Архив
Отчет о совместном с детьми родительском собрании
* не для галочки
Ольга ТРАВИНА, учитель математики, классный руководитель 11 класса, Оболенская СОШ, Серпуховский район, Московская обл.
Присутствовало: 16 детей и 14 взрослых
Тема: «Бремя родителей, бремя детей»
Дата: 27 февраля, 13.30
Родители и дети объединились в группы по шесть человек произвольным образом. Каждая из пяти групп заняла один из столов (столы были приготовлены заранее).
Посыльные от групп получили первое задание: обсудить и сформировать мнение группы по поводу следующих высказываний:
«Воспитание может все» /Гельвеций/;
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» /Л. Толстой/;
«Воспитание может сделать многое, но не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» /В. Белинский/.
Какая группа будет выступать первой? Это установили жеребьевкой (а затем – по часовой стрелке).
Тут же установили, про что группа будет рассказывать: с чем группа согласна или нет.
Смена состава групп: выбрали в группе двух человек на роль самого активного и самого пассивного и направили их в соседнюю группу. Получились группы смешанного состава (взрослые и дети).
Задание посыльным: обсудить указанную на листочке ситуацию (для обсуждения были приготовлены три ситуации) и сформулировать мнение группы.
Пример ситуации: «Ваш взрослый ребенок собирается идти гулять, он оделся стильно, но вам хочется, чтобы он оделся по‑другому. Убедить его переодеться не удается. Как поступить?»
Высказывалась каждая группа. Время на подготовку – одна минута и на выступление – одна минута (использовались песочные часы).
Обсуждение получилось очень активным. Всем было интересно.
После этой части работы я прочитала выдержки из книги С. Соловейчика «Педагогика для всех». Выдержки касались тех вопросов, которые были обсуждены в группах.
Провела повторное перемешивание состава групп.
Вторая часть собрания началась с «шапки вопросов»: все участники собрания написали по две собственные проблемы на листочках и сложили их в лукошко.
Следующий этап – построились в шеренгу (по дате рождения) и объединились в пары. Каждый взял по вопросу, в паре обсудили и выбрали понравившийся вопрос.
Затем пары объединились в четверки. Выслушали друг друга и сообща выбрали из двух ответов самый понятный. Этот ответ выслушали уже все.
Вопросы были самыми разнообразными, например:
«Как помочь ребенку бороться со своими комплексами?»;
«Как быть, если ребенок начинает принимать наркотики?»;
«Как заставить отца полюбить меня?».
Обсуждение прошло очень интересно. Говорили и взрослые, и дети. Прислушивались друг к другу.
Дети потом мне говорили, что им было интересно сравнить мнение своих родителей с мнением своих одноклассников.
Окончание собрания провела следующим образом.
В последних рабочих четверках предложила сделать друг другу комплимент. Для этого каждый написал свое имя и передал лист своему соседу слева. Сосед написал на этом листе комплимент тому, чье имя указано, потом опять согнул лист так, чтобы закрыть свою запись, и на новом загибе повторил прежнее имя и передал листок соседу. Писали до тех пор, пока каждый листок не вернулся к хозяину.
Собрание прошло с высокой активностью детей и взрослых, продолжалось почти два часа.
От редакции
Именно по этому сценарному плану учительница из Оболенска Ольга Травина провела на Московском педагогическом марафоне мастер-класс на тему «Совместное собрание родителей и учеников (10–11 классы)» (см. отчет о Марафоне в №11, 2007)