Архив
Режиссура урока
В №18 за 2007 год мы рассказали о двух «зачетах наизнанку» – по географии и физике в московской школе и по математике – в курганской. Причем учительница математики из Кургана Светлана Пырьева загорелась идеей «зачета наизнанку» именно после того, как прочитала статью Марии Ганькиной.
Тогда, опубликовав обе работы вместе, мы надеялись, что читатели подхватят эту эстафету живого учительского опыта, открытий, удивлений. И мы не обманулись в своих ожиданиях.
В январе 2008 года к нам пришел по почте еще один подробный рассказ о проведении «зачета наизнанку» – на этот раз в Старом Осколе Белгородской области. Да еще с великолепными фотографиями! Да еще и с отзывами участников – детей и учителей!
Эстафета педагогических идей продолжается. Кто следующий?
Мария Ганькина
Дидактическое меню
Отведайте экзотических блюд!
Салат «Шпаргалка под шубой»
В одной из московских школ на очередном зачете по физике в девятом классе состоялся конкурс на лучшую шпаргалку. Критерии – полнота освещения темы, качество камуфляжа, остроумность авторского решения.
На конкурс были представлены 22 шпаргалки, среди них «Стелька», «Липучка», «Ногти», «Цветочный горшок» и др. Победила шпаргалка в виде сигареты, которую автор лихо засунул за ухо.
Победитель конкурса на лучшую шпору получил зачет-автомат по физике. (Подробный отчет о конкурсе шпаргалок читайте в одном из осенних выпусков «Режиссуры урока». – Прим. ред.).
Кинотавр, запеченный в яблоках
Учительница литературы одной московской школы предлагает своим ученикам делать «раскадровки» литературных произведений.
Дело в том, что муж у нее – кинорежиссер. Она пригласила его в школу на встречу со своими учениками, и он квалифицированно объяснил детям, что такое кадр, крупный и общий план и как делается режиссерская раскадровка сценария.
Раскадровка литературного произведения – это, по сути, толкование, читательская версия. Это же очень любопытно: кто на ученическом рисунке-
раскадровке окажется крупным планом, например, в эпизоде из «Дубровского» «Пожар в Кистеневке»? Сам Дубровский? Или Архип? А может быть, перекошенные от ужаса лица стряпчих в окне горящего дома Дубровских? Кто будет обвинен в пожаре?
Безалкогольный напиток «Сказки Гофмана»
Учительница литературы из Ленинградской области, прочитав очерк Цвейга о Гофмане, стала думать, как ей давать биографию Гофмана. Уж очень в ней все неоднозначно: что-то, так сказать, «идет в плюс», что-то – «в минус»?.. Зависит от системы координат…
Она пришла на урок и предложила: «Каждый делит тетрадный лист пополам и, пока я читаю вслух биографию Гофмана, выписывает ключевые слова (желательно из текста). В левую колонку – слова, которые в романтизме воспринимаются со знаком плюс, в правую – со знаком минус». И в результате – вся биография Гофмана оказалась просвеченной через призму системы ценностей романтизма как направления.
Кстати, по ходу урока случился любопытный разговор. Цвейг пишет, что Гофман пил много. Учительница остановилась и говорит: «Большинство это в минус, конечно, запишут. А с какой точки зрения?»… В процессе обсуждения они дошли до того, что с точки зрения реализма да, вино – это минус. А с точки зрения романтизма вино – это здорово, потому что забываешься, тянешься к людям, начинаешь общаться и так далее.