Архив
О национальной идее, или Три ориентира в образовании
* ой, знаю!
Вадим ФЕДОРОВ, кандидат биологических наук
Фрагменты статьи (полный текст был опубликован в № 6, 2007)
Лозунг большевиков в 1917 году был такой: «Превратить империалистическую войну в гражданскую». Удалось. Уже сто лет идет. Вспомним, что сделала война, затеянная российской властью в 1995 году. Привела к уничтожению русского населения на Северном Кавказе и оживила идею исламского джихада среди людей, чьи отцы были ссыльными в Центральной Азии. Но при этом у нас как бы нет войны, а есть проблема национальной идеи. Причем национальную идею ищут где угодно.
А национальная идея вот она, лежит, казалось бы, на поверхности:
в искалеченном ландшафте и при отсутствии совестливой памяти не может быть здорового социума.
Другими словами, национальная идея состоит из трех компонентов:
1. Чистые, полноводные реки.
2. Присмотренные дети.
3. Совестливая память.
И при этом, заметьте, русская национальная идея в таком виде не давит на чукотскую или чеченскую.
И что еще интересно. Каждый компонент триады легко разворачивается в систему необходимых к выполнению требований. Полноводных рек не бывает при сбросе химической и радиоактивной гадости и истреблении водоохранных лесов.
Ухоженные дети – это маркер здорового состояния социума и необходимое условие этого здоровья.
А первое и второе невозможны без совестливой памяти. Ведь если сейчас некоторые говорят, что никаких репрессий и украинского голода не было, то не надо удивляться равнодушию к последствиям Чернобыля и Чеченской войны. Вот эти три практических ориентира и должны бы направлять образование.
То, что в этом мире происходит, определяется двумя знакомыми, но, к сожалению, затасканными словами – экономика и экология. У этих слов есть хорошие русские эквиваленты. Эко-номика – это на самом деле «домоведе´ние», то есть веде´ние дома, домоводство. А эко-логия – это «домове´дение», то есть изучение дома, того места, где мы живем. А дом давно вышел за стены прибранной квартиры с евроремонтом, расширился за пределы развороченной новостройкой территории поселка или города и включил обширную площадь с акваториями между Чернобылем, уральским Кыштымом и новоземельским ядерным полигоном.
Вот бы тут кстати оказалась национальная идея благоустроения дома – «рекультивация Чернобыля», или, что то же самое, «сбережение народа», о котором Шувалов хлопотал перед Елизаветой Петровной, а Солженицын пытался заинтересовать телезрителей.
На выходе из школы человек должен иметь целостную картину дома, в котором он живет. И, соответственно, создавать картину своего поведения в нем. Эта картина должна формироваться, во-первых, из объективно наблюдаемых устройств этого дома, а во-вторых, из представлений о том, чего мы в данный момент не видим. Ну, например, мы не видим, как наш дом за горизонтом устроен или куда проваливается недавно положенный асфальт.
космические полеты позволяют человеку увидеть целиком свой дом – Землю. Человек увидел. И сразу появилась такая зрительная картинка: Земля – это космический корабль с ограниченными ресурсами. И как только мы выходим на эту картинку, то вот тогда и домове´дение (экология), и домоведе´ние (экономика) сочетаются в нашей голове.
Ну а кроме того, в обеих реальностях, видимой и невидимой, есть то, что их соединяет, выход наверх и одновременно в глубь собственной души. Этот вертикальный ряд присутствует в психике человека и предполагает Творца, который к тебе небезразличен и с которым можно вести диалог.
О существовании равноценных описаний происходящего вокруг детям надо как минимум говорить, и чем раньше, тем лучше. Ну а в идеале – обживать эти модели. Где и как? Школа, увы, консервативна, загружена социальным заказом и прочими обстоятельствами. У государства пока другие проблемы – сиюминутные, неотложные, к «сбережению народа» не относящиеся.
Но ведь неравнодушных учителей много, большинство...