Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №25/2007

Разное

Сергей Степанов ,
психолог

Оказывается...

Есть особая тревожность – «математическая»

Среди учителей бытует убеждение, что дети, плохо справляющиеся с математическими задачами, просто не обладают математическими способностями, вследствие чего низкая успеваемость по математике для них вполне естественна. Этим же принято объяснять тот очевидный факт, что такие дети сильно волнуются перед контрольными работами по математике.
Похоже, однако, что между двумя этими факторами существует взаимная зависимость, причем не исключено, что именно тревожность выступает первичным фактором, препятствующим успешному решению. Дети, которые на ранних этапах обучения столкнулись с неудачами при решении простейших задач, проникаются убеждением в своей неспособности к математике – убеждением, которое к тому же активно подкрепляется учителем. Столкновение ребенка с новой задачей приводит его в состояние сильного стресса, а это блокирует механизмы оперативной памяти, необходимые для успешного решения. Таким образом, возникает замкнутый круг негативного подкрепления.
Эта гипотеза нашла подтверждение в экспериментах, проведенных американскими психологами из Университета Огайо. Исследования М.Эшкрафта и Э.Кирк, в которых участвовали 60 старшеклассников обоего пола, продемонстрировали, что у некоторых школьников проявляется особый вид тревожности, которая возникает в специфической ситуации решения математических задач и практически не связана с общей тревожностью, измеряемой традиционными опросниками. Эшкрафт и Кирк предлагают даже выделять «математическую» тревожность в качестве особого, самостоятельного явления.
Ими также установлено, что возникающее в стрессовой ситуации возбуждение препятствует удержанию в оперативной памяти чисел, оперирование которыми составляет важный компонент решения задачи. Данные этих опытов заставляют пересмотреть представление о математических способностях и диктуют необходимость выработки психологических приемов снижения этого вида тревожности.

Продолжительность жизни чудаков выше средней

Английский психолог Дэвид Уикс познакомился примерно с тысячей своих соотечественников, эксцентричное поведение которых вызывает удивление и насмешки окружающих. Среди этой тысячи такие оригиналы, как, например, поклонники Робина Гуда, постоянно носящие с собой лук и стрелы. Или человек, устроивший у себя в полу люк наподобие театрального: если какой-нибудь гость чересчур засидится, нажатием кнопки можно отправить его в подвал либо самому туда скрыться. Есть в «коллекции» и любитель лягушек, всегда имеющий в кармане двух-трех земноводных.
Уикс подчеркивает, что среди чудаков много изобретателей, и одна компьютерная фирма уже заинтересовалась некоторыми идеями «раскопанных» психологом изобретателей-одиночек. Хотя эти оригиналы могут показаться сумасшедшими, на самом деле из подробно обследованных 150 чудаков лишь один оказался психически ненормальным.
Люди со странными увлечениями, возможно, на самом деле здоровее среднего англичанина. Во всяком случае, продолжительность жизни чудаков выше средней. «Это счастливые, творческие натуры, до глубокой старости сохраняющие способность удивляться и чувство юмора. Они почти не подвержены стрессу», – утверждал психолог.

TopList