Архив
Школьный праздник
23 февраля… У многих классных руководителей бывает двойственное отношение к этому празднику. Кого-то смущает тяжеловесный пафос, сопровождающий этот день, особенно когда понятие «защитник отечества» ассоциируется только с войной или армейской муштрой. А кто-то никак не может забыть унылые конкурсы строя и песни, которыми в советское время каждый раз отмечалось 23 февраля.
Но если самому учителю праздник в тягость, то что говорить о детях! В итоге в классе из года в год мальчикам вручаются однотипные подарки, купленные родительским комитетом. Или ставятся вымученные, пафосные композиции, в которых дети говорят неестественными голосами чужие слова.
Можно ли превратить 23 февраля в повод для совместного обучения и веселья? Как оживить официальный праздник? Как разнообразить подарки и сам процесс их изготовления сделать неожиданным и интересным?
Мы предлагаем свои варианты ответов и очень ждем ваших. Пишите!
Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук
кандидат филологических наук
Изюм из булочки
Обзор праздничных сценариев, посвященных 23 февраля
Несмотря на привычный пафос, 23 февраля считается у нас праздником. А подлинный, тем более школьный праздник – это всегда веселье и неожиданности, радостные чувства и импровизации. Однако создается впечатление, что большинство сочинителей сценариев даже не задумываются о том, что такое дух и атмосфера праздника. Хотя встречаются и исключения, которые, как известно, подтверждают правило…
АНТИПРИМЕРЫ
Читаю сценарии и кривлюсь от неудовольствия – как же так можно рассказывать о празднике? Занудно, предсказуемо… Если описание вечера до зевоты скучно читать, то каково детям все это изображать! Выбор сделан за них, результат задан наперед. И дальше нужно только подогнать действия учеников под канву сценария… Бррр… Мертвечина какая-то. Обстановка прямо-таки траурная: чинно сменяют друг друга чтецы, звучит серьезная, специально подобранная музыка…
Горе-викторины
Впрочем, для разнообразия и для того чтобы создать иллюзию живого действия, во многих сценариях предлагаются викторины, отгадывание загадок или перебор пословиц. Но викторины, описанные в сценариях, требуют немалой эрудиции. А ответ в них всегда заранее предусмотрен. Причем правильный ответ может быть лишь единственным – без вариантов и поиска. Или ребенок его знает (уж не потому ли, что учитель шепнул на ушко во время репетиции, дабы мероприятие не сорвалось?), или он его не знает и знать не может… И тогда чувствует себя дураком.
Попробуйте-ка сами без предварительной подготовки ответить на вопросы: Кто является создателем первого в мире самолета? Когда и где был произведен первый советский танк? В каком году и по какому поводу в Москве был дан первый салют? Кто первым получил орден Боевого Красного Знамени? Кто провел первый воздушный бой?..
Или догадайтесь, что роднит слово «солдат» и название монеты? Оказывается, деньга, которую получали за службу римские воины, называлась «солидус». Попав в другие страны, слово превратилось в «солдат».
Столь же маловероятно, что обычный школьник в разгар викторины вспомнит, что общего между русской денежной единицей «копейка» и копьем воина святого Георгия. Заглянув в ответ, данный в сценарии, я узнала, что монетка, отчеканенная по повелению Елены Глинской – матери Ивана Грозного, получила название «копейка», так как имела изображение святого Георгия, копьем поражающего дракона.
Но поскольку это знание не стало личным открытием, не добыто самостоятельно, а получено готовым по учительской подсказке, то процесс поиска и угадывания лишь имитируется. Все чувствуют его нечестность – и учитель, и ученики. И все старательно изображают участие в викторине.
Зазубренные речи
Но, мне кажется, нормальный классный руководитель просто не сможет войти в свой родной класс, такой живой и пестрый, и с важным видом произнести: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить свое отечество…»
В сценариях, как известно, все тексты расписаны по репликам:
«1-й ведущий. Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Кому не известны сегодня великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино!
2-й ведущий. В этот день мы славим своих воинов-защитников. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивают независимость Родины во все времена».
Но даже если классный руководитель вызубрит свои реплики назубок, то какими, интересно, средствами он добьется от учеников, чтобы те говорили торжественно, сохраняли на лицах многозначительность и ни разу при этом не прокололись? Боюсь, что средства эти не слишком хороши: в качестве чтецов использовать нескольких (одних и тех же) девочек, играя на их синдроме отличниц, а остальной класс заставить сидеть, не шелохнувшись, под страхом дисциплинарного взыскания…
СИМПАТИЧНЫЕ ИДЕИ
И вдруг недавно обнаруживаю, продравшись сквозь «Здравствуйте, дети!» и фальшивые ремарки типа «Мальчики галантно приглашают девочек», что все не так уж и однозначно. Есть, оказывается, и очень симпатичные идеи в сценариях. Только их приходится выковыривать оттуда как изюм из булки. Получается, что сама форма сценария – лжива, искусственна. Но в содержательной части некоторых сценариев порой натыкаешься на неожиданности.
День защитника семьи
Например, мне очень понравилась идея провести на 23 февраля «папин праздник». Если 8 Марта поздравляют мам, то тут отдают должное папам. Ну а «защитник Отечества» здесь понимается прежде всего как «защитник семьи», потому что отечество – от слова «отец».
На вечер приглашаются все папы, какие только могут прийти. И в конкурсах они участвуют на равных с сыновьями. Что-то вроде дня мужской солидарности, передачи традиций от одного поколения к другому. Можно придумать, в чем могли бы объединиться папа с сыном, чтобы потом посоревноваться или чем-то обменяться с другими такими же парами. Но в сценарии, который мне попался, речь шла о соревновании именно между отцом и сыном.
Один из вариантов – конкурс авиаконструкторов. На столе лежат листы бумаги. Папе и сыну нужно сделать по самолетику. Скорость и качество работы одинаково важны. А потом проводятся испытания – запуск бумажных самолетиков. И по дальности полета сразу виден результат.
Хозяйственные подвиги
Еще забавнее, когда папа и сын перемещаются на женскую территорию – в сферу кухни. Предлагался такой конкурс: на столе стоят различные кухонные предметы. И нужно рассказать, для чего каждый из них предназначен. Или, может, лучше записать на бумажке, а потом этими списками обменяться? И чтобы все папы и сыновья перепутались – так, что будет неизвестно, кто на самом деле лучший знаток кухонной утвари.
Тут уже хоть какой-то простор для импровизации открывается. Можно менять и придумывать условия – вместо того чтобы задавать нудные вопросы с предсказуемым ответом.
Другой конкурс был посвящен мясорубке. Предлагалось выяснить ее предназначение, а потом на скорость разобрать и снова собрать. Как вариант – сын разбирает мясорубку, а папа собирает. Или каждый упражняется в этом по очереди или наперегонки.
Еще несколько конкурсов. С помощью обычных терок натереть морковь. После нужно пришить пуговицу. Например, это можно сделать вот таким необычным способом: папа и сын берутся за руки, а свободными руками, действуя совместно, пришивают пуговицу.
Думаю, женщине-учительнице не составит труда придумать и предложить в классе множество всяких заданий или дел, связанных с работой по дому: гвозди позабивать, лампочку прикрутить (хотя бы в плафон настольной лампы). Кроме неожиданностей, подстерегающих при знакомстве с необычным делом, тут и результат непредсказуемый (по крайней мере, у мальчиков; умелые папы наверняка найдутся).
А главная ценность идеи, по-моему, – в реальной пользе. Практические навыки мальчишкам явно пригодятся. Да и мамам – какой подарок к приближающемуся 8 марта! Девочкам на таком вечере скорее всего достанется роль жюри и болельщиков. Но опять же – они могут быть и участницами и помощницами. Все зависит от совместных идей, которые могут родиться прямо на месте.
Морская тематика
Еще одна сценарная идея, которая показалась не такой уж занудной (в отличие от монтажей, «литературных чтений» и викторин) – это вечер в форме морского плаванья. В основе – простая мысль, что воин и защитник – не только марширующий солдат-пехотинец, но и моряк. О море известно меньше. И морская тематика тоже немного сдвигает восприятие в сторону непривычного, нового. Почти все задания, предлагаемые в сценарии, связаны с географией и астрономией (поскольку умение ориентироваться по звездам было необходимо морякам в прошлом).
Объединившись в группы, ученики могут рисовать географическую карту (а потом сравнить результаты – в чьей команде получилось точнее), играть в «морской бой», знакомиться с устройством современного корабля или, наоборот, парусника, с названиями разных его частей.
Отдельная история – испытания для коков, которым предстоит и картошку наперегонки чистить, и рассказывать друг другу рецепты морских блюд, и разбираться в сортах рыб (например, рисовать их с закрытыми глазами). Да еще и станцевать знаменитый танец «Яблочко».
Рыцарский турнир
В основном рыцарские турниры сводят к соревнованиям в духе «кто самый-самый» – «самый ловкий» (одним ударом забить гвоздь в чурбан), «самый хозяйственный» (чистить овощи, резать соломкой), «самый мужественный» (в этом конкурсе почему-то предлагается съесть сладкое и горькое одновременно, например, банан и полголовки лука). А в номинации «самый знающий» мальчикам советуют попробовать много разных сортов варенья, чтобы определить, из чего какое сварено (эх, хороша номинация!).
Особенно любопытны задания, в которых вообще нет готовых ответов. И как поступить, каждый решает в меру своего разумения и опыта. Так, в одном из сценариев ученикам предлагалось вытягивать по жребию карточки с неожиданными ситуациями и самостоятельно искать выход из положения. Например: «Не заметив, что скамейка окрашена, вы на нее сели. Ваши действия?», «На контрольной вам надо использовать шпаргалку, но вы никак не можете найти нужную. Что вы предпримете?», «Вы пришли в магазин купить шоколадку. Продавец вам подал ее, а вы вдруг обнаруживаете, что у вас нет денег расплатиться (хотя точно помните, что утром получили деньги на карманные расходы). Как поступить?», «Вы идете по городу, к вам подходят трое и говорят: "Деньги есть?" Ваши действия?», «Вы попали в дом сумасшедших; вы знаете, что абсолютно нормальны, но вам не верят. Докажите!».
Если очистить все эти конкурсы от шелухи вроде выставления баллов, выдачи призов и идеи победного результата, то они могут пройти очень весело. Принести ощущение реального праздника. Да еще и научить детей чему-то новому. И, возможно, не только их, но и классного руководителя удивить – прежде всего возможностью открыть в своих учениках неожиданные качества и таланты.