Архив
Маяки во времени
* введение в тему
Татьяна АЛЕКСЕЕВА, кандидат филологических наук
Вместо предисловия от редакции
Классный руководитель то и дело оказывается вовлечен в непростые дискуссии и споры с учениками. И далеко не всегда по своей воле. Хорошо предметнику: четкие рамки материала помогают ему держаться на плаву в общении с учениками. А классный руководитель то вынужден проводить обязательное мероприятие на тему патриотизма, то обсуждает на классном часе значение моральных ценностей (под насмешливые взгляды учеников). И тут уж хочешь не хочешь, а подыскивай аргументы и доводы, преодолевая собственные сомнения в способности этих оболтусов увлечься «высокими материями».
Бывает, что и сами ученики ошарашивают учителя вопросами и оценками. Одни пытаются выяснить, так ли была прекрасна жизнь при советской власти, как описывают родители. Другие – тоже со слов семьи – уверяют, что Сталин был хороший и боролся за чистоту коммунистической идеи. А третьи доказывают, что ни идей, ни ценностей не существует вовсе. Главное – хорошо устроиться, найти высокооплачиваемую работу и ни от кого не зависеть. «В наши дни все решают деньги», – декларируют подкованные СМИ старшеклассники. И когда после всего этого педагог старается на классном часе доказать необходимость милосердия или силу нравственных ценностей, он порой чувствует себя совершенно беспомощным.
Возможно, учителю стало бы легче, пойми он, что его ситуация – из разряда вечных и повторяется из эпохи в эпоху. Скорое забвение прошлого, обесценивание того, во что верило поколение родителей, утрата вдохновляющих идей и ориентиров – все это не зависит напрямую от содержания эпохи. И в XIX веке писатели, мыслители, философы, педагоги так же сокрушались, что слабеет вера, и с тревогой вглядывались в лица своих юных современников.
Но и тогда, и двадцать пять лет назад, и теперь внутренние ценности пробиваются, как трава сквозь трещинки в асфальте. И вдруг оказывается, что никакая путаница в головах не способна до конца затмить то, что людям подсказывает сердце, – доверие, ответственность, сочувствие, ощущение связи совершенно разрозненных поколений.
Эта мерцающая ниточка традиции подсказывает, что искать опору важно сразу во всех направлениях – не только в надежде на будущее, но и в опыте и уроках прошлого. Само сознание невидимой преемственности может оказаться для учителя поддерживающим ориентиром – как ниточка волшебного клубка из сказки.