Архив
Школьный праздник
23 февраля… У многих классных руководителей бывает двойственное отношение к этому празднику. Кого-то смущает тяжеловесный пафос, сопровождающий этот день, особенно когда понятие «защитник отечества» ассоциируется только с войной или армейской муштрой. А кто-то никак не может забыть унылые конкурсы строя и песни, которыми в советское время каждый раз отмечалось 23 февраля.
Но если самому учителю праздник в тягость, то что говорить о детях! В итоге в классе из года в год мальчикам вручаются однотипные подарки, купленные родительским комитетом. Или ставятся вымученные, пафосные композиции, в которых дети говорят неестественными голосами чужие слова.
Можно ли превратить 23 февраля в повод для совместного обучения и веселья? Как оживить официальный праздник? Как разнообразить подарки и сам процесс их изготовления сделать неожиданным и интересным?
Мы предлагаем свои варианты ответов и очень ждем ваших. Пишите!
Татьяна Коновалова
Как оживить официальный праздник
Социоигровые подсказки от кандидата педагогических наук, руководителя театрально-педагогических мастерских Александры Ершовой
К сожалению, традиционно сложилось, что 23 февраля массово поздравляют мальчиков, а 8 Марта – девочек. По-моему, это очень большое упрощение. Тогда уж оба праздника надо посвящать проблеме «мальчики-девочки».
Однако возможен и второй вариант: отмечать эти даты как исторические праздники.
Тут важен честный взгляд
В этом случае можно вместе с учениками поисследовать факты истории, которые были искажены. Например, война – это в первую очередь проблема гибели, а не побед. Детям важно это понимать.
К тому же под войной не обязательно подразумевается Великая Отечественная. Была и афганская война, и чеченская. Можно поговорить и о различии в истории этих войн, и о том, что такое военный человек в форме, да и о самом понятии «защитник Отечества». Получается, что человек без формы уже никакого отношения к защите своей страны не имеет? А женщина, например, может быть защитником Отечества?.. Хорошо бы обсудить сам смысл праздника.
Тут важен честный взгляд учителя на предмет. Ведь нередко классный руководитель позволяет себе действовать ради галочки. Для проведения очередного мероприятия ему обычно выдаются директивы. Мне кажется, та цензура, что существовала в советской школе над внеклас-
сной работой, и сейчас сохраняется.
Псевдодискуссии
Предлагая обсудить смысл праздника, я вовсе не имею в виду кондовую, общепринятую дискуссию, которая организуется искусственно: одни – «за», другие – «против». А на деле получается так, что все ученики обращаются именно к учителю – чтобы тот отметил их участие в мероприятии.
Меня такие диспуты ужасно огорчают. Встает девочка и говорит, что она думает вот так-то, а другой мальчик говорит, что он думает совсем наоборот. И тут начинается якобы спор. А сам вопрос-то где?! И у кого он возник? У ребенка? Или он навязан учителем? Получается такое псевдообщение.
По-моему, дискуссия – это ложное направление воспитательной работы. И в социоигровой методике мы от этого уходим. Обсуждение – это замечательно. Но оно должно быть основано на незнании, а не на том, что кто-то все знает заранее и доказывает другому.
«Шапка вопросов»
Социоигровой подход к обучению и воспитанию прежде всего снимает однозначность и прямолинейность. Тогда каждый вынесет что-то свое. Важно только увлечь ученика творческой задачей.
Технология «шапки вопросов» всегда себя оправдывала. С ее помощью можно обсудить смысл праздника или ключевых понятий – «защитник», «мужественность», «достоинство».
По всякому поводу нам нужно придумать три вопроса к одноклассникам. Первый вопрос – по содержанию того, над чем мы все работаем: что, где, когда, как, сколько, почему, зачем и т.д. Все, что придет в голову. Второй вопрос – о том, чего мы в этой проблеме не понимаем («Мы не понимаем, зачем…», «Непонятно, почему…» и т.д.). А третий вопрос – это как бы такое многозначительное заигрывание с собеседниками: «Мы думаем так-то и так-то. А вы?»
Все три вопроса пишутся на разных бумажках, кладутся в «шапку» и перемешиваются. Затем группы тянут вопросы.
Допустим, нам достался вопрос третьего типа: «Мы думаем так-то и так-то. А вы?». В ответ группа, сочинившая этот вопрос, говорит: «Нет. Мы так не думаем». «А как вы думаете?» Вот и дискуссия завязалась.
Важно, чтобы эти вопросы шли от детей к детям. Ни в коем случае не от классного руководителя! В моей практике был случай, когда учительница сама приготовила кучу вопросов, положила их в «шапку» и удивилась, что дети без всякого интереса на них отвечали. (Подробнее о «шапке вопросов» см. в «Хрестоматии игровых приемов обучения», Библиотека «Первого сентября», 2002, стр. 10. – Прим. ред.).
Задания по жребию
Хорошо бы помочь детям ощутить праздник на своем личном опыте. Например, надеть военную форму, сапоги, фуражки, почувствовать себя военным. Тогда сразу станет понятно, что защитник Отечества – это не какой-то художественный образ, а что эта роль складывается из очень конкретных и иногда странных вещей.
Лучше всего вытягивать задания по жребию. Предположим, одному ученику достался билетик, в котором написано, что надо проползти ползком никем не замеченным за партами, под стульями. А другой вытянул билетик с заданием промаршировать, чеканя шаг. А кому-то выпало отдать командиру честь, раздать миски и молниеносно разлить в них суп. Или замотать портянки…
Но можно дать мальчикам и экстремальное задание! Вот вопрос: можешь ли ты удержаться от еды полдня, а то и целые сутки? И какой ты после этого придешь на классный час, где тебе надо маршировать и портянки заматывать?..
Билет с поздравительным заданием
Поздравления одноклассников можно организовать так. Тянем по жребию имена мальчиков. И тут же на месте девочки должны придумать и сделать для него что-нибудь приятное. Ну например, написать ему в дневнике расписание уроков на неделю! Это легко организовать и по группам. Каждая группа вытягивает билетик с каким-то поздравительным заданием. Например, замечательная форма поздравления – сочинять друг другу частушки. Представляете, как всем сразу же станет весело? Настоящий праздник получится…