Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Важные мелочи трудной встречи

* в рабочий блокнот

Юлия ЗНАМЕНСКАЯ, учитель словесности, лауреат окружного конкурса
«Самый классный классный», школа № 929, Москва

Первое родительское собрание


Первое в учебном году родительское собрание, как правило, проводится в конце сентября. К этому времени уже решены многие проблемы начала года: списки, учебники, преподаватели, расписание. Пора поговорить с родителями ваших учеников.

Когда я училась в школе, у нас несколько лет был классный руководитель, который переносил родительское собрание на другой день, если отсутствовали хотя бы пять человек.
Жизнь сейчас, конечно, другая. Далеко не все современные родители могут уйти с работы пораньше или отменить отдых, чтобы потратить несколько часов на общение со школой, но собрание – мероприятие, обязательное для всех.

→ В субботу позвоните домой родителям учеников «группы риска» и предупредите о собрании лично. Проверьте в дневниках учеников запись о дате и времени собрания, а в понедельник проверьте подпись родителей.

→ Не забывайте: мамы и папы пришли после работы. Постарайтесь провести собрание так, чтобы, выйдя из кабинета, они не жалели о потраченном времени.

→ Первое собрание обычно начинается с общей школьной части, обязательной для всех. Узнайте заранее, о чем будет идти речь, чтобы не повторять в классе уже сказанное.

→ Возьмите за правило четко ограничивать время своего выступления. Даже самую первую вашу встречу лучше ограничить часом. А вот на вопросы родителей вы должны дать подробнейшие ответы – на это времени не жалейте.

→ Советую раздать родителям анкету (имя-отчество, место работы, телефон и т. д.), которую они должны лично заполнить и расписаться. Простой пример: целый год, обращаясь к одной из мам, я называла ее так, как было указано в записке, которую принесла ее дочка. А в конце года, когда мы уже достаточно хорошо познакомились, эта мама спросила, почему я ее так называю. Оказалось, что дочка сама заполняла листочек и приписала маме очень красивое имя. Простое «Ирина Ивановна» ей не нравилось.

→ Обращайтесь к родителям по имени-отчеству, а не просто мама Петрова или папа Ивановой. Если попадаются трудные имена, потренируйтесь произносить их до собрания.

→ Постарайтесь сказать на собрании что‑то хорошее обо всех. Даже для отпетого двоечника найдите доброе словечко.

→ А вот ругать кого‑то при всей честной компании мне кажется неправильным. Мама одной из выпускниц как‑то сказала: «Я на собрания с шестого класса не хожу, меня тогда так отчитали, что хватило надолго».
Лучше попросите родителей проблемного ученика остаться и поговорите с ними наедине.

→ Давая советы, учитывайте возможности собеседника: бесполезно советовать человеку сделать то, что ему не по силам. Не давайте советы, исходя из общих соображений, учитывайте конкретные семейные обстоятельства.

→ Необходимо, чтобы родители доверяли вам и не боялись сказать правду. Мысленно проведите такой тест. Разгар учебы. Один из учеников неделю не был в школе.
Какой вариант вы бы предпочли: а) чтобы родители заранее предупредили вас о том, что им представилась возможность отдохнуть и они хотели бы взять ребенка с собой или б) чтобы ребенок принес вам нужную справку.
Пропускать школу, конечно, нехорошо. Но если вас, уважаемые работники образования, отправят в командировку в теплые края среди зимы, вы что же, откажетесь?
И неужели не возьмете с собой свое бледное чадо? А учителю в школе что скажете?..
→ Нам, привыкшим исправлять ответы и речь школьников и с плохо скрываемой тоской слушать невыученный урок, бывает очень сложно общаться с родителями. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми к сбивчивой речи, неумению выразить что‑то очень важное или слишком длинному монологу.

→ Умейте держать паузу. Не спешите выражать свое мнение, не старайтесь непременно дать родителю какой‑то совет или моментально найти выход из изложенной им ситуации. Дайте человеку выговориться. Может быть, рассказав вам о своих проблемах, он сам найдет решение.

→ Психолог К. Роджерс употребляет термин «хорошее слушание» – умение сконцентрировать внимание на человеке, который с вами говорит, понимать не только слова, но и мимику, интонации, жесты, эмоции.
Нередко то, что говорит человек, не совпадает с тем, что при этом выражает его лицо. Например, мама рассказывает о том, что ребенок тяжело переживает ее конфликт с мужем, а на лице – беззаботная улыбка. А вы уверены, что эта улыбка не маскировка?
И наоборот. В школу вызвали папу, большого начальника, никогда до этого в школу не заглядывавшего. Почтительность, с которой он выслушивает критику в адрес своего сына, может быть весьма обманчива. Он не слышит вас, потому что ни ситуация, ни вы, ни вся обстановка ему не нравятся. Но внешние приличия соблюдены.
Или вот мама, у которой трое сыновей и которая не справляется даже с младшим, будет искренне обещать вам, что примет самые строгие меры. А что ей остается? Только кротко соглашаться с вашими гневными и совершенно бесполезными отповедями.

→ Во время беседы поддерживайте не только зрительный контакт, но и дайте понять собеседнику, что вы внимательно следите за его речью. Есть так называемые контактные звуки: «мда», «угу». Сами по себе эти звуки, кивки или междометия не означают согласия, но собеседник понимает, что вы внимательно слушаете.

→ Смягчайте свои суждения, советы и оценки при помощи слов «мне кажется», «думаю, что...», «хотелось бы, чтобы…», «а не могли бы вы…». И не бойтесь, что вас заподозрят в неуверенности.

→ К. Роджерс выделил важнейшие качества, необходимые врачу, воспитателю, учителю: умение быть самим собой, стремление понять другого человека, безусловное приятие человека, бескорыстная доброжелательность и теплота.
/Материал подготовлен на основе статьи в газете
«Библиотека в школе» № 1, 2003/

TopList