Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Уроки самоопределения

* попробовать, что ли?

Профориентационные занятия в 5–9 классах

ПЕРВЫЙ УРОК
В 5 КЛАССЕ:
КТО Я? КАКОЙ Я?
ОБРАЗ «Я» И 
САМООЦЕНКА

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет,
все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Цели и задачи урока: установление контакта с учениками; создание в классе атмосферы тепла и доверия; информирование учеников о новом курсе (его возможностях и особенностях); принятие правил поведения на уроках; развитие потребности в самопознании; начальное знакомство с понятием «самооценка».
Материалы для урока: к упражнению «Знаете ли вы себя?» желательны бланки; второе упражнение лучше выполнять на их оборотной стороне. После урока подписанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.

Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. На фронтоне древнегреческого храма было написано «Познай себя сам».
• Как вы понимаете эти слова?

На каждом уроке вы будете открывать в себе что‑то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, то есть закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.
Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

Упражнение
«Знаете ли вы себя?»

См. табл. 1
Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т. д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учеников.

Упражнение «Кто я?»

В течение пяти минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности.
Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.
Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить детям следующую концовку этого упражнения. Вы собираете листочки и зачитываете ответы. Ребята должны угадать автора. Этот вариант позволит ученикам соотнести свою оценку с оценкой других, что очень полезно для формирования реалистичного самовосприятия.
Когда через год ребята выполнят похожие задания, и у них, и у вас появится возможность увидеть, какие изменения произошли в самосознании школьника.

Вопросы по теме урока

• Что такое «конфиденциальность?»
• Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?
• Как называется способность оценивать себя?

ПЕРВЫЙ УРОК
В 6 КЛАССЕ:
КАКОЙ Я?
САМООЦЕНКА И 
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Я красивый, я сильный,
я мудрый, я добрый.
И все это открыл я.
Станислав Ежи Лец
Цели урока: создание в классе атмосферы тепла и доверия; информирование учеников о возможностях и особенностях нового курса; принятие правил поведения на уроках; развитие потребности в самопознании; знакомство с понятием «самооценка»; мягкая коррекция самооценки.
Материалы к уроку: бланки к упражнению «Какой я?»; второе упражнение лучше выполнять на их оборотной стороне. После урока подписанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.

У Чака Норриса как‑то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, – ответил Чак. – Деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.
Самооценка, то есть способность человека оценивать самого себя, у всех разная. Один, обладая скромными способностями, уверен в себе. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от недовольства собой.
О том, как опасна низкая самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и не уверена в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
Эти такие разные люди были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.
• Зачем человеку дана способность оценивать себя?
Упражнение «Какой я?»

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
УМ
ДОБРОТА
СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики.
Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учеников с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.

Упражнение
«Самый-самый»

Запишите фамилии трех девочек и троих мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.
Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилии.
Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно если их самооценка завышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.
Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

Упражнение
«Мечтать не вредно»

Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
• Как вы понимаете слова Т. Карлейля «Приравняй свои притязания к нулю – и целый мир будет у ног твоих»

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА
• Как вы понимаете эту формулу?
• Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?
Главное в этой формуле – самооценка. От нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные – человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует.
Помните тост из фильма «Кавказская пленница»? «Я могу купить козу, – говорит герой фильма, – но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности. Так выпьем за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возможностям!»
Неудачник – не тот, у кого чего‑то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.
Если достижения скромные, а запросы непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от невозможности достичь желаемого, одним завидовать, других унижать, чтобы хоть как‑то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего‑то должны – родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Есть только два способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса (добиться успеха в какой‑нибудь деятельности или снизить уровень притязания – достичь одновременно и того и другого удается только великим людям).

ПЕРВЫЙ УРОК
В 7 КЛАССЕ:
УСПЕХ И УРОВЕНЬ
ПРИТЯЗАНИЙ

Приравняй свои притязания
к нулю –
и целый мир будет у ног твоих.
Т. Карлейль

Цели урока: установление контакта с учениками; создание в классе атмосферы тепла и доверия; информирование учеников о новом курсе (его возможностях и особенностях); принятие правил поведения на уроках; развитие потребности в самопознании; знакомство с понятиями «самооценка», «уровень притязаний».
Материалы к уроку: бланки к упражнению «Уровень притязаний»; первое упражнение лучше выполнять на их оборотной стороне. После урока подписанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА,
где самооценка – это способность человека оценивать самого себя,
уровень притязаний – цели, которые человек ставит перед собой.
Уровень притязаний может быть реалистичным, то есть соответствующим способностям человека, или нереалистичным (заниженным или завышенным).
• Как вы понимаете эту формулу?
• Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?
• Выведите из этой формулы значение успеха.

Упражнение
«Успех – это…»

В течение трех минут по‑разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Человек живет в гармонии с собой и миром, если уровень его притязаний соответствует его достижениям, его успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по‑своему.
• Можно ли говорить об успехе по‑американски, по‑европейски и по‑русски?
Вот как отвечает на этот вопрос князь Петр Дмитриевич Голицын:
«Понятие успеха универсально во всем мире. Успех – это достижение оптимального метода организации своей жизни как в личном, так и в деловом плане. Но внешне он различается в разных местах. В Америке, например, человек, достигший успеха, любит его демонстрировать, покупая себе большие дома и большие автомобили. В Европе люди ведут себя более скромно. В России насаждается американский образ успешного человека: «шестисотый мерседес» и два черных джипа охраны, которые его сопровождают. Но все это внешние детали. Успех – это мера добра и зла, которое я совершаю в этой жизни. Когда мои дед и бабушка перед революцией 1917 года уехали из России, у них ничего не было, потому что они думали, что через две недели вернутся назад. А эти две недели растянулись на восемьдесят лет! Мой дед, например, стал в эмиграции первым секретарем русской зарубежной церкви. Мой отец работал инженером, и настолько хорошо работал, что его работу до сих пор ценят на трех материках. Вот настоящий успех».
Успех – от слова «успеть». Главное – куда и зачем. Человек успел на самолет, а самолет разбился. Один хочет успеть получить орден или должность, другой – вырастить детей, третий – закончить свою работу.
• Спросите своих родителей, что для них значит успех.

Упражнение
«Уровень притязаний»

Прочитайте следующие утверждения. Если вы согласны, поставьте рядом плюс, если не согласны – поставьте минус.
1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.
2. Вы считаете, что командовать, руководить легче, чем подчиняться.
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.
4. Когда вам поручают какое‑нибудь дело, вы всегда стремитесь сделать его по‑своему.
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым.
6. Если бы вы занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.
7. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.
8. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие.
9. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо.
10. Если бы вам пришлось заново начать жить, вы бы достигли гораздо большего.
Чем больше у вас положительных ответов, тем выше уровень притязаний. Осталось определить, что для вас является успехом и наметить пути его достижения.
Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям.
Как остроумно заметил У. Джеймс, «никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, великим силачом, богачом, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно».

TopList