Архив
«Тут уже настоящий спор разгорелся…»
* глазами участника
Записал на диктофон Вячеслав БУКАТОВ
Рассказ учительницы математики из Москвы, присутствовавшей на открытом родительском собрании в Оболенской школе в качестве гостя
Впечатление от собрания было настолько сильное, что я всю обратную дорогу до Москвы думала о том, что мне надо обязательно провести такое собрание в своем классе. Почему? Эффект потрясающий для всех. Для детей – потому что они вместе с родителями. Для родителей – потому что в необычной для них форме и им интересно. Ну уж а для учителя само собой польза огромная!
Я тоже родитель
Нам, гостям, сказали, что можно выбирать, куда идти. Кто в библиотеку пошел, кто – в спортивный зал, кто – на родительское собрание. Большинство гостей выбрали именно его.
Пришли. Родителей хоть и немного, а я думаю: обычно даже к шести часам вечера родителей собрать трудно, а тут, надо же, в середине дня собрались…
Сначала мы уселись на стулья вдоль стены. А классный руководитель нам: «Дорогие гости, давайте подсаживайтесь к столикам». А гости сначала подыспугались. Я тоже немножко испугалась, но тут же подумала: я же тоже родитель и как родитель могу принять участие.
Сели, собрание началось. За столом, к которому я подсела, оказались только учителя этой школы и только гости (из Москвы и Серпухова). Каждый стол получил цитаты из классиков по вопросам воспитания, и группе нужно было внимательно прочитать, посоветоваться и определить, какая позиция им ближе.
Первая цитата была очень категоричная: «Воспитание может все». Начали высказываться – кто что думает. Мнения были совершенно разные. Пришлось поспорить. В конце концов пришли к выводу, что третья позиция самая правильная...
Начали выступать. Каждая команда со своим мнением. Естественно, учителя что говорили? Воспитание – самое главное. Родители как‑то так засомневались, но уже начали искать золотую середину…
Тут я и прикусила язычок
Тут Ольга Павловна и говорит: «Встаньте, самые активные и самые пассивные». Мы растерялись… Ну я сошла за самого пассивного, а моя соседка вызвалась быть самой активной. Пошли вдвоем по кругу, по часовой стрелке к другому столу. А там одни одиннадцатиклассники сидят!..
Следующий вопрос для обсуждения в группах был такой: если ваш ребенок собрался на дискотеку и одевается как‑то стильно, вычурно, а вы не согласны с такой формой одежды, что вы будете делать? Ну тут уже настоящий спор разгорелся. Дети говорят: «А какое они, родители, имеют право запрещать? Что хочу, то и надеваю».
Тут я решила немножко слукавить и говорю своей группе: «Будь я на месте этого ребенка, я бы сказала: мама, это платье в прошлом году было модным, а в этом году оно уже немодное». А дети мне: «Да вы что! Нет, мы так говорить не будем». Тут я и прикусила язычок.
А они: «С какой стати мы будем врать? У меня есть такое платье, я его выбирала с любовью, я его покупала, его я и надену. Нет, вы не правы». Это, между прочим, сельские школьники московской учительнице говорят...
Они задумались
Дальше опять перемешивание. Ольга Павловна: «Все встали». Все встали, и оказалось, что нужно выяснить, кто какого роста. Все стали смотреть друг на друга, меряться ростом, и я оказалась самой высокой. Так что в другую группу отправиться пришлось опять мне, но уже с ученицей (по росту самой маленькой).
Когда мы очутились в следующей команде, то для обсуждения был задан такой вопрос: «Если ваш ребенок закурил, что вы будете делать?»
Дети, они же демократы: «Ребенок должен сам понять, что это вредно». Но им, конечно, интересно услышать позицию взрослого человека, тем более чужой учительницы.
– Ну а вы что скажете?
Я говорю:
– Вот вы мне скажите: зачем делать то, чего можно не делать?
Они задумались. И когда они представляли мнение группы, то озвучили именно эту фразу…
Нам обязательно
надо это сделать
На собрании мне очень было интересно и хотелось побыть на нем до конца. Но тут пришел посыльный и сказал, что всех, кто приехал на конференцию, созывают на общий сбор для подведения итогов. Так что мне с коллегами из других школ пришлось уйти.
А когда в Москву возвращалась, думала в основном про собрание. Тем более что, когда мы в автобус садились, директор той школы сказала: «Собрание‑то все еще идет» (я слышала, что оно шло чуть ли не два часа).
Впечатление сильное. Но, по‑моему, оно больше понравилось старшеклассникам. Тем более они сами будущие родители…
На следующий день прихожу в свою школу, замдиректора по воспитательной работе говорит:
– Ну ты записала, что там было?
– Танюш, такое хорошее родительское собрание! Нам обязательно надо это сделать. Но записать ничего не успела. Только вот конфликты между детьми и родителями надергала…