Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2007

Архив

Арифметика поиска

Школьный праздник

Не за горами декабрь – конец четверти, отягощенный концом полугодия. Но все заботы, с этим связанные, – ничто по сравнению с хлопотами по подготовке школьных елок. Где взять настоящих Дедов Морозов? Где раздобыть костюмы? Что дарить детям? Но самое главное – где взять приличный сценарий?!
Вот и ходят по рукам учителей и родителей чужие сценарии, где якобы все так чудесно, так складно... А читать начнешь – детей жалко становится. Да и самим скучно этим заниматься.
Что может быть вариантом к поискам чужого сценария? Сочинение своего. Но вот в чем штука: как только этот свой сценарий будет опубликован, так он тут же превратится в «чужой», став для кого-то очередным образцом для подражания. Поэтому мы предлагаем вам не сценарии, а рабочие материалы, из которых видно, как эти сценарии рождаются.
Вариантов этого рождения несколько. В одних случаях инициатива исходит от учителей, и они от души стараются, чтобы елка стала настоящим веселым праздником. А в других случаях взрослые лишь помогают ученикам в осуществлении их замыслов.
А по какому пути идете вы? Или у вас уже давно припасен очередной готовый сценарий? Если нет, то не огорчайтесь. Кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования А.П. Ершова уверена, что новогодний праздник можно приготовить за неделю. Главное – внести элементы непредсказуемости, без которых и игра не игра, и праздник не праздник.

«Кто знает, что взбредет в голову этим детям!»

История новогоднего праздника в одной из московских школ с комментариями и режиссерскими идеями

Хлестаков вместо Федоры

Рассказ Сергея Владимировича,
классного руководителя 8-го «Б»

В прошлом году я предложил своему восьмому классу что-нибудь сделать для первоклассников на Новый год.
Сначала они выбрали «Федорино горе». Эту вещь мы полтора года назад ставили в театральной студии, и тогда получилось классно. Ребята сами написали сценарий.
Спектакль начинался с того, что Чуковский сидит и пишет. Потом он уходит, а Федора, его служанка, обнаруживает рукопись. Жуткую совершенно. В ней она названа жабой и так далее. Возникал конфликт, завязывалось действие. И ребята были довольны, и зрители участвовали во всем этом.
А на этот раз, когда мы собрались на репетицию, стало ясно –нам это не по зубам. Все как-то не получалось.
В конце концов я вдруг понял, что на меня и учеников слишком давят воспоминания о прошлом замысле. И я скомандовал им и себе: стоп! Они все с облегчением вздохнули. Меня это даже несколько задело, но я сказал как ни в чем не бывало: ну тогда давайте разбегаться, а позже решим, что и как.
Но один мальчик, недолго думая, вдруг сразу предложил «Ревизора»! У него идея была, а другие ее подхватили, и мигом одну сценку сымпровизировали. Причем Хлестакова играла девчонка. Все смеялись до слез. Здорово сделали!
На следующую репетицию новогоднего спектакля они уже принесли целую рукопись – сценарий, который придумала одна из учениц, Марта. Там у нее все роли были расписаны для одноклассников. Роли тут же, за моей спиной, и раздали… Оказывается, в день показа спектакля у Мартиной мамы день рождения. И они придумали в качестве подарка показать для ее мамы спектакль по Мартиному сценарию.
Получилось несколько сценок из «Ревизора» на трех листах – все как бы не связано, но какая-то логика есть. Им понятно. Марте понятно. Что еще нужно?.. Возраст авантюр!

Волшебная сказка в окружении спецназа

Рассказ Анны Игоревны,
классного руководителя 5-го «А»

На новогодний спектакль мои пятиклассники решили позвать первоклашек. У нас в пятом классе два брата из Чечни учатся. Вот ребята и затеяли вариации на тему чеченских событий. Кошмар, конечно, но что делать – такой сценарий придумали.
Там у них две истории. Первая – про девочку Надю. Она легла перед сном почитать, заснула, и злой волшебник украл у нее книжку. Когда она обнаружила пропажу, пошла ее искать. Первоклассникам там три задания предлагаются. Волшебник школу заколдовал, и, чтобы ее расколдовать, им надо решить примеры. Потом он заколдовал профессии, а они их будут расколдовывать. В конце девочка книжку находит, все довольны, все счастливы.
Вторая история такая. Выходит хор девочек с одним мальчиком во главе. Поздравляют всех с Новым годом и заводят: «В лесу родилась елочка…». И тут врываются наши мальчики с автоматами – изображают спецназ (форму соответствующую они уже принесли)… Но выходит еще один мальчик и говорит: «Что это вы? Я вам новогодние подарки принес от Деда Мороза, а вы…» Все говорят друг другу: тише, тише. А он продолжает:
– Но я вам их не отдам, потому что сначала вы мне должны кое-
что принести. Я вам не могу сказать, что я принес, потому что если я скажу, то это сразу исчезнет. Поэтому мы вам сейчас загадки загадаем.
Загадывают. На первую загадку ответ – вода. А вода в сундуке. Посланник Деда Мороза кого-то выбирает, тот бежит к сундуку и тащит бутылку воды.
На вторую загадку ответ – конверт. Несут конверт. На третью – ключ. Посланник говорит: «Я сейчас проверю, тот ли ключ вы мне принесли». Берет банку, вытаскивает ключ, из пакета высыпает белый порошок и заливает водой. Тут такая бурная реакция – сода с уксусом. «Да, – говорит, – тот», – и вручает новогодние подарки.
После чего класс отправляется наверх пить чай. Приходят – а комната закрыта. Вот тут-то и становится нужным ключ из загадки.
Но когда репетировал спецназ, я думала, что это – в первый и последний раз. Как лихо они ворвались! Я сказала, что если они будут так грубо себя вести, то поменяю их на девочек.
А тут еще мальчик расстроился, который выходил вместе с хором. Кто-то предложил такой хороший ход: чтобы хор девочек выводил на сцену дирижер. Но сам тот парень хочет играть спецназовца! А когда он понял, что ему от роли дирижера не отвертеться, то пустился в дипломатию: «Давайте пусть кто-то еще репетирует дирижера. Если я заболею, надо же, чтобы кто-то меня заменил. А так нас будет двое, да и обидно не так будет...»
Тогда мы придумали поставить на роль сразу двоих, и пусть играют одновременно! Как? А вот как: один другому на плечи сел, и получится составной человек – верзила-дирижер. Им было необидно и нескучно. Роль вышла похлеще, чем у любого спецназовца. Только пришлось особый костюм сшить – длинный балахон.

Из зрительного зала

Реплика Ольги Петровны,
учителя начальной школы

Моим первоклашкам на старших детей было очень интересно смотреть. Они были в восторге от волшебной сказки и спецназа. Но им и на «Ревизора» очень захотелось попасть… Мы сначала к одним на спектакль сходили, а потом побежали к другим. Довольны были страшно, хотя устали. А переходя из класса в класс, чуть не опоздали. Торопились, спотыкались. Но ведь все хотелось посмотреть, ничего не упустить… А третьеклассники им завидовали – они вообще «Ревизора» посмотреть не смогли, в класс не поместились.
И вот я теперь думаю: а нельзя ли сделать так, чтоб Новый год был общим? В этом году мне с моими малышами не хотелось бы делить праздник по классам. Может, моих задействовать в массовках к спектаклям старших? Буду с клас-
сными руководителями советоваться – вдруг их дети что-нибудь придумают.

Праздник может стать общим

Режиссерский комментарий
В.М. Букатова, доктора
педагогических наук

В школе возникла идея объединить разные жанровые действа, предложенные разными классами, в единый праздник. Если собрать всех на единую сценическую площадку, то это не очень хорошо. Актеры не удержат внимание зрителей. Им будет легче, если сделать в зале несколько маленьких площадок в разных углах зала. Как средневековая мистерия.
Каждая площадка – это, скажем, четыре парты: составить их вместе и накрыть чем-нибудь. Чисто мизансценически легче играть на маленькой площадке – нет проблемы, куда руки деть, ноги. Только бы актеры с них не падали!
А зрители могут сидеть вокруг площадок на полу. Когда начинается новое действие, они встают и перемещаются к следующей площадке. Им нужно двигаться, иначе не усидят. Особенно если это младшеклассники.
Спектакли стоит показывать в определенном порядке. Разберем это на примере прошлогодних сценариев и идей, использованных в той школе. Первым стоило бы показать спектакль про девочку Надю. Кстати, учитывая, что главные зрители – первоклашки, хорошо бы делать его со свечами. Раз девочка заснула и действие происходит в ее сне, то и представление идет в полутьме – только при свечах.
Последним лучше всего поставить спектакль про террористов. И раз там представлен спецназ, то хорошо бы ввести в действие второй этаж… Спецназ – наверху. После спецназа – сюрпризы, но опять на первом этаже!
А сценки из Гоголя тоже хорошо бы сделать на втором этаже. Восьмой класс заранее должен приготовить это помещение под «Ревизора». Младшие классы приходят, садятся на пол, смотрят сцены и из этого как бы вполне культурного действа спускаются потом вниз –
в класс, где будет происходить всякое волшебство и мистерия.
Хотя возможен и другой порядок. Если зрители только младшеклассники, даже лучше начать с волшебства. Потом выгоднее давать «Ревизора» и только потом – спецназ.
А со спецназом можно так. Если предлагается идти на второй этаж, то пусть дети и идут – восьмиклашки с первоклашками. А родителям первоклашек сказать, чтоб они в это время для зрителей и участников чай устроили внизу. Родители опять же при деле будут.
Главное – что хотят, то пусть и делают. Когда они придумывают все сами – в этом нет вреда с точки зрения художественной педагогики. Когда по указке взрослого – то это путь к штампам. Поэтому лучше не вмешиваться и помогать, только когда просят. И только в том, о чем просят.
Если за оставшиеся две недели ваш спектакль вдруг рассыплется, то ничего страшного. Они могут подготовиться и за день до праздника, и даже за полтора часа. Но только если сами! Не удивляйтесь, если они того же «Ревизора» за полтора часа до праздника на «Пиковую даму» или «Щелкунчика» поменяют. Кто ж их знает, что им, этим детям, в голову взбредет!

TopList