Архив
Секспросвет в школе: за и против
Большинство сегодняшних школьных учителей выросли при социализме, когда, как известно, «секса не было», а все сколько-нибудь открытые его проявления карались сурово и осуждались публично – на педсоветах, комсомольских и партсобраниях. Теперь же им приходится учить детей, взрослеющих в эпоху, когда курение, наркотики и ранний секс чуть ли не официально признаны чертами молодежной субкультуры. Каждый учитель так или иначе сталкивается с этой субкультурой ежедневно. Что делать? Как реагировать?
В этом разделе, который только лишь приоткрывает тему, мы решили дать две крайние точки зрения. Но готовых рецептов в деле воспитания не бывает. И клас-сному руководителю приходится между множеством опасностей и взаимоисключающих мнений каждый раз выискивать свою, индивидуальную линию поведения. И никогда до конца не знать: а правильно ли?
В одном из зимних номеров 2008 года мы продолжим тему рассказами учителей о конкретных ситуациях и найденных решениях.
Александра Палехова ,
учительница литературы, классный руководитель с бо
учительница литературы, классный руководитель с бо
«Забей на траблы!
Стиль жизни нового поколения по версии молодежных глянцевых журналов
Эта статья была написана больше года назад, но как-то залежалась. Потом я узнала, что упомянутые в ней журналы «COOL» и «COOLGIRL» приказали долго жить, и подумала: а может, эта тема перестала быть актуальной? Но не так давно попал мне в руки журнал «BRAVO», и я поняла, что тема эта останется актуальной еще надолго.
Не парься, пусть тебе все будет фиолетово. Пусть тебя не кумарит ничто, кроме удовольствий, которые можно купить за деньги, легко и сравнительно недорого. У родаков проблемы на работе? Бабке не на что купить лекарство? У подруги брат-наркоман держит в страхе всю семью? Терроризм, национализм, антиглобализм, войны, конфликты, экономика и политика... Забей на траблы! Как девиз из твоего телевизора несется:
А страданья, переживанья –
это лишний стресс,
И если что-то есть по делу,
то пришли СМС.
Вы думаете, это перевод с иностранного? Все прилавки и полки завалены яркими глянцевыми журналами, говорящими именно на таком языке. Суммарный тираж только трех самых популярных – более полумиллиона экземпляров. Среди молодежных журналов есть и качественные: «Ровесник» и «Студенческий меридиан». Только они выходят раз в месяц, и попробуйте их найти в ближайшей палатке или супермаркете. А эти сами нахально лезут в глаза – яркие, дешевые, еженедельные. И невдомек «крутому челу», легко поверившему, что на страницах – действительно стиль жизни нового поколения, что дешевизна журналов окупается за счет рекламы на товары, которых все больше и больше требует этот «стиль»...
Наряду с телеканалами МТV, Муз-ТВ, СТС, а также некоторыми специфическими сайтами и чатами в Интернете именно глянцевые еженедельники утоляют информационный голод наших детей и во многом способствуют формированию их миропонимания и осознания себя в этом мире.
Образ читателя
Он кое-что слышал о той музыке, которую в простоте душевной называет красивым словом «психоделика», считает, что попса – отстой. Он неустанно борется за свое право сидеть в классе в сползающих к земле джинсах и майке с изображением своих любимцев. Если не уследит учитель, у него в ухе окажется наушник, и звуки, попадающие оттуда в голову, окрашенную с фантазией, достойной лучшего применения, порадуют его гораздо сильнее, чем те, что раздаются у доски.
Иногда монотонное течение урока прерывается тщательно подобранной мелодией из мобильника, и на мерцающем экране высветится долгожданная эсэмэска, которую прочтет и изучит полкласса. У него дома вся стенка над кроватью увешана постерами – разворотами из глянцевых еженедельников (глосси). Они расскажут ему, как одеться, что слушать, что смотреть, как дружить, любить и думать... Как классно провести время, «когда родаков нет дома». Там свою борьбу с ними он под руководством опытных психологов понемножку выигрывает.
Как бы семья и школа ни пытались внедрить в головы подростков «правильные» мысли и представления, 12–20 лет – это такой возраст, когда прежние авторитеты частично или полностью утрачивают свое значение. И детки начинают искать ответы на вечные вопросы в компании сверстников, в молодежных журналах и других, самостоятельно найденных источниках знаний.
Я далека от мысли, что все это происходит под влиянием только глянцевых журналов, но и они играют свою немаловажную роль. Подросткам нравится подолгу их разглядывать, поскольку в них относительно мало текста – процентов 60 журнальной площади, а то и больше занимают яркие иллюстрации и реклама. Так что же находят они для ума и сердца под яркими обложками?
Заглянем…
Прежде всего подросток черпает из глянца массу информации о своих кумирах. И сколько бы взрослые ни твердили, что сотворение кумиров – это очень выгодный бизнес, детки все равно всеми правдами и неправдами добудут деньги на диск и майку с изображением своего идола. Для подростков все это очень серьезно.
Глянцевые журналы – продукт, который должен прежде всего понравиться потенциальному покупателю. Поэтому в молодежных глосси вы не найдете материалов на такие темы, как события в Чечне или Ираке. Зато в каждом номере можно прочесть подробности крутого времяпрепровождения любимой рок-группы.
На первый взгляд молодежные журналы не слишком отличаются друг от друга. Это ошибка. Даже страны, продвигающие на наш рынок печатных изданий свой продукт, – разные. Так, например, «СООL» – детище издательского дома «БУРДА». Совсем другое дело – «BRAVO». Этот германский журнал уже более 50 лет пользуется огромным спросом в различных европейских странах. Журнал «МОЛОТОК» – уже наш, российский. Но если судить по обложкам, не обращая внимания на названия, вряд ли вы сможете отличить один от другого. Да и развернув, с трудом обнаружите принципиальные отличия: то-се про кино, кто на ком женился и наоборот (в смысле развелся), кроссворд или что-нибудь еще в том же духе, анекдоты, советы по поведению в различных ситуациях и здоровому образу жизни, мода, кулинария, фотороман или комикс, гороскоп... Но для сравнения остановимся на каком-нибудь одном еженедельнике. Скажем, «СООL».
«Мазовая идея!»
На внешней обложке – фотография очередного кумира с одной стороны и реклама на всю страницу – с другой. Под обложкой с одной стороны – разнообразные сведения о жизни звезд, с другой – анонсы, сканворд, переименованный в грузоворд, и гороскоп.
Гороскоп, впрочем, требует отдельного внимания. Программа на неделю, задаваемая крутыми звездочетами, такова: «Во вторник потусуйся с друзьями, а в пятницу подготовься к пикнику за городом. Любовь тоже захвати» – это Раку. «Дома у тебя небольшая напряженка, но ты не расстраивайся. Оставь все как есть, и буря уляжется» – это Льву. А вот и Козерогу: «Не прет Аврил Лавинь? Телек достал своим монотонным бубнением? У тебя депрессия. Пора позвать друзей и хорошенько развлечься. Только не увлекайся, а то предки превратят твое мягкое место в отличный бифштекс. В субботу задумайся о любви».
Все акценты уже расставлены: если надоели одни развлечения, поменяй их на другие, но не без некоторой оглядки на страшных предков, конечно. Такая вот психотерапия: чем бы дитя ни тешилось... Но даже здесь редакция журнала четко обозначает: если во взаимопонимании между родителями и детьми растет пропасть, то сама редакция – во всем на стороне детей.
В каждом номере «СООL» есть и модный раздел, например, посвященный «шмоткам универсальных солдат» – одежде в стиле «милитари». В другом номере даются советы покруче: «Очень мазовая идея! Девушки, возьмите себе на примету: бровь где-то в середине выщипываешь пинцетом, берешь любую яркую (можно даже флюоресцентную) краску и аккуратно подкрашиваешь это место. Выглядит супер». «Все почему-то стремятся, чтобы сережки в одном ухе были приблизительно идентичны. А вот посмотрите-ка на этого чела, он не заморачивается, и все у него клево».
К тексту прилагается фотоснимок уха этого самого «чела», пробитого в десятке мест скрепками, английскими булавками, рыболовными крючками и т.д. Остается только молиться, чтобы его последователь вспомнил о правилах гигиены и хотя бы протер модные аксессуары чем-нибудь дезинфицирующим.
Квинтэссенция
Дипломированные психологи отвечают на самые сокровенные и интимные вопросы подростков. Советуют, как вести себя с друзьями, родителями, в школе или институте, если возникла конфликтная ситуация. Об этом сообщает и реклама журнала.
На деле же фраза типа «он не заморачивается, и все у него клево» является припевом и своеобразной квинтэссенцией философии, внедряемой подобными изданиями в мозги читателя: не заморачивайся, не парься, забей на траблы, и все у тебя будет клево. Адресная строка в Интернете на сайте журнала «МОЛОТОК» так и выглядит: zabey.ru. Именно такое мировоззрение настойчиво предлагается нашим не столько кул, сколько скул-герлам и боям.
По этому же закону живут и герои фоторомана, публикуемого в каждом номере. Фотороман – своеобразный журнальный заменитель художественной литературы, – трагедия на уровне «убей мою подругу, она моего парня увела». Подруга, пристыженная обмороком героини, парня возвращает. Последнее фото – постельная сцена: мигом выздоровевшая героиня с вернувшимся парнем, правда, слегка прикрытые одеялом, из уст заглянувшей в дверь врачихи вылетает облачко: «Я зайду позже».
Что может быть здоровее хорошего секса? Для глосси это вопрос скорее риторический: просто, ясно и клево одновременно. Поэтому секс – одна из ведущих тем подобных изданий: без голых и слегка прикрытых пупсов они не обходятся.
Обратная связь
В каждом номере важную роль играет обратная связь с читателем. Рубрика «Скорая помощь» работает под девизом: «У тебя трабл? СООL собрал специалистов, готовых помочь!» О чем идет речь? Да о различных проблемах, которые волнуют подростков. Почему траблы? Ну, проблема – это серьезно. Надо думать, принимать какие-то решения. Это так скучно. А траблы, они же заморочки, не требуют долгих раздумий, спроси у специалистов – они ответят. Легко.
Вот только заголовки: «Как пережить ее месячные», «Она что, фригидная?», «Хочешь любви – стирай носки», «Он удовлетворял себя сам», «Я переспала со своей сестрой»...
Застукали родители, причем ее? Цитата: «Ну ты, Юрец, попал в конкретный переплет. Но, в общем, ты поступил правильно. В конце концов, это же ее родаки – вот пусть она сама с ними и разбирается. Главное – не надо нервничать и дергаться (по возможности), но и хамить точно не стоит» (спасибо и на этом).
Нередко можно прочесть что-нибудь в духе: «Мне уже 13 лет, и вот уже полгода мы с моим парнем занимаемся оральным сексом. Я хочу перейти к нормальному, а мой парень говорит, что еще рано». Конечно, если ни к родакам, ни к преподам, ни к докторам с таким вопросом не пойдешь, хорошо хоть в журнале ответят, что пока все же не стоит. В этом смысле он какую-никакую просветительскую функцию, надо отдать ему должное, выполняет. И перевыполняет.
Так, в «ВRAVO» большой специалист по траблам «откровенная тетя Джина» просвещает 14-летнего подростка, прочитавшего в «Неотложке» (соответствующая рубрика) непонятные слова «короткая уздечка» и «оральный секс», попутно объясняя, что такое минет и куннилинг. А заодно и как, что (пенис, яички) и чем (языком и губами), очевидно, для того, чтобы проверяющий теорию практикой ничего не перепутал. Она же и на том же развороте успокаивает 16-летнюю девушку: «Да, все мальчики мастурбируют. Иногда лет до 60 (но это уже патология). Почему? Потому что им физически необходима разрядка».
Специалисты советуют
А вот очередное письмо под заголовком «Я согласилась в первый день»: «Я сейчас свободная девушка, а секса не было два(!!!) месяца. А тут познакомилась с парнем в чате, потом встретилась с ним. У нас возникла взаимная симпатия, и в первый же вечер я с ним переспала. Настолько ЖЕНЩИНОЙ (в цитатах сохраняю особенности стиля и орфографии. – Прим. авт.) я не чувствовала себя никогда! Я летала на крыльях счастья (не путать с любовью). А подруга назвала меня б...! Она считает, что ложиться в постель нужно только с человеком, которого любишь. Меня больше всего кумарят мои отношения с подругой, я ведь так ее люблю».
«Ты должна жить для себя, – отвечает ей специалист по траблам, – делать то, чего сама захочешь. И ни на какие предрассудки не обращай внимания, если это тебя саму не смущает… Ты имеешь право поступать так, как считаешь нужным, и никто – ни твоя подруга, ни кто-либо другой – не должен манипулировать тобой... Но мы не знаем, что она за человек. Может быть, ее папа изменяет маме, и ей обидно, что такие, как ее подруга, соблазняют чужих мужей. А может быть, она испытывает к тебе более нежные чувства, чем дружеские, и ревнует». Зачем понадобилось полностью дискредитировать подругу?
На самом деле специалисты по траблам сильно лукавят, потому что их добрые советы и есть во многом манипуляция незрелыми чувствами и потребностями подростков. И этой возможностью они не собираются ни с кем делиться. Иногда это хорошо, когда пропагандируется гигиена и здоровый образ жизни. Иногда материалы журнала могут помочь снять некоторое психологическое напряжение. Но забота о душевном здоровье все же сводится в основном к советам «не заморачиваться».
«Пипл хавает»
Нынче стало модным выражение: «Пипл хавает, значит, будем делать». В данном конкретном случае пиплу лет 12–16, среди приславших свои адреса для переписки в журнал «МОЛОТОК» есть и 10-летние, и младше. Публикация адресов таких детей – это тоже журнальная политика: чем раньше привлечешь читателя, тем больше времени будет на его оболванивание.
Где-то в журнале есть пометка, что его до 18 лет читать не рекомендуется. Только ее не так просто найти, она, эта пометка, напечатана малюсенькими буковками и запрятана среди выходных данных, и «редакция не несет ответственности...» А в то же время часть материалов вроде вышеописанного фоторомана или «советов тети Джины» вполне тянет на «мягкое порно». Но кто же захочет терять юных покупателей?
А пипл в этом возрасте будет хавать какую угодно гадость в яркой упаковке: хоть чипсы, хоть жвачку, хоть пиво, хоть подобные журналы... Все что угодно, лишь бы чувствовать себя крутым и взрослым. И с экранов, страниц, из приемников до них доносится: ты крут, ты можешь делать все, что пожелаешь, и никто тебе не указ! Носи маечку, слушай музончик, смотри на дивидюшнике, болтай по мобиле, спи с кем хочешь, когда хочешь (только не забудь про презик) и пей – что там сегодня выбрало твое поколение с умелой подачи рекламщиков. Производители маечек, дисков, бутылочек, «сотиков», фенечек и прочей дребедени получат свой навар, и не маленький...
Без комментариев
Использование молодежного сленга в глосси требует отдельного исследования. Но вывод напрашивается сам собой: журналисты используют сленг, чтобы быть как можно ближе к современной молодежи, чтобы привлечь большее количество подростков к своим изданиям.
«Как думаешь, можно ли разрешать предкам читать МОЛОТ? С одной стороны, им, конечно хочетЦЦа знать побольше о твоих внутренностях, так что читать МОЛОТ для пэрентсов – все равно, что следить за тобой, пока ты сидишь в ванной. То есть инфа, взятая ими (родителями) в нем (в МОЛОТЕ), может быть использована против тебя. С другой, читая МОЛОТ, они неожиданно просыпаются и ненадолго прорубают, что были в ноль такими же, как ты сейчас. И вот в этот момент пробуждения предок становится на 120 см ближе к тебе, так что хватай его горячим и требуй: отпустить на ночь к подруге (с другом), сто рублей на вредные привычки, и вообще, не пора ли тебе отвалить на дачу, мама, а?» (Дневник редактора «Молотка»). Требуются комментарии?
Впрочем, разборчивые читатели давно обратили внимание на то, что письма, по словам петербургской школьницы Юли Коротковой, «настолько фантастичны, что задумываешься, может, это сами составители журнала придумывают. Людей, обремененных такими проблемами, я никогда не встречала».
В «Гадких лебедях» братьев Стругацких дети под руководством невесть откуда взявшихся учителей-мокрецов отвергли мир наживы и равнодушия, в котором живут взрослые, и создали новый, прекрасный... Бедным родителям не стало места в этом мире, им пришлось исчезнуть. Действительность намного страшнее. Мир равнодушия и наживы, похоже, наоборот, пытается поглотить детей. А родителям приходится осознавать себя просто одним из траблов, на который скоро «совсем забьют». Да, стоит ли показывать пэрентсам такие журналы? Хорошо, хоть сами они не особенно вникают, занятые заколачиванием бабла (денег).
«Не верю!»
Утешает то, что находится еще достаточно молодых людей, которые способны понять истинную цену таким изданиям. Вот мнение 14-летнего подростка: «Попахивает от него (журнала) дебилизацией общества... Что Кул, что Кул-Герл!!! Сладкая парочка! А помните самую знаменитую историю про парня-девственника, который изнасиловал курицу и теперь не знал: считать себя невинным или нет. Ему посоветовали извиниться перед курицей. Это уже даже не дебилизм, это шизофрения какая-то у редакторов! Чтение этого журнала ведет нас прямиком к возвращению к нашим мохнатым предкам. Редакция показала свою некомпетентность по многим вопросам, зачем же продолжать выпускать это НЕЧТО? Продолжать дебилизировать молодежь...»
Или еще одно высказывание современного подростка: «Я вот не понимаю: почему молодежь считают за дебилов? Неужели создатели журнала и впрямь думают, что современную молодежь не интересует ничего, кроме секса и дешевой попсы? У меня одна знакомая этот журнал читала, я как-то заглянул, и... Бли-ин, какое убожество! Идиотские статьи про попсовых звезд типа Бритни Спирс, какие-то дебильные фотороманы про любовь и не менее дебильные письма малолетних даунок о своих сексуальных комплексах, на которые следуют еще более дебильные ответы псевдопсихологов. Там только и можно прочесть истории якобы от читателей, а на самом деле просто высосанные из пальца сотрудника журнала. Как заметила одна девушка, написано о том, как одеться, намазаться поприличнее и отшивать родаков. Все! Так вот, мне такого не надо. Неужели у нас в России столько дур? НЕ ВЕРЮ!»
Какие можно здесь сделать выводы: запретить, продавать в специально отведенных местах при наличии паспорта, подтверждающего возраст владельца, обязать продавцов предупреждать?..
Смешно? Может быть, все же взрослым попытаться понять, что их серьезные проблемы – траблы по сравнению с тем отчуждением, которое растет между ними и детьми?
И все же наведение моста через пропасть непонимания вполне достижимо при наличии доброй воли и определенных усилий. Например, можно как-нибудь вечером поинтересоваться у детей, что они читают. И попробовать стать «на 120 см ближе».