Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2007

Архив

Не для оваций

Оценка успеваемости

Пресловутая оценка-отметка… Что именно ею оценивать и что отмечать? Каковы критерии, рамки? За что конкретно ставят отметки ваши коллеги-предметники?..
Тройка – она и есть тройка, или у Пети она одна, а у Васи – совсем другая? Может ли оценка быть объективной? Так называемое прилежание влияет на оценку или вы ставите ее по результату?
Не рычаг ли власти – оценка? Завышение или занижение оценки – это относительно чего? Что для вас значит оценка «отлично» – отлично от чего? А «удовлетворительно» – удовлетворяет кого?
Ощущаете ли вы интуитивно, что (или кто) стоит за той или иной оценкой? Что хуже – завысить оценку или занизить? Кому хуже? Это «хуже» для учителя и ученика – одно и то же?
Множество вопросов...
Оценка – штука коварная. Нет, если уметь с этим инструментом обращаться осторожно и с умом, то можно не только не навредить детям, но и помочь им. Если, конечно, оценка будет объединять детей, а не разъединять их.
И потом, если классный руководитель сам будет свободен от шор, от порабощенности оценкой, то тем эффективнее он сможет помочь своим ученикам в их возможных конфликтах с учителями-предметниками.

Лидия Филякина ,
учитель с многолетним стажем

Оценка отметке рознь

Полемические заметки известной московской учительницы

В 1974 году Министерство образования запретило ставить отметки в первом полугодии первого класса. На мой взгляд, очень мудрое решение.
Дети приходят в школу из разных семей. Один жил свои семь лет в благополучной полной семье. За ребенком следили и заботились все члены семьи. Он мог посещать разные кружки: художественные, музыкальные, спортивные. Свободная от работы бабушка читала внуку или внучке интересные книжки, а то и вовсе научила читать. Другой был в саду. Там он тоже получил определенные знания.
А третий был брошен на произвол судьбы. Ему не покупали книг. К семи годам он не знал ни одного стихотворения. Если теперь же, с самого начала, я буду ставить им отметки, то это несправедливо.

Флажки и рожицы

Ретивые же учителя решением министерства были сильно расстроены. «Как же тогда мы заставим их учиться?» – стонали они. И тут же изобрели вместо отметок звездочки, флажки и рожицы. Некоторые флажки расцвечивались красным и черным цветом. Другие учителя наклеивали звездочки, чтобы родители могли смекнуть, какая у ребенка отметка – тройка, четверка или пятерка.
Ну и что? Вы думаете, что семилетний ребенок не станет нервничать, оттого что у соседа есть звездочки, а у него нет? Естественно, станет. Если у него сразу что-то не получилось, то его переживания улучшений в учебе ему не принесут.
Рожицы – те же отметки. Но они хотя бы не указывают цифровой результат, а только выражают отношение учителя к данной работе: доволен он ею или недоволен.
Почему же учителя так держатся за отметку? Да потому, что им надо заставить ученика. И нет в душе мысли, что не обязательно заставлять, что ученик сам хочет узнавать новое и интересное.

Плеть или оценка труда?

Не секрет, что отметкой нередко пользуются как плетью. Отвлекся на уроке – «2». Не сделал задание – «2». Не подготовился к уроку – «2». Впрочем, не очень понятно, почему и за что двойка, а не кол? Неясно, что именно отмечается баллами.
Хотя в министерских предписаниях по поводу выставления отметок за контрольные работы были четкие указания: 1–2 ошибки – четверка; 3–5 ошибок – тройка; 6–7 ошибок – двойка; более семи – единица.
Обратите внимание на то, что в инструкции выставляемые отметки не зависят от человека (ни от учителя, ни от ученика). А в классе? Все учительские отметки субъективны. Одному мы ставим «три», другому за тот же ответ или работу – «четыре». Это право учителя, который понимает вклад ученика в представленный отчет-ответ.
По существу, мы не отметку ставим, а оцениваем труд (а точнее, вклад) ребенка. И думаю, что мы правильно поступаем.

Как это – без ошибок?

Мне никогда не было понятно, зачем многие учителя в начальной школе требуют от ученика безошибочной домашней работы. Как же можно учиться без ошибок? Не ошибается только тот, кто уже все знает. А если знает, то зачем этому учиться?!
Тому, кто осваивает себя в предмете, нужна наша помощь. И, конечно, ребенку надо дать верное направление в дальнейшем продвижении. Откуда же мы узнаем, что для данного ребенка правильно? Да из его ошибок!
Вначале, когда ребенок делает первые шаги, его нельзя стегать, а то руки у него опустятся. Вспомним, как шагает малыш. Ручки у него выставлены, чтобы ощупывать. А уж падать – так на них. Наш ученик тоже все ощупывает, пробует!
Есть удивительная школа в Москве – «Школа самоопределения». В этой школе отметки не ставят чуть ли не до седьмого класса. По-моему, это очень разумно.

Рука поддерживающая, а не карающая

Очень важно оценивать результат работы детей в словесных формулировках: «Молодчина!», «Умница!», «Вот это да!» и т.п. И не только эти слова произносить, но и выписывать их ручкой на тетрадных полях. Эмоциональный настрой подскажет учителю, какие слова написать.
Здесь можно отмечать не только удовлетворенность работой, но и неудовольствие: «Как же это ты, а?!» Или: «Поищи в этой строчке неверное решение (или ошибку)». Это уже совет. Советами мы будем помогать дальнейшей учебе или возврату ребенка назад, к забытому, к тому, что прошло мимо него.
Я понимаю, некоторые учителя могут возразить: это сколько же времени займет такая проверка тетрадей?! Немалое. Но зато в ней будет видно ваше неравнодушие, поддерживающее и ободряющее ребенка.

«А если он не хочет?»

Считаю, что соревновательные баллы хороши для подростка. Он уже врос в школьную среду, уже умеет оценивать себя среди других. И в это время отметки не так страшны. Если в начальной школе человек научен видеть ошибки и умеет их исправлять, то во втором десятилетии жизни он сможет разумно отнестись к отметкам.
Так и слышу: «А если он не хочет?!» Или еще хлеще: «Но он же ничего не может!» (Дурак, стало быть?) Но мы же не в армии с ее девизом: «Не хочешь – заставим! Не можешь – научим!» Хотя от второй части девиза я бы не открещивалась, а подумала бы, как к ней присоединиться. Помня при этом, что учить и оценивать ребенка надо по его возможностям.
Главное в труде учителя – сохранить у ребенка желание учиться. Хорошо бы так выстраивать урок и материал обучения, чтобы им, нашим ученикам, хотелось встречаться в классе и друг с другом, и с нами, чтобы трудиться вместе.

TopList