любить знания, понимать скромную силу своих усилий и не обольщаться. Отбивают охоту заниматься у самых, может быть, продуктивных и талантливых детей. Наиболее талантливые люди, попадающие в школу, с отчаянием ее перетерпливают. Самая страшная беда начальной школы – это приучение детей к терпению, пока неумная, необразованная, негорячая, недобрая, вся насквозь официальная тетка проходит с ними положенную программу.
А потом этих несчастных детей переводят в среднюю школу. Они попадают в пятый класс. И тут начинается... Собственно, единственный, кто может их спасти или как-то помочь им, – это классный руководитель. Не валить все, как это принято, на начальную школу, не сетовать на то, что их там ничему хорошему не научили. А шевелить, двигать, подвигать вот этих мальчиков и девочек на добрые, умные, основательные дела.
Я придерживаюсь градации человеческих потребностей, созданной П.М. Ершовым и П.В. Симоновым. И считаю, что для школы самое важное – это обеспечивать реализацию следующих потребностей детей: а) потребность в вооруженности, б) социальную потребность и в) идеальную потребность. А биологическую потребность, как самую простую, надо всегда иметь в виду, потому что она и так сильно действует в ребенке. Но она может реализовываться внутри потребности в вооруженности – через умение прыгать, бегать, лепить, выступать, читать, петь.
Точно так же требует правильной направленности и социальная потребность ребенка – «я среди других», «мы вместе», – которую можно реализовать только через создание коллектива в средней школе.
А идеальная (познавательная) потребность развивается только через внимание к самому процессу познания и через пестование в ребенке бескорыстного интереса к познанию, то есть не за оценку.
Если с пятиклассников снять дефекты начальной школы, если дети перестанут чувствовать, что их не любят, гонят, терпят, лишают искреннего интереса к знанию, то к 7 классу самые опасные, самые тревожные ребятки могут встать на ноги. В 8, 9 классе ученики взрослеют. И там уже другие бури начинаются. Но в 5–7 классе познавательная и альтруистическая направленность, тяга к познанию, которая обеспечивает счастье, еще жива в ребенке.
Получается, что на классного руководителя в средней школе ложатся очень серьезные проблемы. Перед ним открывается важнейший фронт работ, на котором его никто не может заменить. Потому что если он спасет от отвращения к школе пяти-, шестиклассников, то они, дойдя до 11 класса, может быть, окажутся в той части поколения, у которой есть хорошие жизненные перспективы.
При этом классный руководитель – сам предметник, на него давят роль и обязанности конкретного учителя. А с другой стороны наседает администрация со своими требованиями – провести классный час на определенную тему, какое-то формальное мероприятие. Как ему в этой обстановке заниматься воспитательной работой?
А ведь для классного руководителя воспитательная работа должна быть очень важной. Это его профессиональная обязанность. Поняв это, он и на свой урок посмотрит как на место, где он продолжает воспитывать. Тогда он, может быть, обратится и к социоигровым технологиям (о них мы регулярно рассказываем на страницах газеты, в частности, в разделе «Режиссура урока». – Прим. ред.).
Одна из самых важных задач классного руководителя – это создать из своего класса коллектив. Решая эту задачу, он, по сути, и занимается воспитательной работой.
Коллектив надо создавать, во-первых, на своем уроке. А во-вторых, протягивать создание коллектива со своих уроков на все внеклассные мероприятия. И мне кажется, если классный руководитель встал на позицию социоигровой технологии, то все праздники, родительские собрания, классные часы, экскурсии – все у него преображается и начинает определяться не желанием поскорее отделаться, а живым интересом и сочувствием к ученикам, которые тоже замучены обязаловкой.
Но с каким трудом учителя на все это идут! Такое впечатление, что педагогический вуз отбивает у людей всякое представление о живом ребенке. Мне всегда казалось, что когда у учительницы родятся собственные дети, то ее представление об учениках как о механизмах должно как-то измениться. Ну, жалко ей хотя бы будет их всех...
У меня, например, когда я работала учителем, было такое чувство. Пока мои собственные дети росли, я каждый раз, глядя на учеников, представляла раннее утро, когда пихаешь в ребенка кашу, надеваешь на него ботинки, гонишь его в школу. Весь этот ежедневный ужас... Я приходила в класс и представляла, какие они все еще тепленькие, недоспавшие в своих кроватях, недоевшие, недоумывшиеся. От этого и жалость, и сочувствие к детям появлялись. Почти сразу возникало понимание, что не полуфабрикат передо мной сидит, в который надо учебную программу впихивать, а живой, чувствующий ребенок. И его важно потихоньку заинтересовывать, вовлекать.
На самом деле поворот учителя к жалости к ребенку – это проблема ужасно сложная. И тут я не знаю, кто имеет готовое решение…