Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Профориентация школьников

В этом номере вниманию классных руководителей предлагаются материалы для седьмых и восьмых занятий авторского курса Г. Резапкиной «Уроки самоопределения». Эти занятия посвящены экскурсиям на предприятия, встречам с профессионалами и творческим проектам.
Обращаем ваше внимание, что темы творческих работ, как и схемы упражнений, предлагаемые автором, являются примерными. Если вы внимательно читали методические рекомендации к курсу, который публикуется с начала учебного года, вы наверняка заметили, что «степень свободы» у занятий различная. Одни достаточно жестко регламентированы, другие дают простор для фантазии.
Седьмые и восьмые занятия структурировать невозможно – выбор темы, формы и стиля слишком зависит от особенностей класса и личности классного руководителя. Предлагаем вам самостоятельно продумать детали проектов. Ждем рассказов о том, что получилось!

Галина Резапкина ,
психолог

Творческие работы

Рекомендации к восьмым занятиям в 5–9 классах

Продолжение. Cм. в №2, №3

Продолжением экскурсий и встреч с профессионалами могут стать творческие работы детей по затронувшим их темам в виде сочинений, альбомов, презентаций.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Бывает очень плодотворно пригласить на урок кого-нибудь из родителей учеников с небольшими рассказами о профессиях, которые можно проиллюстрировать видеофрагментами, фотографиями, слайдами и другими наглядными материалами. Выступление родителей перед классом, как правило, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии их детей и улучшает взаимоотношения в семье.
После такого занятия или клас­сного часа уместна будет творческая работа «Профессии моих родителей». Работа выполняется дома и представляется классу на следующем занятии.
Чтобы за один урок все до одного ученики смогли представить свои проекты, организуйте работу по группам (4–6 человек в группе). В этом случае каждый ученик покажет свою работу и расскажет о ней не вам (что само по себе хорошо) и не всему классу (а это и необязательно), а своей группе.
Организуйте вместе с учениками выставку творческих работ в классе, пригласите на нее родителей.

ШЕСТОЙ КЛАСС

В основе примерного сценария этого занятия в 6 классе лежат идеи, предложенные психологом Викторией Петелиной (Протвино).

Упражнение «Сверхъестественные способности»

Инструкция к упражнению. Представьте, что у вас есть возможность получить одну из пяти сверхъестественных способностей:
1. летать,
2. путешествовать во времени,
3. быть невидимым,
4. принимать обличье других людей, животных, вещей,
5. читать чужие мысли.
Если вы выбрали...
...СПОСОБНОСТЬ ЛЕТАТЬ – то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами, способными изменить мир.
...СПОСОБНОСТЬ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЕНИ – то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам, должно быть, очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.
...СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ – то, наверное, вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете смотреть в корень проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.
...СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ОБЛИК ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И ВЕЩЕЙ – то, возможно, вы человек, который легко вписывается в любую ситуация, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению – качество, необходимое людям искусства: писателям, актерам.
...СПОСОБНОСТЬ ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ МЫСЛИ – то, наверное, вы угадываете, что думают другие. Может быть, вы способны увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обратите внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.
Представьте, что вы обладаете одной из этих необычных способностей. Напишите рассказ о том, как вы распорядитесь этими способностями.

Мотивы выбора

Все, чем вы интересуетесь, каждый ваш выбор сообщает что-либо о вас самих. На самом деле ничего сверхъестественного в этих способностях нет. Вы можете стать невидимыми для окружающих, если будете вести себя тихо и незаметно, внимательно присматриваясь ко всему, что происходит вокруг вас. Вы сможете читать чужие мысли, если будете с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника.
Ваша настойчивость и пробивные способности помогут вам проникать сквозь стены. Ваше воображение поможет вам совершать путешествия во времени и пространстве. Способность к перевоплощению поможет вам принимать облик других людей. И чувство полета тоже можно испытать, если достичь вершин в деле, которым вы занимаетесь.
Не стоит воспринимать эту интерпретацию как руководство к действию – скорее это возможность осознать некоторые мотивы, лежащие в основе наших выборов. Подумайте, как воплотить в реальность эти сверхъестественные способности.
Более интересное и сложное продолжение этой методики – разговор о мотивах выбора. Ответ самому себе на вопрос «Зачем мне это надо?» при тактичной помощи взрослого может вывести ребят на тему смыслов и ценностей в нашей жизни. Похожее упражнение приводится в недавно вышедшей в издательстве «Генезис» книге К. Фопеля.

Упражнение «Новые волшебники»

Ученики объединяются в группы по 3–5 человек и в течение 20 минут работают со списком, который приводится ниже.
Список «новых волшебников»
1. Профессор Дориан де Аль – знаменитый пластический хирург. Он может создать вам любой образ, используя новейшую обезболивающую технику. При помощи особых препаратов он сможет надолго изменить вес и строение тела. Он поможет вам реализовать ваши идеалы красоты.
2. Почетный доктор Б. Руф – эксперт по части профессионального образования и работы. Он поможет вам поступить в учебное заведение или получить рабочее место. Кроме того, он может освободить вас от военной или гражданской службы, если вы того желаете.
3. Шейх Мету Салем – восточный специалист по продлению жизни до 150 лет. Он может замедлить ваш процесс старения, так чтобы в 60 лет вы себя чувствовали как в 20.
4. Профессор и доктор Лекс Кон – эксперт в области незаурядного интеллекта. Путем тренировок разума он поднимет ваш коэффициент интеллектуального развития на 250 пунктов. И этот уровень останется с вами на протяжении всей жизни.
5. Б. Герт – эксперт в области дружбы. Он поможет вам стать уверенными в том, что у вас всегда будут друзья, которые вам подходят. Вам станет легче сближаться с другими людьми, и они ответят вам тем же.
6. Милли О. Нер – специалистка по доходам. Она гарантированно поможет вам приобрести высокие доходы, недвижимость и акции. Никогда в своей жизни вы не будете беспокоиться о деньгах.
7. Свободная дама Беата Фон Ус и Дон Жуан – эксперты по части сексуальных связей и чувственных наслаждений. Они гарантируют вам, что вы станете идеальным любовником (или идеальной любовницей), так как вы будете получать удовольствие от секса и доставлять другим такую же радость.
8. Дипломированный психолог М. Пати – специалист по отношениям между родителями и детьми. Он гарантирует вам, что у вас больше никогда не будет проблем с родителями. Они будут спокойно воспринимать ваши оценки и образ жизни. Они не будут вас контролировать и критиковать.
9. Доктор Тай Джин Сенг – дальневосточный эксперт в области самообороны. Он даст вам крепкое здоровье и защиту от покушений и несчастных случаев на протяжении всей вашей жизни.
10. Дипломированный педагог Л. М. А. Аш – специалистка по вопросам авторитета. Она может вам гарантировать, что действующая власть вас никогда не побеспокоит. Она избавит вас от любых видов контроля – таких, как учителя, полиция, правительство и так далее.
11. Генерал Владимир Буш – эксперт в области власти и влияния. Он продемонстрирует вам искусство вести за собой людей и подниматься на вершину. Люди вокруг будут смотреть на вас снизу вверх и любоваться вами.
12. Цуцу Най Гунг – специалистка по любовным отношениям. Она поможет вам добиться любви любого человека, который вам нужен, и вы никогда не останетесь в одиночестве. Ваша жизнь будет наполнена любовью.
13. Профессор Отто О. Ракел – эксперт по вопросам будущего и прогнозам. Он ответит на все ваши вопросы и обучит вас искусству предсказания.
14. Доктор Анна Литика – специалистка по душевным состояниям человека. Она поможет вам в самопознании, самоуважении и уверенности в себе. Вы будете знать, кто вы и что вы можете.
15. Мо. Раль и Со. Знание – команда специалистов по ответственному образу жизни. С их помощью вы узнаете, что вы хотите делать для себя и других. Они покажут вам, как вы можете позаботиться о себе, не впадая в одержимость собственной персоной. Вы сможете уступать другим.
Задания группам
а) Для начала выберите пять волшебников, чья помощь важна для вас лично, отметьте их в крестиком.
б) Когда вы это сделаете, выберите пять волшебников, чья помощь вам нужна в меньшей степени, отметьте их галочкой.
в) Обсудите друг с другом ваш выбор и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
что объединяет пятерых выбранных вами волшебников? Какие жизненные цели лежат в основе вашего выбора?
есть ли в вашей группе такие жизненные цели, которые выпадают из принятых категорий?

(Примечание. Вы можете сократить число волшебников, поменять их имена и специализацию. Главное, чтобы за интригующим сюжетом вы и ваши ученики не потеряли его суть – поиск ребятами смысла своей будущей профессиональной деятельности.)
г) Теперь сконцентрируйтесь на том волшебнике, который кажется вам самым важным, и постарайтесь ответить на вопрос:
что вы можете самостоятельно сделать из того, что мог бы сделать для вас этот волшебник?
На все три задания дается еще 15 минут.
Подведение итогов
Понравилось ли мне это упражнение?
Когда мне было наиболее интересно?
О чем я думаю сейчас?

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Цель творческой работы «Идеальная профессия» в 7 классе заключается в выявлении положительных и отрицательных моментов любой профессии.
Мы предлагаем отказаться от разъяснений этой темы. Важно, чтобы ребята учились самостоятельно анализировать и делать выводы.
Представление работ может сопровождаться дискуссией, в результате которой может сформулироваться вывод о том, что идеальных профессий, как и идеальных людей, не бывает.
Эта тема получает свое развитие в 8 классе в работе «Мечтать не вредно».

ВОСЬМОЙ КЛАСС

Проблемой подростков является некритичное принятие или такое же некритичное отвержение целей будущего, которые ставятся не ими самими, а родителями. Смысл следующей работы заключается в развитии навыков планирования и целеполагания.

«Мечтать не вредно»

Предложите ребятам смоделировать желаемый образ своего профессионального будущего, опираясь на следующие вопросы:
1) чем вы хотите заниматься?
2) какую заработную плату вы хотите получать за свой труд?
3) какое образование вам для этого необходимо?
4) каким качествами вы должны обладать, чтобы хорошо делать свое дело?
5) сколько времени и сил будет занимать у вас эта работа?
6) как сложится ваша семейная жизнь?
И так далее.
При обсуждении проектов в классе следует отказаться от любых оценок и комментариев, положительных и отрицательных, независимо от того, кому они принадлежат – учителю или одноклассникам. Это очень важно!
Если желающих рассказать о своих мечтах всему классу не окажется, предложите ребятам в течение 10–15 минут рассказать о своем проекте соседу по парте. После этого пусть ребята поделятся друг с другом своими впечатлениями.
Если вы обладаете навыками групповой работы с детьми, а ваши ученики имеют опыт подобной работы, вы можете использовать упражнение «Через пять лет», которое даст подросткам возможность смоделировать свое будущее и точнее спланировать свои действиях, направленные на его достижение.

Упражнение «Через пять лет»

Мы часто бываем так заняты событиями сегодняшнего дня, что мало думаем о будущем или планируем его. Иногда нам кажется, что будущее так далеко, что мы не можем даже представить себе, как оно выглядит.
Предложите ученикам представить, что они стали старше на пять лет. Как будет выглядеть их жизнь?
Задания для учеников
а) Пожалуйста, ответьте кратко на следующие вопросы.
Где вы хотите жить?
• Как вы хотите проводить большую часть своего времени?
• Сколько денег вы хотите зарабатывать?
• Кого вы хотите видеть рядом с собой?
• Чем вы будете заниматься в обычные дни?
• Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия?
• От чего вы будете зависеть в вашей жизни?
• Что будет наиболее важным в вашей жизни?
• В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни?
• В чем будет заключаться главная цель?

б) Соберитесь в группы по четыре человека. Расскажите друг другу о том, какой вы хотите видеть свою жизнь через пять лет, и постарайтесь найти ответ на вопрос, что сегодня надо сделать для того, чтобы в будущем эти желания исполнились.
в) Подведение итогов. Вопросы для обсуждения.
Понравилось ли вам это упражнение?
• Часто ли вы думаете о своем будущем?
• Есть ли у кого-нибудь из группы (класса) планы, схожие с вашими?
• Знаете ли вы людей, которые живут так, как вам хотелось бы жить через пять лет?
• Какие трудности вам нужно преодолеть, чтобы приблизиться к своим целям?
• Насколько высоко ваши одноклассники оценивают вероятность достижения ваших целей?

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Ребятам, поставленным в 9 классе перед выбором профиля обучения (а таких большинство, потому что официально предпрофильная подготовка начинается в 9 классе), нелегко выполнить полноценный проект по теме «Моя будущая профессия». Помогите подросткам систематизировать имеющиеся у них знания о себе и профессиях, рынке труда и рынке образовательных услуг. Научите их пользоваться справочной и периодической литературой, ресурсами интернета.
В качестве иллюстрации приводим фрагменты сочинения о своей будущей профессии ученика 9 класса МОШИ «Школа-интернат основного общего образования» Станислава Сергеева из Воркуты, призера республиканского конкурса сочинений старшеклассников «Я б в рабочие пошел…» за 2006 год (по материалам сайта http://www.komitrud.ru/konkurs.htm).

«Я б в рабочие пошел...»

Вообще-то вопрос «Кем будешь?» звучит с самого детства. Взрослые с улыбкой спрашивали меня пятилетнего: «Ну, кем станешь, когда вырастешь?» И я отвечал радостно: «Летчиком!» А потом ответы менялись, как в калейдоскопе: то врачом, то милиционером, то моряком или космонавтом.
У тех, кто постарше, выбор другой: бизнесмен, менеджер, банкир, юрист. Все реже выбирают рабочие профессии. Стало непрестижным быть токарем, строителем, электриком, шахтером. Нормально чувствуют себя здоровые крепкие парни в ларьках, за стойкой в баре, за прилавком. И грустно становится, оттого что в шахтерском городе ребята как-то без энтузиазма говорят о шахтерской профессии. А я хочу доказать, что быть шахтером – это не только «пахать за деньги», но и заниматься романтической, настоящей, мужской профессией. <...>
Работа шахтера нелегкая, нужны люди сильные, смелые, выносливые. Однако в этой профессии наряду с трудностями много романтики. Меня всегда приводит в волнение мысль, что ты первым можешь взять в руки кусок угля, миллионы лет лежавшего недвижимо, скрыто от человеческих глаз, что ты пробился сюда сквозь километровую толщу веками спрессованных пород. <...>
Профессия шахтера – моя мечта. И от отца я знаю, что эта профессия помогает раскрыть всю красоту нашей Земли. Как космонавт, возвратившийся из космического полета, с особой остротой воспринимает все краски и запахи планеты, так и шахтер, поднявшись из глубин земли на поверхность, испытывает счастье от скрипа снега, от облаков, от дождевых капель. <...>

Продолжение следует

TopList