Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Архив

Проблемы дисциплины

Злополучная дисциплина… Те, кому не поступать в вуз, вдруг начинают мешать процессу обучения тех, кому поступать. А внимание учителя к кому-то одному оборачивается потерей контроля над остальными. Что делать? Призывать к сознательности? Припугнуть двойкой или родителями?..
Каждый учитель, конечно, как-то решает проблему рухнувшей дисциплины, и вежливая тишина худо-бедно воцаряется на уроке. И – тишь да гладь. До следующего раза.
Кому прискучило входить в одну и ту же мутную реку и портить нервы, мы предлагаем заняться созданием рабочего настроя. Но не для избранных, а для всего класса в целом. Как? С помощью режиссерской неотложки. Уверены, что в критической ситуации (и не только на уроках, но и на классных часах) наша неотложка окажет (подскажет) вам и вашим ученикам первую помощь.
Тогда, глядишь, число серьезно интересующихся происходящим в классе увеличится, а число выпадающих из работы шалтай-болтаев сократится. И необходимость контролировать всех и вся окажется мнимой.

«Стращать – стыдно и неинтересно»

Отрывки из учительских писем

Моей маме, всю жизнь проработавшей в старших классах, всучили четвертый класс. Что за люди эти четвероклашки? Как с ними? Какой тон взять? Боязно, конечно...
И вот она идет к ним на первый урок и в коридоре встречает почитаемого администрацией опытного педагога. Та, искренне пожалев коллегу (видно, поступь у мамы была не очень решительная), покровительственно берет ее под локоть и подводит к роковому рубежу – дверям четвертого класса.
– Сейчас я тебя научу. А то ведь они тебе на шею сядут. Подходишь к двери, останавливаешься, сжимаешь кулаки (шея у опытного педагога вытягивается, глаза стекленеют), дышишь ровно и повторяешь про себя: «Как же я их ненавижу! Как же я их ненавижу!» И потом входишь в класс. Они и пикнуть не посмеют.
При этом, как говорит мама, учительница эта была «неплохой теткой» – хохотушка, нежадная, незлобивая. Что же, какая такая нужда, какая борьба не на жизнь, а насмерть превратила эту женщину чуть ли не в страшилище?
Вспоминается литераторша из фильма «Доживем до понедельника»: «И снова в бой, покой нам только снится…».
Эти ветераны педагогического труда – на самом деле инвалиды педагогического труда. Вращать глазами, шантажировать двойкой, родителями, исключением – это ж все от бессилия, от восьми уроков в день, от тридцати человек в классе, от страха перед неуправляемой стихией…
Плюс школьная казенщина. Она ведь тоже не от хорошей жизни. Попробуй-ка десять раз в день произнести вроде бы один и тот же текст. Бывает и иначе, как, наверное, в любой профессии: можно вроде бы одно и то же – а делать по-разному, неформально, всякий раз входя в новую ситуацию. Для учителя эта новая ситуация – даже не каждый день или урок, а каждый конкретный ребенок. Если не защищаться, крыша поедет. Так что школьная казенщина и хамство – это во многом среда выживания учителя на потоке.
И все же во все времена в любом деле были и есть люди, которые просто не умеют стращать – они так устроены. Или же не хотят стращать – им это стыдно или неинтересно.
Так как же все-таки быть? Как добиться этой дурацкой дисциплины? Если не окриком, то чем? Как иначе-то? Вот в чем главный вопрос.

Мария Кротова,
учительница начальных
классов, г. Екатеринбург

В последние годы много пишут о том, что учителя уходят из школы из-за малой зарплаты. Конечно, это так. Но мне кажется, основная причина ухода не в этом. Раньше, что ли, не уходили?
Подлинная причина – не сумели справиться с дисциплиной. И никто им вовремя не помог. Недавно слушала выступление по радио директора одной из школ. Так он рассказал, что многие учителя аж до пенсии мучаются с дисциплиной.
Мои проблемы – с младшим и средним подростковым возрастом. Казалось бы, я нашла какие-то подходы, умею увлечь учеников общением. Подростки тянутся друг к другу, сами стремятся к общению. Значит, наши интересы совпали? Увы... Эти умные, любознательные, доброжелательные дети, очень отзывчивые и внимательные, становятся неуправляемыми на уроке.
Я иногда теряюсь. Шум в классе либо клонит меня ко сну, либо вызывает раздражение. Но ребята моей реакции не замечают. Значит, я не смогла поставить свой голос, если дети меня не слышат.
Говорят, я нестрогая. Да, это так. Я ни приказывать, ни заставлять, ни требовать – то, что связано с жестокостью, с насилием, – не умею, не научилась. Я умею только просить. Есть ученики, которые не работают ни поодиночке, ни в парах. С урока выгонишь – найдутся другие такие. А ребята неплохие, но со временем могут стать трудными. Им нужна помощь, потому что мешают не только мне. Может быть, мне больше, потому что встречаюсь я с ними семь раз в неделю. Чем им помочь? В какой форме? Я не знаю...

Елизавета Дидяева,
учительница истории,
с. Мукши, Удмуртия

На задних рядах класса во время уроков (моих, во всяком случае) всегда образуется нечто вроде галерки. Это источник постоянного напряжения для меня. Чуть зазеваешься – уже не слушают, болтают, шумят. Прикрикнешь – смолкают, но ненадолго. А в лучшем случае начинают под партой заниматься посторонними делами – мешать не мешают, но ведь им-то тоже сдавать историю! А я должна их научить!
Жалко тратить драгоценное время урока на борьбу с галеркой. Запугивание и крик использовать не хочу. Увещевания иногда помогают, но ненадолго.
Что делать? Помогите советом.

Светлана Барсукова,
учительница истории,
г. Вологда

TopList