Архив
Педсовет
Хорошо, когда учителя на самих себе испытывают действие какой-нибудь методики. Вот нынче в моде проектная работа. Раздадут ученикам темы по группам, чтобы они дома подготовили доклады. А потом на уроке учитель отходит в сторонку: мол, ученики сейчас сами все друг другу объяснят. И ведь действительно иногда вроде неплохо получается. Во всяком случае, внешне урок проходит живее, чем обычная лекция.
Но вот когда на собственной шкуре (например, как участница «веселого педсовета») испытаешь подобную модель, то становится ясно: что-то здесь не так, коль все ждут не дождутся конца мероприятия. Оно хоть и инновационное, а подлинной работы, реального взаимодействия с коллегами нет! И деление на команды не спасает. Получается: Федот, да не тот.
Ну, с педсоветом понятно: кому интересно домашние заготовки слушать? Зато на примере урока физики, где шла реальная работа, можно уловить те принципиальные мелочи, которые и делают общение учителя с учениками по-настоящему живым и интересным.
Материалы этого раздела также помогут завучам в организации педсоветов.
Вячеслав Букатов ,
доктор педагогических наук
доктор педагогических наук
Урок физики как модель деловой режиссуры
А также повод для универсальных педагогических подсказок
Хоть речь в этом материале идет об уроке, но стиль работы по группам и способы ее проведения могут быть, по мнению редакции с успехом использованы для организации любого неформального, заинтересованного обсуждения, в том числе между педагогами – будь то педсовет, методобъединение, подготовка мероприятия, летучка и т.д.
Из письма Е.Ф. Дюминой,
учительницы физики,
село Павловичи, Московская обл.:
«7 класс. Урок-обобщение по теме “Первоначальные сведения о строении вещества“ я решила провести в форме соревнования.
Заранее приготовила квадратики из бумаги разного цвета: красные, зеленые и синие. Ребята, заходя в класс, брали по одному квадратику и садились за стол своего цвета. Так появились три команды: Красные, Зеленые и Синие. (Подсказка 1)
Быстро выбрали командиров, на одном квадратике каждого цвета стоял маленький крестик. Те, кому достался этот крестик, и были командирами. Командиры получили от меня у доски задание и поспешили к своим командам. За пять минут им необходимо было объяснить задания своим ребятам и выполнить его на листке. (Подсказка 2)
А задание было следующим: необходимо с помощью знаков, формул, схем или рисунков изобразить физические явления: падение тел, испарение воды, грозу.
Конечно, было шумно, кто-то что-то не понял и переспрашивал, кто-то уже делал задание, кто-то еще его объяснял остальным.
Наконец прошло время. Ребята встают, обмениваются листочками и начинают проверять. Кто проверил, садятся на места. (Подсказка 3)
Переходим к следующему этапу работы. Ребятам был предложен следующий текст на доске: «В газах… находятся на больших расстояниях друг от друга. Поэтому они… взаимодействуют друг с другом. Жидкости… свой объем и… форму. Твердые тела… объем и… форму».
Ребята по очереди по одному из каждой команды (кто именно – решали сами ребята) выходили к доске и записывали по одному слову. Можно было принимать помощь другой команды или помогать самим. (Подсказка 4)
Такие уроки проходят всегда с большей отдачей со стороны ребят. Хотя и свои нервы потреплешь. Иногда случаются конфликты внутри команд. Нужно быть готовой ко всему. (Подсказка 5)».
Подсказка 1
Деление на команды
Уважаемая Е.Ф., замечательно, что вы используете работу по группам. Вот только цветные квадратики для деления на команды выглядят, уж простите, нелепо. Ну что за детский сад! У вас ведь семиклассники пришли на урок физики, а вы им предлагаете деление по каким-то примитивным квадратикам.
Класс можно разделить на три команды сотней способов. Половину из них вам сами ребята могут рассказать. Так что как-нибудь попробуйте последовать такому совету. Прямо на уроке спросите: «А как нам поделиться – на 3 (4 или 2) команды?» Может быть, ученики сначала растеряются, но после небольшой заминки наверняка вам 3–4 способа расскажут. Вот по одному из них тут же на уроке и поделитесь. А заодно и нам напишите, как и что у вас получилось.
Подсказка 2
Роль посыльного
Во-первых, очень хорошо, что ученики выполняли задание прямо на уроке (а то мода пошла на домашние заготовки, которые для учеников, согласитесь, сродни зачерствевшему хлебу).
Во-вторых, вы молодец, что на задание отвели только пять минут. Ведь если время чуть затянуть, ученический интерес может прокиснуть.
А в-третьих, меня, признаться, смутил маленький крестик в центре квадратика (кому он достался – тот становился командиром). Хотя по вашему описанию задача у этого человека была вовсе не командирская, а всего лишь передаточная. А уж посыльных каждая команда выберет и без всякого крестика.
И вообще мы советуем по каждому новому поводу (для любого задания, очередного кона) выбирать новых посыльных, так, чтобы в этой роли побывало как можно больше учеников. Тогда все ученики – и активные, и пассивные, и медлительные, и расторопные – смогут попримерять на себя эту важную для дальнейшей послешкольной жизни роль.
Роль посыльного – это на самом деле чемодан с двойным дном. Ученикам кажется, что посыльному всего-то и делов, что подойти, взять и принести. Этого не боятся даже самые слабенькие. А на деле посыльному нужно понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим. Это, поверьте, не так-то просто. Но уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. Вот и приходится ориентироваться на ходу.
Подсказка 3
Проверка стоя
Жаль, что вы, отмечая, «что время прошло», не указываете, сколько именно реального времени потребовалось на выполнение этого этапа задания.
«Стоя проверять» – пишете вы. Это что-то новенькое. Так как мы ратуем за любую смену, в том числе и мизансцен, то такое нововведение явно хочется приветствовать. И скорее всего оно пошло на пользу темпоритму урока. И все же расскажу, для чего и в какой момент ученики стоя проверяли работу соседней команды у меня на уроках.
Дело обычно обстояло так. Работают, допустим, 4–5 команд. Я хожу от группки к группке и вижу, что две команды уже явно закончили проверять, одна команда близка к этому, а две другие застряли. Тогда я даю сигнал: «Все встали». Кто нехотя, кто с желанием, но начинают вставать.
Я, дождавшись, пока встанут все до единого, сообщаю: «А теперь проверяем стоя. А кто уже проверил, тот садится отдыхать». Если две команды закончили, то они тут же плюхаются отдыхать. А замешкавшимся это хороший стимул для того, чтобы подтянуть свой темп работы.
Если происходят командные проверки предыдущих работ, то ученики проверяют сидя. И только для того чтобы выровнять ритм работы (когда одни уже закончили, а другие и не думают), я использую такой прием подхлестывания, как проверка стоя. Ведь иной команде будешь сто раз талдычить: быстрее, быстрее, давайте быстрее, а они все плетутся, как черепахи.
А тут, как только все встали (то есть поменяли мизансцену собственной работы), то, во-первых, изменили рабочий ритм. Во-вторых, увидели, что они отстают. А в-третьих, самостоятельно приняли решение подтянуться. И вот когда ученики сами приняли решение о том, что надо бы побыстрее, тут у них скорость и появляется.
Подсказка 4
Вариативность
Интересная ситуация, когда от каждой команды выходил представитель (вот вам и новый посыльный) и записывал по одному слову в тексте на доске. Я только не понимаю, почему вы пишете: «Можно было принимать помощь другой команды». Ведь наверняка пока все сидели на своих местах, то этот текст всей командой и прочитали. И, я думаю, обсудили уже возможные варианты: в каком месте и какое слово можно вставить.
А вообще-то это место урока получилось у вас очень даже неплохо. Но так как мы все-таки про социоигровой стиль ведем речь, то я вам подскажу вот какой вариант. У вас на занятии было три команды. Значит, и на доске должно было бы три одинаковых текста появиться. А ученики от каждой команды по очереди выскакивали бы к доске и заполняли пробелы нужными словами.
От такой соревновательности, во-первых, выиграла бы скорость. Ученикам было бы интересно: какая команда быстрее заполнит пробелы? А во-вторых, было бы удобно сравнивать мнения команд. Кто-то написал форму теряют, другие – не сохраняют, третьи – изменяют. Кто прав? Одинаковый ли смысл у этих слов? Ученикам есть над чем подумать, есть о чем поспорить.
Именно поэтому мы постоянно напоминаем учителям о вариативности ответов. Не сводить все к одному-единственному правильному ответу! Задача учителя – умудриться так поставить вопрос, так организовать то или иное задание, чтобы вариантов правильных ответов было несколько. Такая вариативность окрыляет школьников, делая сам процесс обучения радостным и увлекательным.
Подсказка 5
Неожиданности
Совершенно с вами согласен: «нужно быть готовой ко всему». Надеюсь, что этой необходимости вы рады, а не наоборот. Ведь если учитель не готов к неожиданностям, значит, он пришел не к живым детям, а к бездушным манекенам.
А вот когда работаешь с живыми детьми, то действительно нужно быть готовым ко всему. И это великолепно. Это делает профессию учителя неповторимой, уникальной и захватывающей.