Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2007

Разное

Оказывается

Интересное совпадение

Редко бывает, чтобы поколения отцов и детей разделяли общие музыкальные вкусы. Гораздо чаще старшие сетуют, что молодежь предпочитает примитивные пошлые шлягеры, несравнимые с мелодичными, трогательными песнями прежних лет. А существует ли какая-то закономерность, которой подчиняется музыкальный выбор того или иного поколения? Это попытался выяснить канадский психолог Терри Петтиджон.
Проанализировав содержание и тональность песен, возглавлявших рейтинги популярности на протяжении последних 50 лет, он сопоставил результаты с данными экономической и общественно-политической ситуации. И обнаружил интересное совпадение: в периоды экономического подъема и общественной эйфории наибольший успех имеют ритмичные мажорные песни с легковесным, почти бессодержательным текстом. Экономические же проблемы и политическая напряженность повышают популярность песен с серьезными текстами, исполняемых с эмоциональным надрывом, со слезой в голосе.
В атмосфере сгустившихся проблем люди более склонны прислушиваться к задумчивым песням бардов, чем отплясывать под прихлопывания диск-жокеев. Эту закономерность Петтиджон иллюстрирует яркими примерами — от надрывных песен протеста времен вьетнамской войны до бесшабашной «Маккарены» эпохи экономического подъема.
Подмеченные канадским психологом параллели очень наглядны, и с ним трудно не согласиться. Тут, правда, возникает вопрос: отчего у нынешней российской молодежи в таком почете легковесная попса, сильно потеснившая в последние годы ершистых рокеров и задумчивых бардов? Неужели наше общество находится на подъеме, а мы, старшие, этого не заметили? Или молодежь погрузилась в безответственную эйфорию, игнорируя реальные общественные проблемы? Эти вопросы еще ждут ответов, в поисках которых нам вряд ли поможет проницательный канадец, — придется самим!

Сергей СТЕПАНОВ

TopList