Архив
Школьный праздник
23 февраля… У многих классных руководителей бывает двойственное отношение к этому празднику. Кого-то смущает тяжеловесный пафос, сопровождающий этот день, особенно когда понятие «защитник отечества» ассоциируется только с войной или армейской муштрой. А кто-то никак не может забыть унылые конкурсы строя и песни, которыми в советское время каждый раз отмечалось 23 февраля.
Но если самому учителю праздник в тягость, то что говорить о детях! В итоге в классе из года в год мальчикам вручаются однотипные подарки, купленные родительским комитетом. Или ставятся вымученные, пафосные композиции, в которых дети говорят неестественными голосами чужие слова.
Можно ли превратить 23 февраля в повод для совместного обучения и веселья? Как оживить официальный праздник? Как разнообразить подарки и сам процесс их изготовления сделать неожиданным и интересным?
Мы предлагаем свои варианты ответов и очень ждем ваших. Пишите!
Елена Удовенко ,
учитель ручного труда, г. Москва
учитель ручного труда, г. Москва
Несколько идей рукотворных подарков
За две недели до праздника я раздала третьеклассникам одинакового размера (30 х 40) голубые, желтые, розовые кусочки ситца. На учительский же стол поставила коробку разноцветных лоскутов. Сотворить предстояло букет для мартовского подарка.
Коллективный подарок
Самые осторожные из детей просто вырезали набивные цветочки и приклеивали их рядышком. Смелые же создавали авангардные конструкции.
В конце урока получилось двадцать четыре шедевра, которые мне по общему уговору предстояло с помощью швейной машинки скрепить между собой и приладить широкую кайму-рамку из ситца.
И вот коллективный подарок готов. Все были согласны посвятить его сразу всем мамам и бабушкам («нашего класса, конечно», – не удержались и уточнили некоторые), а свою часть общей работы – только своей маме.
Закалка альтруизма
Дело происходило в позапрошлом году, и, несмотря на то, что дарение «всем мамам и бабушкам» удалось в лучшем виде, еще несколько дней после праздника мне приходилось отвечать на самый животрепещущий вопрос наших уроков труда: а можно когда-нибудь отпороть и забрать домой?..
Обычно с тем, что сделано своими руками, детям трудно расстаться даже на короткий срок. Даже на время школьной выставки. Нехотя прощаясь со своими милыми сердцу уродцами, они не раз уточнят сроки, когда можно будет забрать домой, как будто речь идет о забирании из больницы. Поэтому все, что касается подарков, я стараюсь обговаривать с детьми заранее, чтобы для них не было неприятных неожиданностей.
Начинаем мы профилактику собственничества с коллективного изготовления подарка школе. Попытки соединить индивидуальные работы в одну общую я устраиваю с первого класса. К третьему у учеников появляется уже солидный опыт бескорыстного творчества. Своеобразной закалкой альтруизма явилось изготовление больших панно в технике аппликации из ткани.
Аппликации из ткани
Я принесла на урок два больших полотна (2,5 х 1,0 м) – светлый и темный. Ученики, поделившись на две команды, приступили к работе.
Каждый выбирал себе место и ставил свой дом. Кто-то начал с забора: сразу видно – хозяин! Не обошлось без конфликтов: сосед «залез на мою территорию». Но было и строительство одного дома на двоих!
У Юли на крыше дома поселились сразу шесть черных кошек с зелеными глазами из бисера.
– Елена Васильевна, помогите мне с глазками.
– Сейчас, возьму иголочку и помогу.
Подзывает Полина:
– А мне помогите, пожалуйста, с носиком собачки.
Из блестящего сатина вырезаю кружочек, стягиваю его ниткой и говорю:
– Вот посмотри. Будет у твоей собачки хорошенький черненький мокренький носик.
Полина смотрит на этот носик, глазки делаются такими же круглыми, и она жалобно так говорит:
– Елена Васильевна, а можно не мочить?
Посреди городков, не сговариваясь, поставили церковь. У одной команды получился православный храм, у другой – лютеранская кирха.
Все время рождались новые идеи. Например, зеленая елочка требовала то блесток, то бисера, то бантиков из атласа. В другой команде обнаружилось, что ночью не только месяц сияет, но и ангел с песней пролетает...
Мое же дело – гладить лоскуты, отрезать поровнее, если просят. Да подливать клей – его надо много. Кусочки золотой и серебряной парчи, атласа лучше укреплять флизелином. Мешковину, ситец и бижутерию лучше приклеивать ПВА.
В результате не только девочек, но и мальчиков от всего этого не оторвать!
Рамки для фотографий
С четвероклассниками у меня была следующая история с подарками на 8 Марта. Все принесли мамину фотографию, которую у папы попросили тайком от мамы. Мы договорились приносить фотографии детские или такие, где мамы и бабушки совсем-совсем молоденькие.
За два урока труда эти фотографии обрели достойное обрамление. Рамки мы делали из картона и обтягивали красивым материалом. Лучше взять ситец или любую другую хлопчатобумажную ткань, но можно и шелк, с ним, правда, немного сложнее – скользит, заметнее любые пятна.
На листе картона мы обвели фото. «Окошко» уменьшили на 0,5 см, чтобы портрет не вываливался. Поля рамки – кому как захочется: широкие или узкие, с закругленными краями или вообще овальные. Чтобы рамочка была выпуклой и приятно-мягкой, на картон приклеили один слой синтепона (можно ватина). Потом обтянули тканью.
Но это еще не все. Рамочку дети украсили тесьмой, кружевами, красивыми пуговицами, бусинами и даже бантиками и сердечками.
Девочки по желанию вышивали гладью узор на такой рамке. А на обратной стороне мы приклеили лист картона с прорезью, чтобы вставлять и вынимать фотографии.
По отзывам родителей, многие мальчики и девочки продолжают дома мастерить рамки. Так что оформленными оказались даже портреты и не очень близких родственников.
Соленые подарки
Занимаясь подарками для мам, мы не забываем и о подарках для одноклассников и друзей. На один из уроков я принесла фотоаппарат. Предложила сняться на память и сделать рамку для своей фотографии из соленого теста.
Кто фотографировался в полный рост. Кто требовал «одну голову». Кто с другом в обнимку. А кто тщеславно позировал на фоне своей предыдущей работы.
Затем лепили рамочку. Она могла быть плетеной, как косичка, или украшена розами, или переплетенными змеями. Пригодились прекрасные пособия по работе с соленым тестом, в которых каждый ученик находил подсказку по своему вкусу.
Изделия из соленого теста, особенно с сильно выступающими или тонкими деталями, требуют немедленной просушки. Для этого мы приспособили листовой пластиковый обогреватель, застелив его листом фольги. К вечеру все розочки, заячьи ушки, змеиные хвостики и длиннющие носики карликов благополучно просохли без всякой деформации.
Коробочки с сюрпризом
С не меньшим энтузиазмом добрые дети обычно готовят еще один подарок – коробочку с сюрпризом. Помните, в «Бриллиантовой руке» Семен Семеныч из круиза привез? Ее открываешь, а оттуда выпрыгивает...
Наша коробочка гораздо меньше: 4 х 4 х 4 см. Зато она целиком из бумаги. Даже пружинка! И все разноцветное! Открываешь бумажный замочек маленькой коробочки, украшенной блестками, поднимаешь крышечку – и выпрыгивает бумажная гирлянда-пружинка. А на ней – или рожица с языком, или букетик, или какое-нибудь инопланетное личико, или фига! Но фига всеми была признана невоспитанностью...