Архив
Школьный праздник
Конечно, такое масштабное событие, как «последний звонок» (для выпускников) и праздник окончания учебного года (для остальных классов) порой подавляет своей грандиозностью. Столько всего надо учесть, не забыть, продумать, организовать... Да еще чтоб не скучно было!..
Когда ученики каждый по-своему могут проявлять себя на уроке, то все понимают, что это хорошо. Другое дело – добиться этого непросто. Так же как непросто учителю проявить себя на общешкольном празднике. Ведь обычно как? Назначают ответственного (будет потом с кого спросить), он – к коллегам, а они от участия отбояриваются: кому ж охота под чужую дудку плясать. А если каждый из учителей будет в свою дуду дудеть, это что ж получится – кто в лес, кто по дрова? Вот вам и защитный мотив, чтобы все шло своим обычным чередом.
А все ж таки можно общешкольный праздник срежиссировать как-то по-другому: чтобы каждому – не только ученику, но и учителю – нашлось место, где бы он мог проявить себя, свою творческую инициативу. И тогда каждому будет чему порадоваться и что вспомнить.
Алла Пахомова ,
замдиректора по воспитательной работе, г.Красноярск
замдиректора по воспитательной работе, г.Красноярск
Последний аккорд в школьной оратории
Идеи и сценарные ходы для организации праздника окончания учебного года в начальной и средней школе
Итак, последний день учебного года. Можно, конечно, отделаться общим построением на линейку, раздачей дневников, парочкой торжественных речей и пожеланием хороших каникул. Если у учителей чуть-чуть развита фантазия, можно добавить сюда несколько песен или сценок. Если фантазия развита у учеников, могут состояться шашлыки в лесу или вечеринка у кого-то на квартире. Если ученики и учителя не совсем опостылели друг другу, возможны совместные шашлыки или прогулка. Но… как это все предсказуемо и обычно. Вот если бы…
Это «если бы» и происходит в нашей небольшой школе каждый год. С первыми лучами весеннего солнышка учителя начинают ломать голову в поисках идеи, какого-то сценарного стержня, на который будут нанизываться события этого праздничного дня. Как сделать его наиболее интересным, максимально сохранить инициативу детей и самим отделаться малой кровью? Бывает достаточно какой-то зацепки – и из нее на глазах возникает шоу, в котором занято иногда более сотни человек.
Работая в школе шестой год, я подхожу к шестому финалу, но рассказать хочу о последних пяти. Идея шестого еще только зарождается в измученных весенним авитаминозом учительских и ученических головах.
Идея первая
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
Началось все с того, что ученики Марии Владимировны случайно с одной бабушкой из соседнего дома познакомились. И она стала им рассказывать: а вот этот дуб, дескать, тогда-то был посажен, а вот тут вот лавочки стояли, а чуть дальше был аэродром... И что сама она была летчица, летала на самолетах-кукурузниках, вроде даже парашютисткой была. Что на том месте, где сейчас живут Глеб и Стас, был прудик и что она туда с подружками купаться ходила…
Четвероклассники прибегают в класс с круглыми глазами: представляете, мол, вот эта тетечка помнит еще такие времена! Ну и начали они с тех пор ходить к этой бабушке, помогать. Периодически справлялись, не нужно ли ей чего.
Нашу школу пленные немцы строили. Построили достаточно солидно. Конечно, с годами дом обветшал, и то и дело что-нибудь в нем приходит в упадок: то водопроводные трубы протекают, то с электричеством нелады, то батареи не работают. Но нам здесь хорошо. Кончились уроки, кончилась продленка, а многие дети не хотят уходить. Младшие братья и сестры наших школьников тоже хотят здесь учиться...
Остается думать, что мы, учителя, на верном пути…
Итак, выяснили, что нашей школе 50 лет. День рождения, даже юбилей. А что такое день рождения? Это подарки, гости, развлечения, чаепитие.
Но сначала пригласили ту самую бабушку. Она нарядная пришла, речь держала. Ее поздравляли, подарки дарили.
Потом были выступления детей. Каждый был одним из гномов с совершенно определенным характером. Они показывали сценки – театральные этюды, которые сами сочинили на уроках театра.
А во второй части праздника все – и дети, и родители – объединились в команды. Каждая команда тянула бумажку с какой-нибудь рубрикой из нашей школьной газеты. Задание было такое: загадать из той рубрики, что попалась, какой-нибудь случай и группой изобразить его – инсценировать или «слепить скульптуру». А в антракте все должны были бежать к стенкам, читать газету и угадывать, что за случай показывали другие команды…
Идея вторая
МУЗЕЙ
Все классы, коридоры, лестницы и каптерки были превращены в музейные залы с размещенными в них различными экспозициями.
Мы попытались максимально приблизить ситуацию к реальности. Экскурсоводы (ученики-добровольцы – по двое, чтоб не так страшно было) готовили экскурсии сами за две недели до праздника. Тексты экскурсий, кстати, писали тоже сами из расчета 10 минут каждая.
На двери школы вывесили табличку с часами работы «музея». В билетную кассу из двух парт, поставленных друг на друга, посадили детей-кассиров. Дедушки-бабушки, родители и братья-сестры сначала получали в кассе листочки с рифмами и ручки, тут же во дворе школы сочиняли экспромты и в обмен на них кассиры вручали им входные билеты. Каждый посетитель музея мог потом отдать свой билет понравившемуся экскурсоводу. У кого набралось больше всего карточек – тот и есть лучший экскурсовод…
Экскурсионные группы формировались по мере прихода гостей. Экскурсоводы были исполнены серьезностью ситуации. Миша (маленький, снует между родителями, как мышонок) строго подгонял свою группу: «Побыстрее, товарищи, не задерживайтесь». Юля пыталась ему вторить: «Потише, не мешайте работать», – но не выдержала и начала хихикать.
Были представлены следующие экспозиции.
• Зал восковых фигур «На уроке» (седьмые классы). Лена с упоением комментировала экспонаты, попутно пиная их ногами и пихая локтями, чтобы не ухмылялись.
• Архивные материалы (старинные рукописи, выполненные пятиклассниками на уроках каллиграфии).
• Музей музыки. Экспонатами были различные музыкальные инструменты, которые собирали по знакомым. Учитель по МХК, например, попросил у друга трубу и саксофон. Женина скрипка и гитара Сергея Евгеньевича были подвешены к потолку в качестве особо ценных экспонатов. На столах в том же качестве лежали контрольные работы по музыке из архива трехлетней давности.
• Экспозицию старинных книг собирали по семейным библиотекам. Была даже книжка с автографом Корнея Ивановича Чуковского!
• В археологический музейчик натащили всякого хламу (результаты раскопок во дворах и на дачах). Экскурсовод Витя пять минут рассказывал о гайке, которую Алексей нашел, раскапывая помойку возле школы во время урока физики.
Были также старинные монеты, посуда. Даже старинный умывальник, с виду похожий на цветочный горшок. Он до сих пор живет в школе и является атрибутом уже нескольких театральных представлений.
Здесь же стоял огромный старый кованый сундук, который восьмиклассники нашли где-то во дворе и притащили в школу. В сундуке хранился театральный реквизит: множество старых платьев, сумок, очков, ботинок, сапог, платочков и шарфиков.
• Наверху была выставка рисунков, мягкой игрушки и керамики (работы младшеклассников).
• На лестнице были вывешены панно на тему «Руслана и Людмилы», созданные руками шестиклассников.
• А в вестибюле стояла спонсорская палатка (а всего их нам подарили шесть штук!), и Леша рассказывал, как ее собирать-разбирать…
Была и книга отзывов, в которой многие спешили расписаться или хотя бы что-то нарисовать. В общем, было шумно и оригинально.
После музея дети пригласили всех посетителей в импровизированное кафе на втором этаже. Столики, меню, салфеточки, бутерброды, мороженое, фрукты, кофе, медленная музыка, официантки-шестиклассницы в передничках – все, как положено…
Идея третья
ШКОЛА НАОБОРОТ
Как видят ученики учителей? А родители учителей? А ученики родителей? Представьте, в привычной обстановке школы родители и учителя вдруг становятся учениками, а дети – учителями.
Дети объединились в группы по 3–4 человека и подготовили уроки минут на 10–15 по разным предметам. Пришедших на праздник гостей – родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек, друзей-
знакомых – и учителей объединили в классы – «А», «Б» и т.д., и после настоящей линейки с директором и завучем (это были самозванцы Никита и Маша – ученики 8 класса) «классные руководители» повели их по кабинетам. Они, бедные, шли на концерт или утренник, а попали… В расписании стояли русский, география, музыка и английский.
Сашин папа, испугавшись наделать ошибок в диктанте, нарочно все слова написал неправильно. Но «учительница» Света постеснялась поставить «два» и велела принести ей работу над ошибками.
На музыке «учителя» выступали в роли психологов, убеждали родителей, что у них прекрасный голос, которого не стоит стесняться. В итоге те, кому медведь наступил на ухо, громче всех выводили слова песни про лягушек.
Один папа все пытался оспорить свою тройку по географии, а учительница математики Елена Сергеевна выиграла конкурс по английскому...
В результате каждый класс побывал на всех уроках. Уроки были веселые. Все было по-настоящему: и дневники, и звонки, и отметки.
Идея четвертая
ЗАБАВНЫЕ
АТТРАКЦИОНЫ
Те, кто ездил в пионерский лагерь, конечно, помнят игру, которая могла называться по-разному: «Веселые старты» или «Забавные аттракционы». Идея же ее была проста: существует несколько конкурсов, участвуя в которых можно получить приз. Вот это мы и попытались устроить на площадке перед школой. Конкурсы придумывались в каждом классе: идеи выписывали на доске, а потом решали, кто за какой вариант отвечает.
Лично я отвечала за полосу препятствий, а вместе со мной еще четыре человека из моего 5 класса. Они с энтузиазмом притащили во двор стулья, парты, швабры и банкетки из раздевалки, и вскоре общими усилиями мы состряпали маршрут. Перелезть через парту, пробежать по трем стульям, пролезть под шваброй, лежащей на двух стульях, пробежать по банкетке, перепрыгнуть через препятствие из швабр и бегом вернуться обратно.
И вот я осталась на своем аттракционе вместе с еще одним организатором Пашей, который важно держал секундомер и был готов к работе. У других аттракционов застыли другие организаторы. Кое-где уже образовалась очередь из желающих…. Сигнал дан – и тут началось!
Сначала я пыталась соблюдать правила техники безопасности, уговаривала не преодолевать расстояние между партой и стульями одним прыжком длиной в два метра и хоть чуть-чуть смотреть под ноги. Потом поняла всю бесполезность этих попыток.
Процесс пошел. Витя вместе с партой свалился на землю, продолбив хорошую яму (не головой ли?). Оля, споткнувшись об эту яму, полетела прямо на все три стула. Сережа, не рассчитав, сел на швабру. Падали парты, разлетались в разные стороны стулья, ломались швабры. Но все были живы, здоровы и довольны. В тот вечер я наблюдала чудо.
Я оставила свой пост и пошла посмотреть на то, что творится вокруг. Вот Наташа с остервенением кидает в мишень острые палочки. Артем-распорядитель подбадривает ее, и после трех попыток она встает в очередь, чтобы попытать счастья еще раз.
Вот какие-то родители кидают в ведро с водой монетку, пытаясь попасть в баночку в центре. Вот какие-то малыши переворачивают монетки, стараясь не вытащить из десяти одну меченую. Распорядитель Коля торопит их: «Скорее! Ну что вы думаете?!» По-моему, у него нет замены, а подходит очередь на каком-то аттракционе.
Вот Ольга Петровна, учитель начальных классов, играет с родителями. Предлагает им найти авторов детских письменных работ. Справляются не все.
Вот чей-то папа с закрытыми глазами рисует по заданию кастрюлю, а получается сковородка.
Вот Юлин дедушка пытается засунуть в треники (выданные) максимальное количество воздушных шариков…
Один аттракцион пользовался просто невероятной популярностью. Мне так и не удалось выстоять огромную очередь и попасть туда. Двери в подсобку плотно закрыты, окна завешены плотной материей. Пускали туда строго по одному, и называлось это мероприятие «Комната страха». В темноте вошедшего поджидали трое организаторов, водружали ему на голову клоунский колпак с бубенчиками и начинали рассказывать страшные (или смешные?) истории. Если испытуемый вздрогнет (или засмеется?) и бубенчики зазвенят, он проиграл. Сама обстановка темноты и секретности породила ажиотаж, и попасть в заветную комнату смогли далеко не все.
Призами были конфеты, а их потом можно было обменивать на игрушки из киндер-сюрпризов, которые все дружно притащили из дому. Я подхожу к столу с игрушками. Ой, какой хорошенький бегемотик! Сколько стоит? Три конфеты? Так, вперед! В юбке прыгать через парты я, пожалуй, не буду. Вот монетку в ведро кинуть можно. Одна конфета есть. Подобие кегельбана. Попробуем. Еще одна конфета. Залезаю в походную палатку и пробую отгадать загадки. Из трех отгадала две. Марина, смущаясь, дает мне конфету: «Ну ладно, Алла Игоревна, вам поблажка». Мужественно отказываюсь и иду кидать дротики. Пусть все будет по-честному. Ура! Три конфеты – и заветный бегемотик у меня.
Сигнал! Праздник завершен. Осталось быстро разобрать аттракционы, и можно уходить, уходить на целых три месяца аж до самого сентября. Все-таки здорово было!
Идея пятая
РАЗНОШЕРСТНЫЕ
КОМПАНИИ
Мы отделались малыми затратами. Объединили всех пришедших на праздник детей и родителей в группы, и они выполняли разные задания, посвященные школе (придумывали стихи, рисовали картинку, делали аппликацию из ткани, разыгрывали диалоги на английском языке). Всего было восемь заданий и восемь групп. Каждая группа проводила над каждым заданием 10 минут и передавала неоконченную работу следующей команде. Потом результаты были представлены на всеобщее обозрение.
Актовый зал у нас большой и длинный. Мы отгородили середину под сценическую площадку для сценок. А в двух концах класса поставили спаренные столы для работы по группам. Таких столов оказалось по четыре с каждой стороны. Всего восемь мест. Четыре с одной стороны от главной площадки, четыре – с другой.
Компании получились довольно разношерстные: в одной группе могли оказаться семиклашки, родители кого-то их четвероклашек, кто-то из совсем малышей и старшеклассник. На одном дальнем от меня столе проходила работа по чтению – из разрезанных на слова предложений составляли текст. На другом столе была работа по английскому языку – по-моему, разгадывали кроссворд. На третьем столе команда из взрослых и детей вставляла в текст пропущенные буквы. На четвертом заполняли смешные тесты по музыке...
Стол по труду – огромное полотно. Разложены нитки, иголки, ножницы, ткань. За десять минут на этом полотне с помощью аппликаций надо было сделать сообща какой-то рисунок – домики, деревья и т.д.
Было забавно наблюдать, как, например, Юля, попав в одну команду с папой, полностью отключилась от действия и только очень расстраивалась (до слез), что папа проявляет так мало инициативы. А Миша с мамой разделился, и все время боролся, как бы и маме подсказать, что лучше сделать, и своей команде не навредить, помогая соперникам...
Помню, как все команды по очереди показывали свою работу. Как все группы потом перемещались против часовой стрелки к соседнему столу для выполнения следующего задания. Через десять минут – снова гонг… Показы работ… Переход по часовой стрелке за соседний стол…
Таким образом, все побывали за всеми столами и всем успели позаниматься. Оказывается, такое возможно!
ВОПРОС ОТКРЫТ
Март месяц... Уже пора что-то придумывать, а у нас пока никаких новых идей. Неужто наш творческий потенциал истощается и мы начнем повторяться? Не бывать этому! Хотя если кто подкинет идейку, будем рады – в новом учебном году пригодится.